Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:12, курсовая работа
Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;
Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
Выявить причины и факторы детской агрессивности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе……………………………………..7
1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях ………………………………………………………………………….7
1.2 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.…………………………………………………….………..………12
1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и с семьями учащихся ………………..………………………………………………...…………………18
ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...……..21
2.1Понятие, факторы и причины детской агрессивности. Анализ понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»…………………………………………………….……………21
2.2 Виды детской агрессивности..........................................................................34
2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально–типологические черты……………………………………...37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников …………....................................................................................39
3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………….39
3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности …………………………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Данная методика была использована
для диагностики группы детей, склонных
к проявлению агрессивности, с целью
определения ее доминантных видов.
Для контроля эффективности проведения
коррекционно-развивающей
· Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
· Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, предназначенная для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворения потребностей личности. С помощью методики можно исследовать реакцию ребенка на сильные раздражители, такие как: агрессия, регрессию, апатию. Методика относится к классу проективных, включает 24 ситуации, в которых субъекта обвиняют в чем – то. Стимульный материал представляет собой контурный рисунок, на котором изображены два ребенка или более, занятые еще не оконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого» ребенку легче достоверно изложит свое собственное мнение и проявить типичные для него реакции выхода из конфликтной ситуации.
· Анкета для детей младшего школьного возраста на определение агрессивных реакций, использована нами для подтверждения склонности ребенка к проявлению агрессивности. По тому, как дети отвечали на предложенные им вопросы, можно судить о степени выраженности у них агрессивных реакций в повседневной жизни.
. Также проводилась социометрия,
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Данные диагностики «Несуществующее животное» и «Анкета», позволяют нам утверждать, что у 10(45.5 %) человек из 22, замечены существенные признаки агрессивности, 92% из них агрессивны, 90% - эмоционально не зрелы, 60% - импульсивны,47% - недовольны собственным положением в группе, 38% детей имеют много страхов и 36% имеют завышенную самооценку. Необходимо отметить, что дети младшего школьного возраста могут применять физическую силу, бить детей без причины, быстро теряют самообладание, в 86% случаев дают сдачу обидчику.
Данные первичной диагностики «Басса - Дарки»:
Большинство детей (56%) склонны проявлять физическую агрессию, то есть использовать физическую силу против другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей, 57 % - склонны выражать негативные чувства в форме негативных конструкций преимущественно имеющих негативную окраску. 59 % с недоверием и осторожностью относятся к окружающим людям, часто бывают убеждены, что другие планируют причинить им вред. 34% детей склонны проявлять агрессию, направленную на другое лицо, привлекая для этого посторонних людей. 30% детей испытывают чувства вины после ссор с окружающими. 27 % - готовы проявить агрессивные реакции и негативные чувства при малейшем раздражении. 10% - испытывают негативные эмоции по отношению с окружающими, часто выступают против установленных законов и правил.
По результатам вторичной диагностики (после проведения коррекционной работы) замечены, снижения уровня физической, косвенной, вербальной агрессии, на 14-20%, а так же раздражительности, проявления негативизма, обиды, подозрительности, что свидетельствует о качественно выполненной коррекционно - развивающей работе по развитию коммуникативных навыков социального взаимодействия и формированию доверительного отношения в процессе общения. Так же было замечено, что у детей на 15 % повысился уровень проявления чувства вины, что может подтверждать правильность и проведения методик направленных на формирование положительных межличностных отношений.
После проведения занятий, направленных на снижение агрессивности, можно заметить позитивные изменения в области снижения вспыльчивости, обидчивости, мстительности, нетерпимости к мнению других и подозрительности.
Дополнительный мониторинг за детьми подтверждают, что дети, после посещения занятий, стали менее конфликтны, вспыльчивы, реже отвечают грубо, почти не применяют физическую силу при разрешении непонимания в процессе общения. Если детей постигают неудачи в процессе деятельности, то они предпринимают повторную попытку ее выполнения, а не как прежде агрессивно проявляют свое недовольство, вымещая ее на окружающих. Стало замечено, что дети, которые до посещения занятий часто противились общеустановленным правилам и порядкам, стали более внимательно относиться к просьбам учителей и стараться выполнять правила и порядки школы.
На основе анализа полученные данных, можно составить общую социально – педагогическую характеристику группы детей, склонных к агрессивному поведению.
Дети, склонные к агрессивности, слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, нежелающих идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, подозрительны к окружающим людям, нетерпимы к мнению других.
Социально - педагогический
анализ полученных данных, позволяет
сделать вывод, что проявление детской
агрессивности в младшем
При разработке коррекционной программы, учитывалось, что при работе с детьми необходимо обратить внимание на снижение уровня физической, косвенной, вербальной агрессии, развитие доброжелательного, доверительного общения с окружающими людьми, формирование коммуникативных навыков, а так же компетенций социального взаимодействия.
3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-
В ходе реализации коррекционно-развивающей работы, нами было подготовлено выступление на родительском собрании с сообщением о поведенческих проявлениях и особенностях социальной жизнедеятельности агрессивных детей. В ходе выступления родителям были сообщены рекомендательные инструкции по общению с такими детьми.
Цель программы –
минимизировать проявления
Задачи программы:
1. Работа с негативными чувствами детей младшего школьного возраста в преодолении стрессовой ситуации, при которой могут проявиться агрессивные действия;
2. Пересмотр стереотипов агрессивного проявления у детей разного возраста, а так же у персонажей различных сказок и фильмов;
4. Формирование у детей умений понимать партнера по общению, а так же развития навыков внутригруппового и межличностного взаимодействия;
5. Развитие способности анализировать причины и последствия агрессивных поступков, с целью формирования у данной категории детей социальной компетенции;
6. Научить детей использовать агрессивные способы поведения в социально- позитивных целях;
7. Обучение детей способам доверительного общения как важнейшего из компонентов благополучной социализации;
8. Знакомство детей с правилами ведения беседы и диалога, как с одними из составляющих коммуникативной стороны общения, которые обеспечивают полноценное социальное становление личности;
В ходе анализа данных, полученных в ходе исследования, было принято решение вести коррекционную работу по следующим направлениям:
Работа по коррекции детской агрессивности подробней описана в приложении 1. Данная программа состоит из курса коррекционно – развивающих занятий (21 день) в оказании помощи детям по преодолению агрессивных форм поведений. Данная разработка направлена на снижение детской агрессивности. Также были разработаны рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми (приложение 2), материал для консультаций с родителями и педагогами по темам: «О действенных дисциплинарных методах», «Как помочь агрессивному ребенку», «Как играть с агрессивными детьми» (приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги но, на мой взгляд, в ее изучении еще рано ставить точку.
Анализируя опыт зарубежных
социально-педагогических и
Проблема детской
На основании изученного опыта по профилактике детской агрессивности, была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, включающая в себя диагностические мероприятия и курс занятий.
Изучив, что такое агрессивность, агрессивное поведение, агрессия я стала изучать их причины, факторы. На основе полученных знаний, была разработана программа по снижению агрессивного поведения младших школьников.
Исходя из результатов коррекционной программы, я могу считать, что цель работы достигнута, потому что проводимые социально – педагогические мероприятия снизили уровень агрессивности у школьников на 14 – 20 %, а это значит, что программа «работает».
При подготовке проекта, я столкнулась с проблемами в поисках методических разработок. Мне кажется, что их маловато для столь актуальной проблемы.
Я считаю, что наша разработка может быть использована социальными педагогами, психологами в своей деятельности. Она проста в выполнении, но продуктивна. Классным руководителям лучше проводить мероприятия по коррекции агрессивного поведения совместно с социальным педагогом или психологом, но не стоит забывать о том, что для работы психолога с детьми до 14 лет, необходимо письменное разрешение родителей (законных представителей).
Очень важно корректировать и снижать агрессивность в раннем возрасте. Это поможет избежать проблем в дальнейшем, так как в подростковом возрасте это будет сделать гораздо сложнее.
Но перед проведением какой – либо программы или методики по снижению агрессивности очень важно выявить причины такого поведения. Это не только облегчит работу, но и поможет достичь наилучшего результата.
В конце я хочу добавить, что мы в ответе за детей и от нас зависит, какими они вырастут. Мы должны помогать детям справляться с негативными проявлениям в их характере и делать это с открытым сердцем и душой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников