Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.
Задачи исследования:
− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,
− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.
− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;
− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..
1.1 Понятие «информационные технологии» и его специфические особенности…………………………………………………………………….
1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе………………………………………………………………
1.3 Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе……………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………….
2.1 Информатизация учебного процесса в начальной школе………………
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!! ПЕЧАТАТЬ БЕЗ СОДЕЖАНИЯ.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

− индивидуальное информационное пространство;

− тренажер;

− средство диагностики и контроля.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания [51, c. 75-76].

Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Три из четырех названных К. Д. Ушинским средств, присущи информационным технологиям, которые, обладая широким диапазоном выразительных и технических возможностей, позволяют усилить впечатление от излагаемого материала [65].

Организация и содержание учебного процесса начальной школы кардинально отличается от основной и старшей школы. Если мы хотим использовать современные информационные технологии в ходе всего учебного процесса, а не только на уроке информатики, то здесь возникает ряд затруднений, связанных с организацией урока. Так, деление школьников на подгруппы, предусмотренное для урока информатики, который проводится специалистом, обычно подготовленным для работы в классах среднего и старшего звена в технически оснащенном кабинете информатики, неприемлемо для уроков русского языка и математики в начальных классах.

Не следует забывать и о санитарно-гигиенических нормах: работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжиться более 15 минут. Но иногда, учитель, желая идти в ногу со временем или в силу других причин, не обращает внимания на эти нормы. Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки [77, c. 139].

Если говорить о специфике обучения младших школьников, то она предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм организации учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, исследовательский) и т.д.

Целесообразно проведение уроков с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения.

Целью информационных технологий является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. В рамках настоящего пособия под информационной технологией будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [50, c. 132]. В сфере образования понятие информационная технология наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).

В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств информационных технологий, которые широко используются в образовательной сфере (рис.1).

 

Рис. 1.1. Классификация информационных технологий

 

Выделяются аппаратные и программные средства производства информации. К аппаратным средствам информационных технологий относят электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода – вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ. Программные средства информационных технологий представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д. [38, c. 10-13].

Состав программных средств конкретной информационной технологии зависит от архитектуры компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного обеспечения. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами информационных технологий являются продукты корпорации Microsoft®. Соответствие данных программных средств конкретным информационным технологиям представлено в таблице 1 (см. приложение A).

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное использование информационных технологий вызывает положительный эффект на любой стадии педагогического процесса:

• на этапе предъявления учебной информации обучаемым;

• на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия;

• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

• на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т. п.

Но в то же время необходимо учитывать, что  использование информационных технологий в обучении может вызвать и  ряд негативных эффектов, связанных с длительностью пребывания учащихся за экраном дисплея. В соответствии с требованиями санитарных норм для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся должна быть не более 15 минут. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.

При реализации урока один компьютер в кабинете может быть использован как «электронная» доска, то есть использоваться в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с интернетом. [31, c. 73].

Основываясь на этих требованиях и рекомендациях, разработчики авторских программ обучения составили свои требования и рекомендации. В современной школе компьютер все шире используется в начальной школе не только на уроках информатики, но и на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки: выбор учебного предмета или конкретного его раздела; анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков; проектирование набора заданий для компьютерных уроков; выбор программных средств для разработки заданий; разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств; экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий; разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя [66].

Существует также проблема эмоциональности обучения в условиях компьютеризации. Ведь эмоции − важнейшая характеристика человеческой личности. Важность формирования у учащегося эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана многочисленными исследованиями.

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. «Очень важно,− писал В. А. Сухомлинский,− чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью» [62, c. 475]. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).

Особый интерес у учащихся и у педагогов вызывает адаптированный графический редактор для младших школьников. Творческий подход выражается в том, что ученики используют элементы редактора не только как части букв, но и конструируют орнаменты, геометрические фигуры, выполняют творческие работы [67, c. 127].

Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора «мышь» отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения [67, c.132].

Работа с компьютером помогает получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора, повысить самооценку.

Применение информационных технологий позволяет осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовать различные виды деятельности учащихся:

1) информационно-учебную;

2) учебно-игровую;

3) экспериментально-исследовательскую;

4) самостоятельную.

Эти виды деятельности ориентируются на активное использование информационных технологий учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира. Использование информационных технологий в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию учащихся [65, c. 83].

Остановимся на основных направлениях использования информационных технологий в учебном процессе с учетом методической целесообразности и возможностей:

1) осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

2) обработка результатов эксперимента;

3) осуществление управления реальными объектами (учебными роботами);

4) организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;

5) осуществление автоматизированного контроля организации учебной деятельности;

6) разработка педагогических программных средств различного назначения;

7) разработка методических и дидактических материалов;

8) разработка web-сайтов учебного назначения;

9) организация интеллектуального досуга учащихся.

В учебном процессе начальной школы все перечисленные направления использования информационных технологий в той или иной степени имеют место. Наиболее широко используются информационные технологии для разработки методических (разработки уроков, методические рекомендации и т. д.) и дидактических (иллюстративный, занимательный материал, карточки задания и т. д.) материалов, организации интеллектуальных игр и викторин, разработки педагогических программных средств различного назначения. разрабатываемого с использованием информационных технологий, и типах педагогических программных средств [67, c. 93].

Наиболее широко используемый в начальной школе дидактический материал и необходимые для его разработки информационных технологий корпорации Microsoft® представлены в таблице 1.2.1.

 

Таблица 1.2.1

Дидактический материал необходимый для разработки информационных технологий в начальной школе

п/п

Вид дидактического материала

Программный продукт

1

2

3

1

Печатный раздаточный материал (карточки-задания, кроссворды, ребусы, схемы, таблицы, инструкции, памятки и пр).

MS Word,

MS Publisher, Paint

2

Печатный иллюстративный материал

MS Word,

MS Publisher, Paint

3

Печатный бланковый  тест (открытый, закрытый)

MS Word

4

Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы без автоматической обработки результатов

MS Word

5

Электронный тест (закрытый), кроссворд, ребусы с  автоматической обработкой текущих  результатов

MS PowerPoint

6

Электронный тест (открытый, закрытый),кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов

MS Excel

7

Электронный дидактический материал на классификацию  предложенных объектов, конструирование  объектов из готовых элементов

MS PowerPoint

8

Электронные шаблоны для обработки результатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т. д.

MS Excel

9

Мультимедийный  демонстрационный материал

MS PowerPoint

10

Электронные справочники, справочные таблицы

MS Excel,

MS Access

11

Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала

MS PowerPoint

Информация о работе Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах