Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
При выявлении у детей
способности анализировать
Так, проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» Лиля ответила «Уступлю, если скажет мама», Антон ответил - « Пересяду на другое место», а Данил сказал « Дедушка сядет рядом». Такой ответ можно услышать от 70 % детей. Остальные 30 % уступили бы место пожилому человеку.
Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (90%) : пойти мыть руки, сказать Здрасте, ничего что я опоздал?, лишь 10 % детей предложили поздороваться и сказать всем приятного аппетита.
Результаты показали, что у большинства детей (до 70%)есть трудности в определении своего отношения к тем или иным поступкам.
Таким образом, результаты этого метода подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 4, рис.3).
Таблица 4
Анализ педагогических ситуаций
Родители
Методика «Анализ пед.ситуаций»
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Виктория Б.
+
Самир Г.
+
Ирина Г.
+
Родион Г.
+
Юрий Д.
+
Диана Д.
+
Олеся Е.
+
Лиля К.
+
Данил П.
+
Антон А.
+
Рис.3. Отношение детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам, поступкам, действиям других людей
Систематизация материала, полученного в результате проведении беседы с детьми, анализа педагогических ситуаций и анкетирования их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 5.
Таблица №5
Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка
Уровни сформированности вежливости по методикам
Беседа
Анкетирование родителей
Анализ пед.ситуаций
Итог
Виктория Б.
низкий
низкий
средний
низкий
Самир Г.
низкий
низкий
средний
низкий
Ирина Г.
средний
низкий
низкий
низкий
Родион Г.
низкий
высокий
низкий
средний
Юрий Д.
средний
средний
низкий
средний
Диана Д.
средний
низкий
низкий
низкий
Олеся Е.
низкий
высокий
низкий
средний
Лиля К.
низкий
низкий
средний
низкий
Данил П.
низкий
средний
высокий
средний
Антон А.
низкий
низкий
средний
низкий
Рис.4. Уровень сформированности вежливости у старших дошкольников
Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста можно говорить о том, что у большинства детей (у 60% от общего количества детей, участвующих в исследовании) данный показатель сформирован на низком уровне. Дошкольников с высоким уровнем сформированности вежливости не выявлено. Кроме того, у 40% детей выявлен средний уровень сформированности вежливости.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у данной категории детей дошкольного возраста зафиксирован недостаточный уровень развития вежливости. Следовательно, возникает необходимость в дальнейшем развитии данного качества у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить тот факт, что наиболее оптимальным вариантом воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте можно считать игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в данном возрасте.
2.2 Формирование вежливости
у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-
Рассматривая теоретический
аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли
к выводу о необходимости создания
и внедрения сюжетно-ролевых
Рассматривая теоретический
аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли
к выводу о необходимости проведения
с данной группой дошкольников сюжетно-ролевых
игр, в которых основной упор будет
строиться на формировании вежливости.
Нами были подобраны тематики сюжетно-ролевых
игр, в которых представляется возможным
наиболее полно отразить проблему культуры
поведения, усвоения детьми нравственных
норм поведения, а значит и развитие
вежливости. Таким образом, можно
говорить о том, что наиболее подходящими
можно считать следующие
Таблица 6
Перспективный план работы по формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Месяц
Тематика сюжетно-ролевой игры
Задачи и содержание игры
Приемы руководства
Предварительная работа
декабрь
почта
Воспитание культуры поведения в общественных местах. Формирование навыка вежливого общения. Формирование ролевого взаимодействия:
Почтальон-клиент
Почтальон-директор
Почтальон- шофер
почтальон-жильцы дома
воспитание уважения к профессии почтальона.
Формирование
Поддержание ролевого диалога.
Введение сюрпризных моментов в игру, различных атрибутов, подсказка тех или иных вежливых слов и действий.
1.Беседа «Почта»
2.Аппликация: конверты
3.Чтение стихотворения «Почта»
4.«Наши мамы, наши папы»
5.Знакомство со
январь
супермаркет
Формирование навыков
культурного поведения в
Формирование ролевого диалога:
заведующий - продавец, заведующий - покупатели, заведующий - кассир, покупатели - продавец, покупатели - кассир, продавец - шоферы, шоферы - рабочие.
Введение в игру новых атрибутов.
Поддержание ролевого диалога.
Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций.
Самостоятельное распределение ролей, подсказка тех или иных вежливых слов.
Чтение рассказа «История профессии Продавец», загадывание загадок, изготовление атрибутов (картонные продукты, деньги, чеки, кошельки), рассматривание иллюстраций по теме, сооружение прилавок и касс.. Предложить детям сходить с родителями в магазин (обратить внимание на разнообразие отделов, как общаются покупатель-продавец).
Занятие «Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек . Занятие «Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка» ..
Показ игры «Магазин»:
- показ игровых действий воспитателем,
- участие воспитателя в игре,
- проследить, как продавец и покупатель (дети) вежливо обращаются друг с другом,
- обратить внимание, как
дети правильно пользуются
Игры с созданием ситуаций:
- ты забыл деньги дома,
- твой друг разбил бутылку с соком,
- у подруги нет денег на мороженое, что делать.
Беседа с детьми о том, какие есть отделы в магазине (молоко, хлеб, обувь, одежды).
Художественная литература
1. Чтение «Веселый магазин»
2. Рассматривание иллюстраций в книге «Русский язык в картинках» стр. 50-55. Индивидуальная беседа.
3. «Чудо-дерево» К.Чуковский
февраль
Поход в театр
Систематизация знаний детей о правилах поведения в общественном месте; обучение несложным правилам проезда и поведения в театре: правила поведения в театре, умение вежливо уступать место старшим, младшим, больным людям; использование в речи этикетных слов и выражений: «будьте добры», «будьте любезны», «садитесь, пожалуйста» и т.д.
Введение в игру новых атрибутов и сюрпризных моментов.
Поддержание ролевого диалога.
Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций.
Самостоятельное распределение ролей.
Беседа о театре (об артистах, о правилах поведения в театре).
Игра «Я режиссер» (показ настольного театра детьми и воспитателями):
- Красная Шапочка,
- Репка
3. Аппликация: «Твой пригласительный билет».
Предложить родителям сводить детей в театр, с объяснением и пояснением всех правил поведения в театре
5.Постановка сказок:
- Теремок,
- Колобок,
Организуя сюжетно-ролевые игры, мы обращали внимание на предварительную работу. С этой целью с детьми проводились беседы о культуре поведения, проводилось чтение художественных произведений нравственной тематики, а так же художественный фольклор, которые представлены в приложении 4, 5 и 6 .
В процессе проведения сюжетно-ролевых игр дети постепенно обучались применять полученные знания об этике поведения, нравственных нормах поведения в практической деятельности. Так, например, в процессе проведения сюжетно-ролевой игры «почта», дошкольники закрепляли правила вежливого приветствия и прощания, культуры общения в общественных местах.
Хочется отметить тот факт, что первоначально далеко не всегда и не у всех детей получалось выполнить правило вежливости в играх. На протяжении первых сюжетно-ролевых игр дети проявляли смущение при необходимости проявления вежливости по отношению друг к другу. Для этого нами активно применялись различные виды поощрений детей, положительные примеры и так далее.
Однако постепенно дети более активно и осознано стали следовать правилам вежливости. Полученные в игровой деятельности практические навыки вежливого поведения стали прослеживаться и в свободной деятельности детей. Среди дошкольников стало меньше конфликтных ситуаций, меньше стало проявляться и грубости в общении.
Помимо этого родители
детей стали также отмечать изменения
в поведении дошкольников, участвующих
в исследовании. Многие родители говорили,
что дети стали более открытыми
в общении, меньше стало проявлений
негативизма, каприз, в общении стали
активно применяться слова-