Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

 

- групповая работа по  типу «обучения в сотрудничестве»  с участниками данного курса  при использовании всего многообразия  проблемных, исследовательских, поисковых  методов в ходе работы над  соответствующими модулями курса,  а также применение новейших  педагогических технологий: метода  проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

- оперативный и итоговый  контроль успешности обучения  со стороны ведущего преподавателя  и тьюторов в виде тестов, рефератов,  электронных презентаций, творческих  работ.

4. В центре процесса  ДО находится самостоятельная  познавательная деятельность студента: он должен прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, умение работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем, при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

5. Курсы ДО предполагают  более тщательное и детальное  планирование деятельности студента, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу (Рисунок 1) [38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура курса  дистанционного обучения

 

 

Рисунок 1 – Структура курса дистанционного обучения

 

Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащий общие сведения о нем. В пакет  курса включаются анкеты для знакомства с абитуриентом и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный  отрезок темы и учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на ее усвоение с заданными целями. В комплект курсов должны быть включены пакет тестов (промежуточных, итоговых) и требований к овладению изучаемым материалом на разных уровнях, а также экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.

 

 

1.1.2. Модели  технологии дистанционного обучения

С учетом российской специфики  некоторые исследователи выделяют следующие модели организации образовательного процесса в системе ДО. За основание  классификации моделей принимаются  средства доставки учебных материалов. В этих моделях, как условие, предполагается, что потенциальный потребитель образовательных услуг (абитуриент)  выбрал конкретное образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил все необходимые документы.  Вступительные испытания в системе дистанционного обучения  проводятся в форме специальных анкет, тестов, собеседования, а иногда – экзаменов.

1. Модель кейс-технологии – после прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе. Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях. Модель кейс-технологии напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки процесса и обязательность посещения занятий. По каждой дисциплине за студентом закрепляется преподаватель-консультант, который в обязательном порядке проходит сертификацию  в базовом учебном заведении и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией учебного заведения графику.

2. Модель корреспондентского обучения – в этой схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Важную роль в информационном процессе играет традиционная почта. При большом числе студентов из-за значительного объема документации оформление и учет, как правило, автоматизированы. Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения, а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента  с учебным заведение. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации. Временной график обучения гибкий.

3. Радиотелевизионная модель обучения – для доставки к студенту учебной информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. На основе этих систем и средств проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются обычно в очной форме. Такая модель включает в себя следующие этапы:

- лекционная форма обучения по радиовещанию или телевидению;

- самоподготовка по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой;

- консультации по предложенному учебному курсу, написание контрольных работ, а также дипломной работы;

- мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестировании;

- итоговый контроль.

Такая модель находит применение в Японии, Китае, в Институте телеобразования Франции.

4. Модель сетевого обучения – базируется на использовании сети Интернет. Желающий обучаться оформляет и отправляет в Центр необходимые документы, представленные в электронном виде. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса студент получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций  и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, теле- и видеоконференцсвязи. Экзамены (для выдачи сертификата) реализуются в очной форме или с помощью видеоконференцсвязи.

 

 

1.1.3 Нормативно-правовая  база ДО

В России накоплен богатый  опыт ДО, который необходимо достаточно полно обобщить. Поэтому на сегодняшний  день разработаны и приняты важнейшие  законодательные акты, внесены изменения  в базовые законы образования, легализующие применение дистанционного обучения на практике.

Деятельность представительств колледжа в части информационно-технического сопровождения учебного процесса колледжа, организованного с использованием дистанционной технологии обучения, осуществляется в соответствии с  законодательством, а именно:

- статьей 16 Федерального  закона «Об образовании в РФ»,  принятого 26.12.2012 г. и вступающего  в действие с 01.09.2013 г.;

- Приказом Министерства  образования и науки РФ от 06.05.2005 г.  №137 «Об использовании дистанционных  образовательных технологий». 

В названных нормативно-правовых документах под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [48, ст.16].

Согласно п.3 Приказа №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»  «…целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)». Далее указано: «Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся» [28, п.4].

При реализации образовательных  программ с применением ДОТ в  учебном заведении должны быть созданы  условия для функционирования электронной  информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные  ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических  средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места  нахождения обучающихся.

При использовании ДОТ  образовательное учреждение, согласно п.8 Приказа №137, должно обеспечить доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету, практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета, организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники [28]. Это позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам.

При реализации образовательных  программ с применением ДОТ местом осуществления образовательной  деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную  деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся [48, п.5].

В п.9 Приказа №137 указано, что «содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам» [28]. В случаях, когда образовательные программы не установлены государственными образовательными стандартами, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную  или иную охраняемую законом тайну. Образовательное учреждение устанавливает  порядок и формы доступа к  используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных  программ с использованием ДОТ.

Образовательное учреждение для обеспечения использования  ДОТ при реализации образовательных  программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, в том числе работающих в филиалах. Также учебное заведение организует учебно-методическую помощь студентам, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

В Российской Федерации стандартизация дистанционного обучения находится  в начальной стадии. На данный момент существует приказ Министерства образования  и науки РФ №137 от 06.05.2005 «Об использовании  дистанционных образовательных  технологий» и внесены поправки к закону об образовании, связанных  с дистанционным обучением, но этого не достаточно для реализации качественного образования с использованием дистанционных технологий.

Существующая нормативная  база не регламентирует многие аспекты  внедрения электронного и дистанционного обучения, такие как:

- учет учебной работы  преподавателя по созданию курсов  дистанционного обучения;

- соотношение норм рабочего  времени учебной нагрузки и  работы по созданию УМК для  ДО;

- учет работы специалистов  по информационным технологиям  по созданию УМК для ДО;

- учет вопросов авторского  права на создаваемые продукты  и оплаты авторского права;

- учет рабочего времени  дистанционного часа работы преподавателя-тьютора  и соотношение с академическим  часом;

- учет оплаты инновационного  труда преподавателя, в том  числе по созданию электронного  контента;

- методика учета посещаемости  студентами дистанционных занятий и контроля качества обучения при использовании ДОТ и др.

Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент в  рамках локальных нормативных актов.

 

 

1.2  Качество  образовательного процесса при  ДО

Ликвидация монополий  государства на образование и  четкое разграничение полномочий между  центральными, региональными и местными органами управления, самостоятельность  учебных заведений в выборе стратегии  своего развития, цели содержания и  организации методов работы, право  педагогов на творчество, свободу  выбора педагогических технологий и  учебных пособий, право учащихся на выбор образовательного учреждения, в том числе негосударственного, и профиля образования, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные  задачи подготовки специалистов, а  вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике нельзя говорить о корректности действий преподавателей и успешности освоения дисциплин учащимися. Вопрос качества актуален для всех форм обучения, но особенно остро он встает в отношении только развивающихся форм получения образования, в том числе и дистанционного обучения.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи