Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93
В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
В России пионерами спутниковых
технологий дистанционного обучения в
1990-х стали Международная
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение.
Использование Интернета
и слияние преимуществ
Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:
- обеспечение преподавателей и студентов открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;
- решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и студента, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;
- осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;
- развитие у студентов навыков самостоятельного обучения;
- создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;
- обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;
- использование индивидуальных образовательных программ;
- расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;
- интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;
- возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д.
Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного обучения
В образовательную систему России в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования граждан. С 1995 г. начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения (СДО) [38, с.238].
В современном обществе используется множество трактовок понятия «дистанционное обучение». Приведем некоторые из них.
Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ. Данное определение заимствовано из Толкового словаря понятийного аппарата информатизации образования, который использовался в качестве приложения в монографии Роберт И.В. «Теория и методика информатизации образования» [30].
А.В. Хуторской, российский
ученый, под дистанционным обучением
понимает «обучение с помощью
средств телекоммуникаций, при котором
удаленные друг от друга субъекты
обучения (ученики, преподаватели, тьюторы,
модераторы и др.) осуществляют образовательный
процесс, сопровождающийся созданием
образовательной продукции и
их внутренними изменениями (приращениями).
Современное дистанционное
В данной дипломной работе под дистанционным обучением будет подразумеваться форму обучения на расстоянии, когда учебный материал и учебное взаимодействие педагога и студента обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств.
Основными целями ДО являются:
- профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
- повышение квалификации педагогических
кадров по определенным специальностям;
- подготовка школьников по отдельным
учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
- дополнительное образование по интересам.
СДО должна содействовать
решению таких социально
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- повышение профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;
- сохранение и приумножение знаний, кадрового потенциала.
Дистанционное образование может быть адресовано различным категориям обучающихся:
- молодежь, не имеющая
возможности получить
- офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;
- лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах;
- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в службе занятости;
- руководители региональных органов власти и управления;
- работающие, уже имеющие
образование и желающие
- студенты, намеренные получить
второе параллельное
- лица, желающие получить
второе дополнительное
- лица, специфика работы
которых (например, вахтовики) не
позволяет учиться в ритме
действующих образовательных
- лица, имеющие медицинские
ограничения для получения
- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Система дистанционного обучения базируется на следующих общедидактических принципах:
- соответствие дидактического
процесса закономерностям
- ведущая роль теоретических знаний;
- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- стимуляция и мотивация
положительного отношения
- соединение коллективной
учебной работы с
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучения;
- сознательность, активность и самостоятельность студентов при руководящей роли преподавателя;
- системность и
- доступность, прочность овладения содержанием обучения;
Из дополнительных принципов применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие:
- Гуманистический принцип: направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.
- Принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
- Принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и другие.
- Принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптировать в быстро меняющемся мире.
- Принцип стартового уровня образования: эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.
- Принцип выбора содержания образования: содержание в дистанционном обучении должно соответствовать нормативным требованиям государственного стандарта РФ.
Перечислим основные функции методической системы дистанционного обучения: гносеологическая, гуманистическая, проектировочная, нормативная и рефлексивная.
Гносеологическая функция направлена на познание учебного процесса как объекта конструирования, на изучение конкретных технологий, на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач.
Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности студента, осознание личного опыта.
Проектировочная функция
проявляется в операционном, процедурном,
технологическом обеспечении
Нормативная функция
поддерживает соблюдение
Рефлексивная функция обеспечивает осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии.
К концептуальным характеристикам ДО относятся следующие положения:
1. ДО использует в качестве
технологической основы
2. Высокая интерактивность
ДО, обеспеченная широким
3. Дистанционное обучение
создает условия для
- возможность при необходимости
разъяснения учебного
- оперативное и систематическое
взаимодействие в течение