Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:12, курсовая работа
Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;
Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
Выявить причины и факторы детской агрессивности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе……………………………………..7
1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях ………………………………………………………………………….7
1.2 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.…………………………………………………….………..………12
1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и с семьями учащихся ………………..………………………………………………...…………………18
ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...……..21
2.1Понятие, факторы и причины детской агрессивности. Анализ понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»…………………………………………………….……………21
2.2 Виды детской агрессивности..........................................................................34
2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально–типологические черты……………………………………...37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников …………....................................................................................39
3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………….39
3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности …………………………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
– Плохое самочувствие, переутомление. Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией. Если ребенок выспался, хорошо себя чувствует, надел любимый костюм и получил на завтрак любимые сосиски, он может достаточно спокойно отреагировать на провоцирующую ситуацию. А на следующий день его поведение будет откровенно агрессивным.
– Влияние продуктов питания. Агрессивность ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью. Многочисленными исследованиями доказано влияние холестерина, содержащегося в крови на агрессивность человека (в том числе, саму агрессию).
4 группа причин
– Индивидуально –
– Тип темперамента.
– Акцентуации характера.
– Тип нервной системы.
5 группа причин
– социально-биологические
6 группа причин – психологические причины.
– Недостаточное развитие интеллектуальной сферы и коммуникативных навыков;
– Сниженный уровень самоконтроля;
– Недоразвитость ведущей деятельности в младшем школьном возрасте;
– Низкая самооценка;
– Нарушенные отношения со сверстниками.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что понятие детской агрессивности, неоднозначное и разноплановое.
Существует большое количество
разнообразных точек зрения на данный
вопрос, однако, большинство авторов
схожи, считать, что детская агрессивность,
представляет собой устойчивую черту
личности, для которой характерно
осмысленное, целенаправленное нанесение
физического или
2.2 Виды детской агрессивности
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности.
Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная.[35]
Так же важным вариантом представления агрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной.
О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной поставленной задачей субъекта является причинение вреда, страданий жертве.
Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
Основываясь на этих позициях можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрении агрессивности:
1) антиагрессивность – негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;
2) интенсивная агрессия,
мотивированная
3) агрессивность
4) агрессивность локальная
или импульсивная, – агрессия
проявляется как
5) агрессивность враждебная
– устойчивые эмоции злости, ненависти,
зависти, человек свою
6) инструментальная агрессия – для достижения какой-либо значимой ц примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.
Г.Э. Бреслав выявил следующую классификацию видов агрессии:
Разделение по направленности на объект |
Гетероагрессия – направленность на окружающих: нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. |
Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. | |
Разделение по причине появления |
Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). | |
Разделение по целенаправленности |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. |
Целевая (мотивационная) агрессия
– выступает как заранее | |
Разделение по открытости проявлений |
Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. | |
Разделение по форме проявлений |
Вербальная – выражена
в словесной форме: угрозы, оскорбления,
содержание которых прямо говорит
о наличии отрицательных эмоций
и возможности нанесения |
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. |
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. |
Таким образом, существует несколько теорий, каждая из которых по-разному видит природу агрессии.
Но агрессия, в какой бы форме она не проявлялась и какая бы теория ее не рассматривала, представляет собой поведение, которое направленно на причинения вреда окружающему миру.
2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально – типологические черты
Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок,
как и любой другой, нуждается
в ласке и помощи взрослых, потому,
что его агрессия – это, прежде
всего, отражение внутреннего
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.[32]
«Как стать любимым и нужным» – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.[5]
Агрессивные дети нуждаются
в понимании и поддержке
У агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Зачастую дети перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
Признаки агрессивности:
– по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
– по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников
3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Основной проблемой
Диагностика была проведена базе средней общеобразовательной школы № 18 г. Гродно, учащихся 3 «В» класса. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся данного класса. В классе 22 ученика, из них 6 девочек – 27 %, 16 мальчиков – 73 %.
Работа проводилась именно с этим классом, потому что большую часть класса составляют мальчики, которые ведут себя весьма агрессивно по отношению друг к другу, что было заметно даже до проведения диагностических методик.
В исследовательской работе, нами были использованы следующие методики:
Для основного исследования:
· Методика «Несуществующее животное»
Используется для изучения
личности детей младшего
· Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
Информация о работе Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников