Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 – График учебного процесса

 

Студента ___________  Группы _______ Специальности _______________

на ___________ семестр _________ учебного года

 

Дисциплина

Тема

Контрольные задания

Учебные материалы

Дата отчета

1….

1.1……

     
 

1.2…..

     
 

……….

     

2……

2.1…..

     
 

2.2…..

     

 

2. оперативность представления необходимых учебно-методических материалов студентам в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, где определены нормативные сроки освоения учебных дисциплин и модулей;

3. своевременность проверки преподавателями контрольных материалов, присланных студентами, их объективное оценивание и формирование базы данных результатов освоения студентами образовательной программы;

4. наличие в деятельности преподавателя следующих составляющих:

- взаимодействие с тьютором по проблемам организации и проведения учебных занятий;

- ежегодная актуализация учебных материалов, представленных на сайте дистанционного обучения колледжа;

- организация контроля результатов обучения по учебной дисциплине (промежуточного контроля), формирование соответствующих ведомостей;

- мониторинг текущей успеваемости студентов, заполнение и постоянное обновление электронного журнала успеваемости учебной группы;

-  электронные консультации (в режиме off-line);

- анализ процесса и результата изучения студентами дистанционного курса;

- разработка диагностических материалов для анализа эффективности обучения.

Критерии оценивания эффективности  работы преподавателей ДО:

- владение теоретическими  знаниями и практическими умениями, необходимыми для работы в  условиях использования Интернета  в учебном процессе: понимание  перспектив и роли ДО в развитии  системы образования,  сформированность  навыка работы в ИОС, уровень  освоения приемов и методов  оценивания различных видов заданий,  сформированность навыка проведения  on-line уроков по предмету, сформированность навыка проведения on- и off-line консультаций студентов;

- использование в педагогической  деятельности знаний возрастной психологии и андрогогики;

- использование методов  и средств, обеспечивающих педагогическое  воздействие в зависимости от особенностей студентов;

- разнообразие использования  методик организации образовательного  процесса в условиях индивидуально-  и личностно-ориентированного подхода  в условиях дистанционного обучения: развивающее обучение, опережающее  обучение, деятельностная педагогика, компетентностный подход;

- планомерность освоения знаний студентами;

- своевременность и объективность  оценивания различных типов работ  студентов, качество успеваемости группы студентов.

При мониторинге деятельности преподавателей и тьюторов следует  учитывать, что потенциал использования  ДОТ в учебном процессе позволяет  повысить качество учебной деятельности и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных стратегий для  каждого студента. Использование различных дидактических моделей позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными индивидуально-ориентированными образовательными потребностями.

 

 

2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний студентов на отделении дистанционных технологий Омского АТК

Важной составляющей в оценке качества образования является контроль знаний студентов. Оценка качества знаний при ДО во многом близка к оценке качества знаний при традиционном обучении, так как вне зависимости от формы обучения качество образования должно соответствовать одним и тем же требованиям. Но оценка качества организации учебного процесса будет зависеть от формы обучения.

Качество освоения студентами учебного материала основано на принципе ориентации на потребителя – соответствие  стандартам и требованиям к профессиональным компетенциям специалиста. Критерии качества освоения студентами учебного материала определяются исходя из видов учебной деятельности студентов при организации учебного процесса с использованием ДОТ [45]. Таковыми являются:

- самостоятельная работа  по изучению теоретического материала;

- самостоятельная работа  по выполнению практических заданий  и тренингов;

- выполнение КАТР;

- электронная консультация  с преподавателем (в режиме off-line) через почтовый сервис среды Educon;

- тестирование-тренинг;

- контрольное тестирование;

- заполнение электронных  форм опросов и анкет.

Для проверки уровня усвоения изученного материала применяется  как встроенный в учебный материал контроль со стороны преподавателя (оперативный), так и отсроченный  контроль знаний, в том числе тестовый контроль, курсовая работа, письменные экзамены, дипломная работа. Наиболее распространенным средством проверки знаний, полученных в результате прохождения  дистанционного обучения, являются тесты. Тестирование получаемых в процессе обучения знаний путем проведения контролирующих мероприятий является необходимым элементом учебного процесса. Однако оно является выборочным по отношению к изучаемому материалу и направлено на оценку знаний, а не на выявление умений студентов. Кроме того, тестирование не позволяет установить причины пробелов в знаниях [45].

Для проверки приобретенных  в ходе ДО навыков и умений дистанционные  курсы предлагают широкий набор  средств. Для проверки навыков работы с программным обеспечением используются симуляции с программным обеспечением. Симуляции представляют собой записанную очередность действий, которые должен выполнить студент, чтобы решить ту или иную задачу. Также для проверки приобретенных навыков и умений используются виртуальные лаборатории и специальные тренажеры (распространены при обучении с инструментальными средствами).

Для контроля качества усвоения знаний студентами осуществляется постоянный мониторинг. Контроль и аттестация студентов осуществляется с использованием как электронных средств, например посредством программной оболочки Educon, или традиционными способами в основном для итоговой аттестации. Совершенствование сложившейся в колледже структуры мониторинга качества освоения студентами учебного материала с применением дистанционных технологий проводилось по двум направлениям:

    1. Систематизация результатов контроля самостоятельной деятельности студентов на всех этапах работы над учебным курсом с применением автоматизированного тестирования (потемное, рубежное и итоговое) в среде Educon, получение результатов выполнения виртуальных лабораторно-практических работ, КАТР, выполнения заданий в рабочей тетради.

Полученные результаты по всем видам деятельности по каждой дисциплине представляются в виде таблицы 2, вертикальный анализ которой указывает  на то, какие темы оказались наиболее сложными для усвоения и требуют  совершенствования учебно-методических материалов по данной тематике. По разделам и темам, результаты освоения которых  оказались очень высокими, возможно, следует усложнить контрольные  задания. Типовые ошибки студентов анализируются, систематизируются и направляются в цикловую комиссию, преподавателю, разработавшему электронный учебно-методический комплекс, для принятия решения о совершенствовании содержания учебных материалов и выработки корректирующих мероприятий во время очной фазы обучения.

Горизонтальный анализ таблицы  позволяет сформировать рейтинг  отдельных обучающихся, что позволяет  не только выявить их относительную  успеваемость, но и повысить их мотивацию и учебную активность.

 

Таблица 2 - Анализ выполнения контрольных заданий по темам дисциплины

 

___________  Группы _______ Специальности _______________

___________ семестр _________ уч. года

 

ФИО

Результаты потемного  тестирования (текущая успеваемость)

Кол-во баллов

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

……..

 

…….

               

…….

                             

Средний балл по теме

               

 

Кроме того, при использовании  оценочной базы Educon формируются такие важные текущие показатели учебного процесса, как:

- степень выполнения студентами учебных заданий по теме или курсу – отношение выполненных заданий к количеству заданий, которые необходимо было выполнить за исследуемый период учебного графика;

- успешность студента по курсу – отношение суммы полученных баллов за выполненные задания к максимально возможной величине суммы всех оценок за задания за указанный период.

При накоплении соответствующей информации по группе или курсу за год, семестр на отделении дистанционных технологий формируются показатели, характеризующие индивидуальные или групповые рейтинги за год, семестр и пр. Сравнение показателей за различные периоды, по разным группам, дисциплинам, видам учебных заданий и пр. позволяет выявить определенные закономерности, сложности учебного процесса, предпочтения студентов, уровень подготовки различных групп и своевременно внести требуемые поправки и изменения в учебно-методический комплекс, используемый для целей дистанционного обучения.

    1. При организации мониторинга качества учебного процесса, организованного с использованием дистанционной технологии особое значение имеет обратная связь «преподаватель-студент». Поэтому целесообразным представляется регулярный опрос студентов с целью получения их оценки качества организации учебного процесса.

Анализ результатов электронного анкетирования, который проводится по окончании изучения отдельных  дисциплин, семестра, учебного года и  пр., позволяет получить обратную связь  со студентами, выявить степень их удовлетворенности организацией процесса обучения, определить их предпочтения, обратить внимание на стороны процесса, требующие доработки. С этой целью были предложены 3 анкеты, позволяющие выявить склонности абитуриента к обучению с использованием дистанционных технологий, а также изучить мнения студентов о получаемом ими образовании.

Анкеты имеют четкую структуру  и состоят из нескольких частей. Первая часть – вводная – представляет собой непосредственное обращение  к респонденту. В ней кратко подчеркивается значение исследования, приводятся правила  заполнения анкеты и гарантируется  анонимность ответов. Вторая часть  – основная – содержит вопросы (блоки  вопросов), направленные на получение  необходимой информации. В третьей  части анкеты выражается благодарность  опрашиваемому за заполнение анкеты.

В общей сложности проанкетировано 168 студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа, из них 49 первокурсников, 82 студента разных курсов (1 и 2 курс) и 37 выпускников (3 курс). Все анкеты обработаны и проанализированы. Для получения максимально достоверных ответов все анкеты сделаны анонимными.

Предложена анкета, позволяющая выявить у абитуриентов склонности к дистанционной форме обучения. Цель такого анкетирования – помочь в выборе наиболее подходящей формы обучения, а также изучение психологических особенностей личности для выявления причин возникновения проблем в процессе дистанционного обучения.  От степени готовности абитуриентов к обучению дистанционно зависят:

- мотивация применения  ДОТ;

- активность студентов на начальном этапе обучения и в дальнейшем;

- использование всех преимуществ  системы дистанционного обучения;

- степень использования  интерактивных технологий и программной  оболочки;

- регулярность работы  студентов;

- результаты обучения;

- общая удовлетворенность  студентов учебным процессом и, как следствие, результатом и качеством обучения.

Образец анкеты представлен  в приложении Б, результаты – в  приложении В. Анкетирование проведено  для студентов 1 курса (49 человек). Результаты показали, что 49% (24 человека) опрошенных дистанционное обучение не представляет никакой сложности, поскольку у этих людей развиты навыки самостоятельной работы и рационального использования своего времени без внешнего контроля, 33% (16 человек) могут эффективно обучаться дистанционно при тщательном планировании своей работы, а 14%(7 человек) испытывают сомнения в отношении обучения без текущего контроля преподавателя, и только 4% обучающихся (2 человека) могут испытывать сложности в дистанционном обучении, так как предпочитают работать под пристальным контролем преподавателя. Результаты анкетирования отображены на рисунке 2.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи