Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социальная инфантильность старшеклассников.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Инфантильное поведение в социуме  – нежелание человека взрослеть. Шаг за шагом, от бывшего школьника-подростка ждут все более ответственных поступков, осмысленных решений, доверие требует все больших обязательств. В то же время при выборе будущей профессии инфантилы ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует. Инфантильные юноши и девушки живут одним днем, у них нет ни четкой, ни «размытой» цели в жизни. Выбор профессиональной деятельности такого старшеклассника осуществляется под влиянием ближайшего социального окружения (друзей, знакомых, родителей и др.), а не в результате самостоятельного решения. Инфантильная личность находится в постоянном поиске другого, который должен принять решение, защитить и выполнить желания.

Одной из форм социального инфантилизма является политический инфантилизм. Для него характерны ярко выраженная экстернальность (склонность приписывать причины происходящего внешним факторам – внешней среде, судьбе или случаю) по отношению к политической системе, уверенность в собственной абсолютной неспособности влиять на политические процессы, неспособность к критическому анализу. В молодежной среде политический инфантилизм выражается либо в отстраненности молодого поколения от политической жизни, либо в ярко выраженных деструктивных проявлениях, например, в действиях неформальных молодежных объединений [10]. По мнению A.M. Зимичева, «социально инфантильный, недоразвитый человек до обидного похож на своих меньших братьев: стремление выжить любой ценой, прокормить и спасти себя и свою семью, залезть по головам собратьев к кормушке, к власти и обустроиться в этой жизни лучше других» [19, с. 153]. С этой точки зрения, политическая инфантильность предстает, как результат нарушения политической социализации. Негативное проявление инфантилизма – присоединение к противоправным группировкам, оппозиционным движениям, участие в митингах и забастовках.

В зрелом возрасте инфантильным личностям  будет очень тяжело создать семью, основанную на любви, понимании, доверии и ответственности.

Карьерный рост также зачастую не присущ таким людям, потому что на сегодняшний день современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Зачастую молодые специалисты не хотят работать из-за небольшой зарплаты и предпочитают быть на иждивении у родителей. Как следствие – хроническая безработица представляет собой угрозу нарушения социальной стабильности.

Важно подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т.п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку». Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «так как считают, что все их усилия будут неэффективными». В групповом и организационном контексте инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Основные усилия родителей и школы должны быть направлены на успешную социализацию ребенка в обществе. Социальные последствия инфантилизма старшеклассника на уровне семьи выражаются в нежелании заниматься бытовыми делами и иждивенческом отношении к жизни, несформированность моральных понятий у ребенка может привести к воровству,  крупной лжи, неспособности ценить труд и время.

Отношения со сверстниками имеют оттенок  эгоизма, без эмпатии и любви к противоположному полу, эмоции и желания «детские», свойственна тяга к приключениям, безответственность, «перекладывание» вины на другого. Зачастую тянутся к людям с асоциальными установками, могут уйти в любой момент из дома.

Легко поддаются вербовке в секты, могут сутками сидеть перед телевизором или в социальных сетях. Телесоревнования, компьютерные игры, интернет, игровые автоматы привлекают их внимание и часто «затягивают» надолго. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

 

3 Пути преодоления социальной  инфантильности

старшеклассников

 

Меняющаяся социальная среда оказывает  влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, важным является формирование активной гражданской позиции, позитивная социализация. Важным направлением в деятельности социального педагога является развитие самостоятельной, ответственной, социально активной личности. Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия ученика с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:

– изучение условий социального развития ребёнка;

– включение подростка во взаимодействие с социальной средой;

– подключение родителей к разрешению возникающих проблем;

– организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении;

– оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации;

– подключение специалистов по работе с ребенком и семьей;

– организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка.

Для воспитания, формирования и развития личности большое значение имеет  взаимодействие таких институтов социализации как семья и школа. В обязанность  социального педагога входит: как можно раньше выявить наличие проблемы социальной инфантильности и определить пути ее преодоления.

Пути преодоления социального инфантилизма (рисунок 2) в условиях школы включают в себя взаимодействие социального педагога и психолога со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. При этом используются различные формы, методы и приемы работы.


 



 

 

 

 

Рисунок 2 – Пути преодоления социальной инфантильности  учащихся

 

Взаимодействие с учащимися. Решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае задача заключается в том, чтобы выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз. Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем-предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Диагностика для выявления инфантилизма среди старших школьников проводится с помощью следующих методик:

  1. Методика УВИ А.А. Серегиной (2006);
  2. МФБП «Тест большой пятерки» (Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, В.А. Бочаров, 2010);
  3. Опросник «Тип ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, 2010);
  4. «Опросник ценностей» (И.Г. Сенин, 1991);
  5. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  6. Опросник «Уровень эмоционального интеллекта» (С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров, 2009);
  7. Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработанная Ю.М. Орловым (Е.П. Ильин, 2000).

На основании диагностики ставится цель, определяются пути преодоления социальной инфантильности. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы как:

– беседа;

– консультации;

– групповые занятия.

Основной задачей, при работе с  незрелыми личностями, является формирование самостоятельности, ответственности и создание условий для их гармоничного развития. Многие учащиеся школы испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьника. Главная задача – познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.

Формы групповых занятий различны: дискуссии, социально-психологические тренинги, творческие мастерские. В содержание занятий включаются элементы по выработке у детей бытовых навыков и осуществляются через школьные клубы, курсы и кружки.

Целью взаимодействия с учащимися является формирование новых знаний в сфере семейно - бытовых отношений, развитие у молодых людей ответственного отношения к будущему родительству, подготовка их к самостоятельной, взрослой жизни, воспитание активной, социально-зрелой личности.

Взаимодействие  с родителями. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

Формами работы с семьей являются программы, направленные на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, повышении социально-психолого-педагогической грамотности родителей. Предусматривает два направления деятельности:

– коррекционно-профилактическое;

– информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с семей. Проблему социальной инфантильности социальный педагог решает вместе с родителями. Сообща выявляют причины инфантилизма ребенка и ищут пути коррекции этой проблемы. Родители консультируются с социальным педагогом по вопросам воспитания, правового, нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Принципы социального партнерства  в работе с родителями включают в себя: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и ответственность сторон.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. Родителям предлагаются различные формы работы:

– индивидуальные консультации. Эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации;

– социально-психолого-педагогический совет (СППС). В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психолого-педагогической поддержки ребенку;

– лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения темы;

– тематические родительские собрания (1 раз в четверть), на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;

– ежегодные родительские конференции в «День открытых дверей»;

– круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений;

– мастер-классы, проекты с участием родителей, направленные на формирование критического мышления у учащихся, развитие ответственности, самостоятельности, чувства долга.

 

Взаимодействие  с педагогическим коллективом. Классный руководитель, преподаватель-предметник, узкие специалисты школы осуществляют индивидуальную работу с социальной инфантильностью учащегося. С классным руководителем выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем. Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости. Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи (рисунок 3).

– Методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка;

– Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы;

– Социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;

– Выступление на педагогических советах – рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося;

– Социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы.



 


 



 


 



 

 

 

 

Рисунок 3 – Схема работы с педагогическим коллективом

Одним из направлений работы педагогического  коллектива в преодолении социального инфантилизма старшеклассника является профилактика.

Информация о работе Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления