Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
С родителями велась отдельная работа: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. Беседа с родителями «Игра - дело серьезное», в которой говорилось о всех видах игр дошкольника, прошла очень активно. Из беседы мы выяснили, что о таком виде игр родители и не знали, хотя иногда замечали своих детей “говорящих с игрушками”. Родители очень заинтересовались и задавали много вопросов в ходе беседы.
Почти с первых дней проведения
эксперимента родители стали испытывать
трудности в организации и
руководстве сюжетно-ролевой
Разработали несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям.
Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями режиссерской игры старшего дошкольника.
Также для родителей организовывались уголки, в которых ежедневно отражается жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занимались?”, “Домашнее задание” и т.д.).
Многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком. Мы предлагали родителям следующие варианты: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказать детям о том, как сами родители играли в детстве; можно придумать рассказ про героя, который интересен ребенку; предложить задание: “Придумай новую сказку”, “Покажи, что вы делали в детском саду”.
Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.
Предварительной работой, помогающей накопить у детей понятия и слова культурного этикета до сюжетно - ролевой игры было чтение стихотворения С. Маршака «Урок вежливости», А. Барто «Шла вчера я по Садовой», чтение сказки П. Дудочкина «Без одного слова», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», обыгрывание сценки «Знакомство» и «Я - интересный человечек», заучивание пословиц и поговорок о вежливости, отгадывание загадок Олеси Емельяновой « Вежливые загадки».
Так же предварительно велась работа с родителями. В своей работе мы использовали папки - передвижки, способствующие формированию вежливости не только в образовательном учреждении, но и дома, также просьбы и поручения.
При организации сюжетно - ролевых игр нами создавались специальные условия, которые стимулировали проявления вежливости со стороны ребенка. Для этого продуманы были дополнительные линии игры, где от ребенка требовалось проявить навыки нравственного поведения в обществе.
Можно выделить следующие условия формирования вежливости в сюжетно-ролевой игре:
Создание воспитателем такой
формы взаимодействия, которая предполагают
двухсторонние эмоциональные
Постоянный контроль со стороны педагога, проявление вежливости со стороны детей в процессе игровой деятельности.
Создание педагогом условий для проявления навыков вежливости в сюжетно-ролевой игре.
При условии, если сюжетно-ролевая игра станет неотъемлемой часть всего воспитательного процессе дошкольника.
При условии методически
грамотно простроенной предварительной
работы, которая позволит познать
дошкольниками правила этикета,
освоить нормы нравственного
поведения в различных
Положительным моментом, проводимой
нами работы, является тот факт, что
благодаря использованию в
Отрицательным же можно назвать только недостаточно большой временной интервал, который в полной мере закрепить полученный ранее результат.
2.3 Динамика уровня
В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого мы использовали
те же методики, что и в ходе осуществления
проведения Й констатирующего
беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);
анкетирование родителей;
анализ педагогических ситуаций;
Их использование показало,
что произошли существенные качественные
изменения в представлении
У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».
При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
60% детей отвечают, что
человека, который знает вежливые
слова и говорит и применяет
их на практике, можно назвать
вежливым; и только 20% ответили, что
вежливый человек, это тот
На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.
Таким образом, хоть результаты
беседы и не высоки, но подтверждают,
что у большинства детей
Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.
Таблица №7
Беседа с дошкольниками
Фамилия, имя
Методика «Беседа с дошкольниками»
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Виктория Б.
+
Самир Г.
+
Ирина Г.
+
Родион Г.
+
Юрий Д.
+
Диана Д.
+
Олеся Е.
+
Лиля К.
+
Данил П.
+
Антон А.
+
Рис.5. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости
Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей к этой нравственной проблеме. В связи с этим мы повторно проводили анкетирование, направленное на выяснение знаний о путях решения проблемы нравственности.
Анализ результатов повторного
анкетирования родителей
Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).
На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и т.д.)
Таблица 8
Анкетирование родителей
Фамилия, имя
Методика «Анкетирование родителей»
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Виктория Б.
+
Самир Г.
+
Ирина Г.
+
Родион Г.
+
Юрий Д.
+
Диана Д.
+
Олеся Е.
+
Лиля К.
+
Данил П.
+
Антон А.
+
Рис.6. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей
По результатам анализа педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут оценить поведение других лишь в отдельных ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать 70% детей.
При повторном выявлении
у детей способности
Так, вновь проанализировав
ситуацию «Ты едешь в автобусе.
На остановке заходит пожилой
человек. Что ты будешь делать
в данной ситуации?» 80% детей
уступили бы свое место
Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.
Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам почти или совсем нет.
Таким образом, результаты анализа
педагогических ситуаций подтверждают,
что сюжетно - ролевая игра является
эффективным средством