Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.
Психический инфантилизм – такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка, при которой не соответствует возрастным требованиям к нему (В.И. Гарбузов, 1990).
Психический инфантилизм – отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Психический инфантилизм характеризуется сохранением в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту: несамостоятельность решений и действий, чувство незащищенности, пониженная критичность к себе, повышенная требовательность к другим, наличие компенсаторных реакций (фантазирование, эгоцентризм и др.), слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится [7, с. 182]. Психическое развитие ниже возрастного уровня.
Позднее немецкий психотерапевт G. Anton (1904) выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения. Э. Крепелин связал возникновение психопатии с парциальным психическим инфантилизмом (ювенилизм) – задержкой эмоционального созревания, и считал, что инфантильная психика содержит в себе ростки будущих психопатий. Психическая незрелость проявляется в отнимании чужого времени, вследствие неумения распределить и занять свое. Для инфантильных личностей характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, которые обеспечивают полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает уровня зрелых чувств. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх – и все это бурно, через край. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им не ведомы тревожность и застенчивость. В психическом инфантилизме можно выделить несколько вариантов:
Простой вариант психического инфантилизма. Психический инфантилизм проявляется признаками психической незрелости, охватывающей все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако с преобладанием проявлений эмоционально-волевой задержки. При сохранном интеллекте отмечается недостаточность интеллектуальных интересов с доминированием стремления к игровой деятельности и удовольствиям. Дезадаптация возникает при предъявлении к ним возрастных требований и проявляется в школьном возрасте в виде неуспеваемости. Часто психический инфантилизм сочетается с признаками соматической незрелости, задержкой в росте, грацильным телосложением, однако без признаков грубой диспластичности, аномалий развития отдельных органов и систем (так называемый «психофизический инфантилизм»).
Осложненный вариант психического инфантилизма характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими проявлениями. В сочетании с психоорганическим синдромом при органическом инфантилизме отсутствует эмоциональная живость, яркость эмоций. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможены, а эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персеверативностью мыслительных процессов и нарушением так называемых предпосылок интеллекта (внимание, память, психическая работоспособность). При сочетании с целебрастеническим синдромом отмечаются повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания и соматовегетативные нарушения, например, расстройства сна, аппетита. При сочетании с психоэндокринным синдромом клиническая картина определяется наличием черт инфантилизма и особенностей психики, типичных для того или иного типа гормональных расстройств [8, с. 277–278]. Чаще всего психический инфантилизм встречается как самостоятельное расстройство, а также при задержке развития мозга, при его раннем негрубом поражении и при социальной запущенности.
Психологический инфантилизм – детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к молодому человеку, якобы взрослому человеку. Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их, в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив. А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть. Психологический инфантил – это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда, его родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы ребенок не был подвержен психологическому инфантилизму, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей.
В литературе рассматриваются также варианты инфантилизма.
Первый вариант инфантилизма называют истинным (по В.В. Ковалеву). Он базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием [9, с. 88]. Инфантилизм в медицине определяется как «задержка в развитии организма: замедление роста с сохранением детских пропорций тела, недоразвитость половых органов, отсутствие или недостаточная сформированность вторичных половых признаков». Данный термин применяется для описания заболеваний, возникающих у взрослых, но характерных для детского возраста (например, полиомиелит или детская цинга. В то же время это не считают общей задержкой умственного развития. При наличии названных свойств дети осваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают вопросы, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны. Они не то чтобы не способны обдумать свои поступки, они, скорее, просто не задумываются над ними. «Такие дети повышенно беспечны, беззаботны, неутомимы в играх. Им свойственна живость воображения, жизнерадостность» [8, с. 277].
Психически инфантильные дети наивно предлагают взрослому побегать и поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Поэтому они неизменно и безмятежно веселы, шаловливы, а если всплакнули, то на миг, не помня зла. Их детскость подкупает взрослых и сама собой подводит к любованию непосредственностью ребенка. Таких детей как бы занянчили в младенчестве и не заметили, на какой долгий срок затянулся этот период. Инфантильные дети не хотят взрослеть, они знают, что такое будущее, но оно для них не существует, они застряли в настоящем. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», эти понятия инфантильные дети не воспринимают, а горький плач столь «маленьких» так обезоруживает взрослых, что и время развития этих основополагающих понятий оказывается упущенным. Спохватываются тогда, когда требование выполнять «нельзя» и «надо» вызывает у инфантильного ребенка уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И он капризно требует того, что нельзя, не приемлет то, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет. Инфантильные дети добры, но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе. Сверстники подходят к ним как к равным, но общения не получается, ибо инфантильные в поведении, навыках и умениях выглядят явно младше развивающихся нормально. Естественно, такие дети крайне несамостоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Самостоятельность – черта личности, характеризующая тенденцию к самодетерминации поведения, автономии, относительной независимости от случайных внешних и внутренних обстоятельств и влияний. Тенденция к самостоятельности у детей проявляется в возрасте около 2-х лет, вследствие чего формируется сознание собственного «Я» [22].
Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, которые обеспечивают полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает уровня зрелых чувств. «Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх – и все это бурно, через край» [9, с. 88–89]. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им не ведомы тревожность и застенчивость. Удручает отсутствие у них эмоциональной сдержанности. В них нет эмоциональной основательности, чтобы плакал, так плакал, а радовался, так уж радовался.
Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциальных причин, которые порождают детскую нервность или трудность.
Второй вариант инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой). В данном случае незрелость касается психического и физического развития. Ребенок не только ведет себя, как более младший по возрасту, но и выглядит в 5 лет как 3-летний. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, он часто болеет. Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и нестерпимо несамостоятелен. Ребенок не требователен и не капризен, ласков и послушен. Все принимают его детскость, сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают, утешают, если он плачет. Важно отметить, что ребенок принимает отводимую ему роль. И его воспитание, как правило, приобретает тревожную направленность. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом при физической крепости и нормальном здоровье.
Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсируют развитием ловкости. И вновь мы видим - воспитание решает все. Необходимы только терпение, любовь и мудрость родителей.
При третьем варианте психического инфантилизма ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Подобное чаще всего бывает у родителей, страстно мечтавших о ребенке, истосковавшихся в ожидании его. Самый интересный детский возраст – от 2 до 3 лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали. Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего. Дело осложняется тем, что психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. У ребенка не было объективных данных для преодоления инфантилизма, его вызвали искусственно. В результате после 5,5 лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем – кончается им. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелее его преодоление.
В конце концов, родители впадают в панику. Крупный и внешне ни в чем не уступающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею; встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к двери; разговаривает с соседом и просится к маме. Дома он стремится только играть. Он эгоистичен и не признает отказа ни в чем. Состояние родителей он попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.
В нашей работе отдельным видом инфантилизма рассматривается социальный инфантилизм, чтобы подчеркнуть социальные факторы и последствия данного явления.
Социальный инфантилизм – неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социокультурный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации.
Анализируя инфантилизм с социально-психологических позиций, В.А. Гурьева считает, что в подростковом возрасте правомерно выделение двух вариантов инфантилизма. В первом, наряду с созреванием важных для социализации личности структур, продолжают функционировать не подвергшиеся обратному развитию, структуры детства и юности. Во втором варианте незрелые структуры не дополняют, а замещают функции задержанных, неразвившихся систем. Таким образом, довольно легко наступает нарушение равновесия между отдельными структурами личности, и при всяком нарушении обнаруживается социальная незрелость личности.
Известны описания «инфантилизированного характера», «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу «кумира семьи», «гиперопеки» или «гиперпротекции». При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков, инициативы, невыносливость к психическим нагрузкам, недостаточная социальная зрелость и адаптированность.
Известны явления госпитализма у подростков, когда в условиях депривации формируется инфантильная психика. При этом появляются гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелой оказывается социальная сторона интеллекта и эмоций.
В неблагополучных семьях и закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности, в результате чего не формируются система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей, преобладают преимущественно утилитарные интересы, потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления отрицательных привычек, отсутствие контроля за проявлениями своих эмоций, побуждений, влечений. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебно-психиатрической квалификации состояния.
Информация о работе Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления