Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;
Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
Выявить причины и факторы детской агрессивности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе……………………………………..7
1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях ………………………………………………………………………….7
1.2 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.…………………………………………………….………..………12
1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и с семьями учащихся ………………..………………………………………………...…………………18
ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...……..21
2.1Понятие, факторы и причины детской агрессивности. Анализ понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»…………………………………………………….……………21
2.2 Виды детской агрессивности..........................................................................34
2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально–типологические черты……………………………………...37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников …………....................................................................................39
3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………….39
3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности …………………………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь.

Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога ни вписывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и  здоровья, установлению гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.

 

1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими  работниками школы, ведомствами и семьями учащихся

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и  улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет  свои цели, содержание, структуру, которые  выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом  социум или микросоциум.

С целью организации комплексного подхода к решению задач, стоящих  перед   СППС, необходимо  установить тесные деловые и профессиональные контакты с заинтересованными ведомствами, организациями и общественными  объединениями.

Специалисты СППС в пределах своей компетенции обращаются в  органы охраны детства,  органы юстиции  для оказания правовой помощи несовершеннолетним, представляют законные интересы обучающихся в прокуратуре и суде.

СППС взаимодействует  с районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних  по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Совместно с членами  комиссии  посещают несовершеннолетних по месту жительства.[24]

Особое место занимает взаимодействие специалистов учреждения образования  с учреждениями здравоохранения,  общественными объединениями и организациями по вопросам  пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, сохранения и укрепления здоровья формирования культуры поведения среди обучающихся, профилактики вредных привычек.

Актуально взаимодействие с  общественными объединениями  по организации волонтерского движения среди обучающихся.

СППС взаимодействует  с учреждениями дополнительного  образования детей и молодежи, учреждениями культуры, центрами профориентации по вопросам продуктивной организации  свободного времени несовершеннолетних, развития их склонностей и способностей, профессиональной ориентированности, подготовке к жизни и труду.[24]

В целях достижения системности, действенности и результативности социально-педагогического и психологического сопровождения процесса позитивной социализации несовершеннолетних СППС работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы.[24]

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить  свое назначение при условии, если создает  ситуацию, в которой возможны будут  в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить  потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными  проблемами. Координировать условия  разностороннего развития личности – вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог –  должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно,  в среде, окружающей личность - общаться с семьей, “трудиться” на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.[13]

Традиционно сложены взаимоотношения  социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет  борьба за власть над ребенком, амбиции  приоритетов и пр. Многое можно  если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным  выбором содержания и форм жизнедеятельности  ребенка во внешней для него и  для школы среде, где ценятся  добровольность выбора и самостоятельность  действий, иной стиль отношений и  общения со взрослыми, между взрослыми и т.д. [16]

Как ни важны социум и  микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам.

Современные процессы изменений  в школьной деятельности характеризуются  усложнением позиционного отношения  к ученику. Традиционная для прошлой  педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной  позиционной схемой.

Таким образом, сегодня над одним ребенком работают, как минимум, четыре специалиста: учитель, психолог, социальный педагог и родители.

Деятельность социального  педагога обращена, прежде всего, к  личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено  вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит  не в адаптации учащегося, а в  создании условий для развития его  активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь  результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой  и реализацией индивидуальной программы  развития каждой конкретной личности. [13] 

ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

 

2.1 Понятие, факторы и причины детской агрессивности

За последнее десятилетие  во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как  из внутренних (личностных), так и  из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а  сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».

Чрезвычайная сложность  и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому  поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует  его однозначная трактовка и  определение, но мы можем сказать  с уверенностью, что в большинстве  случаев агрессия начинает зарождаться  еще в младшем возрасте.

Агрессия в психологическом  подходе – это поведение, которое  причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства. [12]

Словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия –  мотивационное поведение, акт, который  может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание».[12]

Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. [35]

Агрессия - целенаправленное  деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [11]

Агрессивное Поведение - (франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим. [23]

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. [9]

Б. Мещеряков и В. Зинченко уточняют, что агрессия это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Мнение Б. Мещерякова и В. Зинченко, существенно дополняет Б.М. Бим-Бад, который считает, что данное социальное явление можно охарактеризовать как настойчивое стремление человека, нанести вред различного рода окружающим.

В социально-педагогическом направлении агрессию рассматривает  Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку.[16]

Необходимо  отметить, что определение агрессии в социально-педагогическом и психологическом  подходе имеют некоторую схожесть, и характеризуют ее, как устойчивую черту личности, проявляющуюся в  деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования  людей в обществе.

Под агрессивностью понимается проявление агрессии или  готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.[35]

Изучая  проблему детской агрессивности, мы так же обратили внимание на определение  Р.С. Немова, который описывает это понятие, утверждая, что под этим явлением необходимо понимать устойчивую или временную черту характера, проявляющуюся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а так же по отношению к предметам окружающего мира.[19]

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что  нет единого, исчерпывающего понятия  агрессивности, хотя многие авторы сходятся к тому, что агрессивность, представляет собой особый вид социального  взаимодействия, который характеризуется  резким неприятием одной личностью  мнения другой, с преимущественным применением физической силы для  удовлетворения собственных потребностей. Агрессивное поведение является специфической формой поведения, а  так же способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих  исследованиях по-разному определяют понятие агрессивности, терминологический  диапазон находится в спектре  от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми.

Достаточно  часто агрессивность обнаруживается уже у маленьких детей. Детская  агрессивность – явление специфическое  и отнюдь неизбежное.

Детские агрессивные действия выступают  в качестве:

  • средства достижения какой-либо цели;
  • способа психологической разрядки;
  • способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

В основе детской агрессивности  может лежать различная мотивационная  направленность: в первом случае –  спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого.[33]

Однако, несмотря на эти очевидные  различия, всех агрессивных детей  объединяет одно общее свойство –  невнимание к другим детям, неспособность  видеть и понимать другого.

В мире и в других людях  такой ребёнок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему  должного внимания, либо пытаются нанести  ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть  другого во всей его полноте и  целостности, пережить чувство связи  и общности с ним. Поэтому для  таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт  ощущение своего острого одиночества  во враждебном и угрожающем мире, которое  порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. Степень  такого восприятия враждебности может  быть различной, однако её психологическая  природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений  окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.[32]

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников