Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: «Просвещение», 1991. - 210с.
Бушелева, Б.В. О культуре поведения [Текст] / Б.В. Бушелева. - М.: «Знание», 1974. - 96с.
Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности [Текст] / Б.В. Бушелева. - М.: «Просвещение», 1988. - 144с.
Виноградова, Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Д.А. Виноградова. - М.: «Просвещение», 1989. - 210с.
Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 26-36.
Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 3-10.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие / О.М.Казарцева. - М.: «Сфера», 1998. - 496с.
Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] / О. Клименкова. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 7-14.
Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание. - № 9. - 2001. - С. 98-104.
Купина, Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Богуславская Н.Е. - М., 1992. - 176с.
Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. - М.: «Владос», 2001. - 224с.
Матвеев, В.М., Панов А.Н. В мире вежливости [Текст] / В.М. Матвеев, А.Н. Панов. - М.: «Просвещение», 1976. - 144с.
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст]: Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: «АРКТИ», 2001. - 48с.
Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: «Просвещение», 1985. - 272с.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000. - 456с.
Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / С.В. Петерина. - М.: «Просвещение», 1986. - 212с.
Петрова, И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста [Текст] / И.А. Петрова. - М., 1990. - 95 с.
Рукавчук, Л.Н. Энциклопедия этикета [Текст] / Л.Н. Рукавчук. - Спб.: «МиМ-Экспресс», 1996. - 350с.
Смирнова, Е.О, Холмогорова, В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание, 2003. - № 8. - С. 73-77.
Смирнова, Е.О, Холмогорова, В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
Смирнова, Е.О., Холмогорова
В.М. Межличностные отношения
Степанова, Г. Социальное развитие
дошкольника и его
Трофименко, В., Волгин, А. Поговорим об этикете [Текст] / В. Трофименко, А. Волгин. - М.: «Московская правда», 1991. - 98с.
Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. - С. 23-30.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: «Владос». - 1999. - 340с.
Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. Линка-Пресс, 2009. - 127с.
Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Михайленко Н.Я. // Дошкольное воспитание. 1989. №4. С. 23.
Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И. Ф. Мулько. - М.: Академия 2004. - 200с.
Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 239с.
Островская, Л.Ф. Поведение - результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1977. - 120с.
Портянкина, А.Е. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения [Текст] / А.Е. Портянкина. - М.: Просвещение, 1989. - 95с.
Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений [Текст] / Под ред. Т. А. Куликовой. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004 - 144с.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская - М.: Высшая школа, 2002. - 160с.
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М: Просвещение, 1999. - 300с.
Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст] / Юркевич В.С. - М.: Просвещение, 1986. - 165с.
Приложение 1
Беседа «Что такое вежливость?»
Цель - выявить уровень сформированности нравственного качества вежливость
Вопросы
Что такое вежливость?
Почему не выполнять свои обещания это плохо?
Что значит быть вежливым?
Что нужно делать чтобы быть вежливым?
Как должен вести себя вежливый человек в общественном месте?
Какие вежливые слова ты знаешь?
Как часто ты говоришь волшебные слова?
Почему надо говорить вежливые слова?
Какие вежливые поступки ты совершаешь?
Считаешь ли ты себе вежливым человеком?
Протокол №1
Беседа «Что такое вежливость?»
Цель - выявить уровень сформированности вежливости как нравственного качества
Дата - 18.10.11
И.Ф. - Виктория Б.
Время - 07.40
Вопросы
Ответы
1.Что такое вежливость?
1. Это так надо
2.Почему не выполнять свои обещания это плохо?
2. Потому что больше тебе не поверят
3.Что значит быть вежливым?
3. Правильно поступать
4.Что нужно делать чтобы быть вежливым?
4. Слушать маму
5.Как должен вести себя
вежливый человек в
5. Уступать старшим место
6.Какие вежливые слова ты знаешь?
6. Здравствуйте, до свидания, любовь, красота
7.Как часто ты говоришь волшебные слова?
7. Редко
8.Почему надо говорить вежливые слова?
8. Чтобы тебя любили
9.Какие вежливые поступки ты совершаешь?
9. Помогаю маме
10.Считаешь ли ты себе вежливым человеком?
10. Не всегда
Приложение 2
Анкета для родителей «Вежливый ли ваш ребенок?!»
Уважаемые родители! Примите участие в анкетировании, для выявления уровня сформированности вежливости ваших детей, чтоб проводить целенаправленную работу по формированию знаний норм этикета. Заранее спасибо!
Как часто Вы слышите от детей вежливые слова?
Часто
Редко
Никогда
Добиваетесь ли вы, чтоб ребенок говорил спасибо, пожалуйста.
Да
Нет
Заведены ли в вашем доме «правила вежливости»?
Объясняете ли вы ребенку, как вести себя в общественном месте?
Да
Нет
Как часто ребенок перебивает разговор взрослых?
Часто
Редко
Никогда
Замечали ли вы, что ребенок здоровается с соседями, родственниками?
Да
Нет
Общаясь со взрослыми ребенок обращается с ними на Вы?
Да
Нет
Какие вежливые слова в разговоре с ребенком используете вы?
Уступает ли ребенок место в транспорте пожилым людям по своей инициативе?
Да
Нет
Акцентируете ли вы на этом внимание, оцениваете поступок ребенка?
Да
Нет
Как вы объясняете ребенку не вежливые поступки?
Потому что так нельзя
Так нельзя поступать, так как (объясняете нормы поведения, этикет)
Ваше ФИО ______________________________
Место работы________________________
Место жительства____________________
Дата рождения ребенка ______________________________
Благодарим за внимание!!!
Приложение 3
Педагогические ситуации
Цель - дать экспертную оценку, индивидуальную и групповую самооценку. Обогатить речь детей словами и понятиями о вежливости.
Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком доставляют большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. Как вы думаете правильно ли поступил Сережа? Какие правильные поступки он совершил? Кто помог мальчику доставить радость близким, нужно ли это делать? А вы часто доставляете радость близким?
Шестилетний Виталик, увидев вечером маму, не забывает спросить у нее: - ну как, сегодня нога не болит?» Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток. - Помогу нести, а то тебе тяжело» Мать одобряет его. - «Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.»
Как поступил мальчик? Права ли мама поощряя его за поступок? А вы часто помогаете маме и следите за ее самочувствием?
Миша с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующих, показывает пальцем на прохожего. Кто бы не пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается чтоб только на него обратили внимание.
Как ведет себя мальчик? Что
в его поведении считается
не приличным? Как можно назвать
его поведение? Как одним словом
можно назвать поведение
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
Как можно назвать мишку? - Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян. Что нужно делать, чтобы избежать этого, а если произошло то как извинится?
Я все могу - могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу.., но не хочу!
Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? Какой он?Как называют людей, которые хвастаются? Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»
Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?
Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?
Приложение 4
Занятие «Урок вежливости в Школе игрушек.»
Цель:
формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
развивать способность оценивать свое отношение к позитивным с негативным поступкам сверстников, развивать связную, интонационную выразительную речь.
Материал. Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанная в коробке (за ширмой); шапочка петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия
Воспитатель. Подводит детей к закрытым дверям зала.
- Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.