Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.
Задачи исследования:
− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,
− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.
− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;
− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..
1.1 Понятие «информационные технологии» и его специфические особенности…………………………………………………………………….
1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе………………………………………………………………
1.3 Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе……………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………….
2.1 Информатизация учебного процесса в начальной школе………………
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!! ПЕЧАТАТЬ БЕЗ СОДЕЖАНИЯ.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели - максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

Средства информационных технологий должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников. Функциональное назначение педагогических программных средств – предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения учащихся. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, которые необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что благодаря информационным технологиям в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса у учащихся, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Это способствует повышению грамотности.

Проведенное исследование показало, что внедрение информационных технологий в учебный процесс в начальных классах позволило улучшить и облегчить работу учителя, а также улучшило усвоение учащимися материала, повысилась мотивация к учению, применение информационных технологий привело к концентрации внимания со стороны учащихся и повысило активность на уроках. Исходя из этих данных, можно сказать, что учащиеся лучше усваивают материал с применением информационных технологий.

Информационные технологии в обучении младших школьников выступают не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы.

Таким образом, информационные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения начальной школы. Именно в этом случае информационные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности изучения всех учебных дисциплин в младших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова Р. Про три поколения компьютерных технологий обучения в школе. / Р. Агапова // Информатика и образование. – 1994. – №2. – С. 96-98.
  2. Ананьева В. А. Искусство и музыка в компьютерном классе. / В. А Ананьева // Информатика и образование. – 2003. – №1. – С.83-84.
  3. Андреева И. М. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. / И. М. Андреева, Ю. С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Международная научная конференция. Краснодар - Новорасийск, 14-15 сентября 1995.: Тезисы доклады – Краснодар, 1995. – 98-105с.
  4. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е Вокунский // Психологический журнал. – 1998. – том 19, №1.
  5. Багленова А. Л. Принципи навчання школярів основам екранної грамотності / А. Л. Багленова // Фахівець. – 1992 – №5.
  6. Бахтина О. И. Информатизация гуманитарного образования. / О. И. Бахтина // Педагогика. – 1990. -№1.
  7. Белавина И. Г. Сприймання дитиною комп'ютерних ігор. / И. Г. Белавина // Питання психології. – 1993. – №3.
  8. Белавина И. Г. Психологические последствия компьютерилизации детской игры. / И. Г. Белавина / Информатика и образование. – 1991. – №3.
  9. Блінова Г. Й. Дидактичний матеріал для подолання вад письма у дітей / Г. Й.Блінова; під.ред. Нізельського.
  10. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. / П. П. Блонский. – Т.2. – М., 1979.
  11. Бондаревская В., Повякель Н. Психолого-эргономического обеспечения программных средств / В. Бондаревская, Повякель Н. // ИНФО. – 1990. – №5.
  12. Булгакова Е. С. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы. / Е. С. Булгакова//Информатика и образование. – 2004.№1.
  13. Буцин Е. С. Обучение младших школьников началам информатики. / Е. С. Буцин. – М.: Наука, 1991. – 552с.
  14. Бочкин Е. С. Методика преподавания информатики. / Е. С. Бочкин // Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1998. – 431 с.:ил.
  15. Варченко В. I. Веселка в комп'ютері. / В. I. Варченко // Початкова школа. – 1997. – №10. – С. 292.
  16. Вєтрова I. Г., Вербунко В. А. Використання комп'ютера у навчанні молодших школярів і його вплив на формування їхньої психіки // I. Г. Вєтрова, В. А. Вербунько // комп'ютер у школі а сім'ї – 2001 – №2. – С. 22-25.
  17. Видерхольд К. А. Компьютер в начальной школе. / К. А. Видерхольд // Информатика и образование. – 1993. – №2.
  18. Видинеев Н. В. Природа интелектуальных способностей человека./ Н. В. Видинеев – М., 1989.
  19. Витухновская А. А., Марченко А. С. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера. / А. А. Витхуновская, А. С. Марченко // Информатика и образование. – 2004.-№8. – С.83-87.
  20. Возрастные и индивидуальные особенности обучения младших школьников. – М., 1989.
  21. Волков И. П. Учим творчеству. / И. П. Волков – М., 1988.
  22. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков // Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  23. Воронцова Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание. / Ю. Л. Воронцов // Информатика и образование. – 2000. – №8. – С.93-94.
  24. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. / Г. Г. Воробьев // - М: Мол. гвардия, 1999. С. 235.
  25. Вохрышева М. Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста. / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1994. С 324.
  26. Гальперин П.Я. Внимание школьника / Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мєшкова Т.А.// – М., 1987. – 375 с.
  27. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н.И.Гендина // Материалы областной научно-практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. Под обш. ред. Н.И. Гендинон. Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2001. С. 246.
  28. Гендина Н.И. Основы информационной культуры / Н.И. Гендина // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999. – с. 356
  29. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона. / Гендина Н.И. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – с. 253.
  30. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор // Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999. С. 132.
  31. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. / Глушко А.И. // Информатика и образование. – 1994. – №4.
  32. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики. / И.И. Горлова // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. – М., 1994. С. 387.
  33. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики / В.М. Глушков // – М.: Наука, 1982. – 552 с.
  34. Гребенев И.В. Методичні проблеми комп’ютеризації навчання в школі. / И.В. Гр<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020

Информация о работе Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах