Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.
Задачи исследования:
− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,
− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.
− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;
− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..
1.1 Понятие «информационные технологии» и его специфические особенности…………………………………………………………………….
1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе………………………………………………………………
1.3 Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе……………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………….
2.1 Информатизация учебного процесса в начальной школе………………
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания математики в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Так, работа в системе ЛОГО-миры позволяет учащимся самостоятельно управлять кибернетическим роботом – черепашкой, благодаря чему ребенок усваивает все основные геометрические представления методом открытия на более фундаментальном уровне, чем это предусмотрено в программе начальной школы. [67, c.132].
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы. Технически создание контролирующей программы для начальных классов по математике проще, чем по другим учебным предметом, так как именно математика поддается наибольшей формализации [67, c. 137].
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению.
Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам [31].
Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношение педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности [31].
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
В большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащённые 15-20 компьютерами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики.
Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов постоянно находятся 1-2 компьютера [31; 58].
При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе. Если в кабинете отсутствует компьютер, то можно использовать ноутбук.
Какие педагогические программные средства можно использовать на уроках?
Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учётом программы начальной школы электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе. Большинство из них также подходит для домашнего применения, либо для внеурочного использования.
При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичные задания за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажёр повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
Можно использовать такие средства: «Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»; интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»; «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников); природа и человек. (Естествознание для начальной школы); «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»; юный математик. (3-4 классы); русский язык и математика. («Тим и Тома на Южном полюсе»)2-3 классы; «Уроки хорошего поведения». Обучающая программа; Гарфилд. Математика. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление; «Баба – Яга пойди туда, не знаю куда…» (Игры на развитие памяти и логики) [40; 45].
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей. В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным: обычная иллюстрация; использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама [33].
Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.).
После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.
Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.
В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Применение различных игр (Круговые примеры, « Заполни пустые окошки») способствует этому.
В решении задач на движение показаны разные способы решения (алгебраический, арифметический) и взаимосвязь между величинами.
Продуктивность таких уроков очень высокая.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности [66, с. 174].
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
2.2 Ход и результаты исследования
Исследование проводилось в МОБУ СОШ с.Наумовка, среди учащихся 2А и 2Б классов.
На первом этапе исследования изучалась и анализировалась научная литература по внедрению информационных технологий в учебный процесс в начальной школе. С целью теоретического и практического обоснования специфики внедрения информационных технологий в начальных классах было проведено несколько специально подобранных методик:
а) анкета для учителей на выявление информационной культуры и определяющая их взгляд на применение технологий на уроке;
б) анкета для родителей, выявляющая их отношение к применению компьютера на уроках;
в) анкета для детей, для выявления их отношения к компьютерным технологиям и применениям их на уроке;
г) специально разработанные уроки с применением информационных технологий.
Наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках на первом этапе велось без применения информационных технологий, а на втором этапе - с применением презентации, также других методов информационных технологий. Исследование проводилось в 2А и в 2Б классах МОБУ СОШ с.Наумовка.
Для того, чтобы определить уровень информационной культуры и подготовки учителей, также родителей было проведено анкетирование (см. приложение Е, Ж, З).
Цель анкетирования: выяснить отношение учителей к информационным технологиям, также выявить уровень применения информационных технологий в педагогической деятельности; выявить, как оценивают информатизацию родители и дети.
Ход проведения: анкетирование учителей начальных классов проводилось для выявления степени применения информационных технологий в педагогической деятельности. Учителям были предложены вопросы без предоставлением выбора ответа, для того чтобы они могли дать полный ответ с своими предложениями. Было опрошено всего 5 учителей. Из них – 2 – учителя первых классов, 1 – учитель третьего класса и 2 учителя – вторых классов. Данный метод был выбран для удобства апробации результатов и точности.
Анкетирование учащихся 2А и 2Б классов проводилось для выявления их владения информационными технологиями. Учащимся были выданы листочки, на которых им предлагалось написать ответы на вопросы. Данный метод был выбран для удобства апробации и точности результатов.
В ходе данного исследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроках без применения информационных технологий – доминировали мотивы долга, ответственности и отношения к учебной деятельности, а с применением – те же и ещё мотивы содержания учебной деятельности и самосовершенствования. Были опрошены также учителя начальных классов. Из пяти учителей большинство (4 человека) ответили на вопрос анкеты «используете ли Вы на своих занятиях информационные технологии?» - «иногда», т.е. данная проблема существует. Шестьдесят процентов опрошенных учителей на вопрос, «Какие затруднения возникают при применении компьютерных технологий?» - ответили «недостаточность компьютерных оснащений». На вопрос: «Высока ли результативность применения компьютерных технологий?» 70% ответили, что высока. Таким образом, подытоживая вышесказанное можно сделать такой вывод, что внедрение и применение информационных технологий в учебном процессе дает положительные результаты, такие как: повышение концентрации внимания к предмету, интерес, мотивация к получению знаний, для учителей служит хорошим дидактическим материалом.
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках с применением информационных технологий показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с учебником охотнее и отвечают на вопросы учителя, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения информационных технологий.
Таким образом, полученные следующие результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования учащихся и учителей показали, что применение информационных технологий на уроках в начальных классах используется, и оно весьма эффективно для формирования у учащихся мотивации, но существует проблема недостаточности оборудования, поэтому используют информационные технологии на уроках не всегда. Информационные технологии являются дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению.
Был проведен урок с применением информационных технологий (см. приложение И). Использовалась презентация, как дидактический материал. Организационный момент сопровождался с речью учителя и демонстрацией слайдов. Это привело к концентрации внимания учеников и заинтересованности к уроку с самых начальных этапов. Воспроизведение и правил также сопровождалось слайдами. Были задействованы слуховые и зрительные анализаторы, что привело к быстрому усвоению и закреплению правила. Проводить словарную работу с применением слайда является очень удобным методом, так как дети видят слова на экране и суффиксы, что приводит к лучшему запоминанию материала. Очень удобным является применение презентации к играм, так как хорошо передается сюжет и иллюстрации. Делая заключение из этого урока можно сказать, что применение компьютеров очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников.
Информация о работе Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах