Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

В международном стандарте  ISO 8402 дается следующее определение качества: «Качество – совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности» [22]. Прежде всего, следует уточнить что мы понимаем под качеством образования. В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [25]. Таким образом, качество как понятие относительное имеет два аспекта: во-первых, это соответствие стандартам, а во-вторых, соответствие запросам потребителей.

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос так определяют качество образования [24]:

1. Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие.

2. Качество образования  – это соотношение цели и  результата образования. При этом  цели заданы только операционально  и спроектированы в зоне ближайшего  развития ученика. Результат также  формулируется операционально.

3. Качество образования  определяется не только соответствием  количества и качества знаний  учащихся ГОСТу, но и качеством  личности, духовного и гражданского  развития детей. В этом главная  общественная ценность образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [51].

Основными критериями качественного  образования на уровне профессионального  образования являются:

- наличие образовательных  программ, содержание которых обеспечивает  подготовку специалистов в соответствии  с государственными образовательными  стандартами, потребностями заказчиков  и социальным заказом;

- уровень усвоения студентами выбранных ими образовательных программ;

- уровень удовлетворенности  студентов результатами обучения в образовательном учреждении.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

- понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

- ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента качества;

- постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Система менеджмента качества должна:

- способствовать повышению качества образовательных услуг;

- определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;

- обеспечивать результативность процессов;

- обеспечивать ресурсную и информационную поддержку;

- осуществлять мониторинг образовательных процессов;

- позволять выявлять отклонения достигнутых результатов и постоянно совершенствовать образовательные процессы.

В сфере образования под  качеством обучения, т.е. под удовлетворением  требований заказчика, подразумевается  соответствие знаний и умений выпускников  учебного заведения требованиям, предъявляемым  со стороны рынка труда.

Оценка качества ДО во многих отношениях должна быть близкой к оценке качества обычного очного или заочного образования. Так, качество образования, как комплекса  знаний и умений, должно отвечать одним  и тем же требованиям, вне зависимости  от формы обучения. Однако оценка качества по показателям организации процесса обучения будет зависеть от формы  обучения.

В дальнейшем под качеством дистанционного обучения будем понимать совокупность свойств образовательной системы, обеспечивающих получение студентами знаний, навыков и умений, соответствующих заранее согласованным требованиям. В частности, при полномасштабном дистанционном образовании такими требованиями должны быть требования, зафиксированные в государственных стандартах профессионального образования.

Насколько эффективным будет  любой вид дистанционного обучения, зависит от следующих факторов:

- эффективного взаимодействия  преподавателя и обучаемого, не смотря на то, что они разделены расстоянием;

- используемых при этом  педагогических технологий;

- эффективности разработанных  методических материалов и способов  их доставки;

- эффективности обратной  связи.

Иначе говоря, эффективность  дистанционного обучения зависит от организации и методического  качества используемых материалов, а  также мастерства преподавателей, участвующих в этом процессе. Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду ДО, чтобы его можно было рассматривать как качественное и эффективное:

- дистанционное обучение  предполагает более тщательное  и детальное планирование деятельности  студента, ее организацию;

- четкая постановку целей и задач обучения, доставка необходимых учебных материалов;

- ключевое понятие образовательных  программ ДО – интерактивность.  Курсы дистанционного обучения  должны обеспечивать максимально  возможную интерактивность между  студентом и преподавателем, обратную связь между студентом и учебным материалом, а так же давать возможность группового обучения;

- обратная связь должна  быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде  внешней оценки;

- важнейший элемент любого  курса – мотивация, которую  необходимо поддерживать;

- структура курса дистанционного  обучения должна быть модульной,  чтобы студент имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности.

Системы дистанционного обучения состоят из сложного массива инфраструктур  и персонала. Среди множества  факторов, которые необходимо рассмотреть, следует упомянуть вопросы преподавания, технологий, внедрения и организации. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Как и в любой системе, отдельные  компоненты должны эффективно работать вместе, чтобы вся система дистанционного обучения работала слаженно.

Выделяют следующие блоки показателей качества образования:

- состояние материально технической базы дистанционного обучения;

- качество учебных программ;

- качество студентов;

- качество инфраструктуры;

- качество знаний;

- внедрение процессных инноваций;

- востребованность людей, обучившихся по дистанционному обучению;

- конкурентоспособность людей, обучившихся по дистанционному обучению.

Материально-техническая  база учебного заведения характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок, характеристики компьютеров и сетевого оборудования. 

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — студент. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: знания, полученные при дистанционном обучении, знание компьютера, желание учиться, интеллект, духовность, одаренность, память, настойчивость,  работоспособность,  наблюдательность, планирование карьеры.

Немаловажное значение имеет  также мотивация обучающихся. У студентов дистанционной формы обучения она очень велика, они осознают, что в дистанционном образовании результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования. Таким образом, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.

Качество знаний определяется их фундаментальностью глубиной и востребованностью  в работе обучения.

Конкурентоспособность выпускников  на рынке труда отражают показатели:

- продолжительность времени трудоустройства на работу по специальности после окончания обучения;

- количество человек, получивших работу по специальности в общей численности обученных при дистанционном обучении.

Применяемые технические  средства также определяют качество образования. Технические средства, используемые студентом самостоятельно при изучении дисциплины в условиях отсутствия преподавателя, имеют большое значение, особенно мультимедийные технологии. 

Цена обучения в настоящее  время также играет важную роль. Цена обучения связана с уровнем  жизни населения, региональным расположением  учебного центра и объемом услуг. В условиях рыночного спроса и  предложения она также влияет на качество обучения. 

Учебная дисциплина при дистанционном  обучении – понятие гораздо более  конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что  студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени  зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы.

Качество образования - один из ключевых аспектов конкурентоспособности учебного заведения, оно помогает обеспечивать высокий процент выпускников, снижает количество отчисленных, имея в качестве результата удовлетворенных студентов, которые могут в будущем захотеть научиться чему-то еще.

Рассмотрим различные  взгляды на факторы и критерии, определяющие качество дистанционного обучения. Хотя в концепции ДО нет  ничего нового, усовершенствования в  технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к  обучению. Кларк Олдрич, старший  аналитик компании Gartner Group, предлагает некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий:

- Во-первых, определить, насколько студенты удовлетворены учебным курсом, можно просто попросив их дать оценку эффективности программы. Хотя такой метод может показаться субъективным, на самом деле ничто не может заменить непосредственную реакцию. Кроме того, не меньшее значение имеет и выяснение того, в какой мере удалось добиться поставленных целей, например, может ли студент после окончания курса продемонстрировать свое умение на практике.

- Еще один важный момент – объем учебного материала, который студенту требуется изучить во внеаудиторное время. Другими словами, сколько своего свободного времени придется потратить студентам на изучение курсовых материалов. По словам Олдрича, доля тех, кто осваивает материал таким образом, должна составлять около 30-40 %. «Если это не так, скорее всего, ваша система ошибочна», – считает Олдрич.

- Еще один важный момент связан с соотношением программ, начатых студентами и фактически ими завершенных. Хорошо, если 60 % студентов, которые начали курс, завершат его. Кроме того, важно установить, сколько (в процентном отношении) студентов из всей аудитории решили пройти учебный курс по собственному желанию. По словам Олдрича, в самом лучшем случае эта доля составит 40-50 % [53].

Ключевыми факторами, определяющими  качество ДО, по мнению

Н.Г. Бабиной [4], являются:

- качество образовательного  контента;

- способность учащегося к самостоятельной работе;

- профессионализм профессорско-преподавательского состава;

- уровень организации  учебного процесса;

- уровень подготовки студентов к обучению в дистанционном режиме;

- качество материально-технического обеспечения учебного процесса, включая качество компьютеров, телекоммуникационных сетей и т.д.

Проблеме повышения качества образования посвящено большое  число работ, но она остается актуальной и в настоящее время. Необходимо найти такой метод, обеспечивающий достижение поставленных целей обучения. Одним из таких методов, с помощью  которого можно отслеживать качество образования студентов, является педагогический мониторинг – длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.

Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной  информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру и внесению корректив в целевые, технологические, информационные, организационные и  нормативные параметры педагогической деятельности, дает возможность обеспечить личностно-ориентированный подход.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи