Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры

2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность понятия вежливости дипломная работа..docx

— 161.46 Кб (Скачать файл)

 

Таблица №9

 

Анализ педагогических ситуаций

 

Фамилия, имя  

Методика «Анализ пед.ситуаций» 

 

Высокий

 

уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень 

 

Виктория Б.  

+  

 

Самир Г.  

+  

 

Ирина Г.  

+  

 

Родион Г. 

+   

 

Юрий Д.  

+  

 

Диана Д.   

 

Олеся Е.   

 

Лиля К.  

+  

 

Данил П. 

+   

 

Антон А.  

+  

 

 

 

Рис.7. Отношение детей  старшего дошкольного возраста к  нравственным нормам, поступкам, действиям  других людей

 

Систематизация материала, полученного в результате проведении контрольного эксперимента, включающего  в себя беседу с детьми, анализ педагогических ситуаций и анкетирование их родителей  позволило определить уровни, которые  зафиксированы в таблице № 10.

 

Таблица №10

 

Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста

 

Имя ребенка 

Уровни сформированности вежливости по методикам 

 

Беседа 

Анкетирование родителей 

Анализ пед.ситуаций 

Итог 

 

Виктория Б. 

низкий 

средний 

средний 

средний 

 

Самир Г. 

низкий 

низкий 

средний 

низкий 

 

Ирина Г. 

средний 

средний 

средний 

средний 

 

Родион Г. 

высокий 

высокий 

средний 

высокий 

 

Юрий Д. 

средний 

средний 

средний 

средний 

 

Диана Д. 

низкий 

средний 

низкий 

низкий 

 

Олеся Е. 

средний 

высокий 

низкий 

средний 

 

Лиля К. 

низкий 

низкий 

средний 

низкий 

 

Данил П. 

высокий 

средний 

высокий 

высокий 

 

Антон А. 

средний 

средний 

средний 

средний 

 

 

 

Рис.4. Уровень сформированности вежливости у старших дошкольников

 

Рассматривая уровень  сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста при контрольном эксперименте можно говорить о том, 20 % детей находятся на высоком уровне, у большинства детей (у 50% от общего количества детей, участвующих в исследовании), данный показатель сформирован на среднем уровне. Кроме того, у 30% детей выявлен низкий уровень сформированности вежливости.

 

Для того чтобы определить динамику развития вежливости после  проведения развивающей работы необходимо сравнить результаты диагностики констатирующего  и контрольного экспериментов. Результаты сравнения представлены в таблицах 11, 12 и на рисунке 8.

 

 Таблица 11

 

Сравнительный анализ уровней  сформированности вежливости старших дошкольников по каждому методу исследования

 

Показатели уровня вежливости / методы 

Наличие знаний о проявлениях  вежливости (знание вежливых слов);

 

поведение по правилам вежливости;

 

осознанное применение норм вежливости/ беседа 

Наличие знаний о проявлениях  вежливости в своих детях \ анкетирование  родителей 

Способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости / анализ пед.ситуаций 

 

Констатирующий эксперимент 

Контрольный эксперимент   

Констатирующий эксперимент 

Контрольный эксперимент   

Констатирующий эксперимент 

Контрольный эксперимент   

 

Высокий уровень 

0% 

20% 

20% 

20% 

10% 

10% 

 

Средний уровень 

30% 

40% 

20% 

60% 

40% 

70% 

 

Низкий уровень 

70% 

40% 

60% 

20% 

50% 

20% 

 

 

 

Таблица 12

 

Уровни 

Й констатирующий эксперимент 

ЙЙ констатирующий эксперимент 

 

Высокий уровень 

0% 

20% 

 

Средний уровень 

40% 

50% 

 

Низкий уровень 

60% 

30% 

 

 

 

Сравнительный анализ Й констатирующего  и контрольного экспериментов

 

Рис.8. Сравнительный анализ уровня сформированности вежливости старших дошкольников

 

Количественные характеристики, наблюдаемые в рис.8. свидетельствуют  о том, что в результате создания определенных педагогических условий  и применения разнообразных форм, методов, средств формирования представлений  о вежливости произошли заметные изменения в формируемых знаниях. Из рисунка видно, что впервые  проводя экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста, мы увидели что такое нравственное качество, как вежливость, у большинства недостаточно развито. На низком уровне развития вежливости было 60 % детей, что связано на наш взгляд со многими причинами. Это и недостаточная работа по формированию вежливости в детском саду, и невнимательность, леность самих детей, а так же недостаточная осведомленность родителей в решении этой проблемы. Так же мы видим, что 40% детей находились на среднем уровне развития вежливости. Детей на высоком уровне наблюдать не приходилось.

 

За три месяца, при которых  велся формирующий эксперимент, дети получали знания и практически  применяли их в сюжетно - ролевой  игре. И уже при проведении контрольного эксперимента мы можем видеть не слишком  большие, но существенные изменения. Так, на высоком уровне вежливости стало 20% детей старшего дошкольного возраста, 50% детей теперь находятся на среднем  уровне развития вежливости, количество детей, находившихся на низком уровне, уменьшилось вдвое (30% детей).

 

Так же было установлено  по завершению контрольного эксперимента, что у некоторых детей знания стали углубленными, они значительно  были расширены, систематизированы. Кроме  того дети ими владели и легко  использовали в игровой, бытовой  деятельности.

 

Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность нашей  гипотезы.

 

Выводы по II главе

 

ролевая игра вежливость дошкольный

 

Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В  ходе Й констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей  старшего дошкольного возраста недостаточный  уровень сформированности вежливости (60%), которые характеризуются неконкретностью, неточностью, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.

 

В результате экспериментальной  работы по апробации и внедрению  комплекса сюжетно - ролевых игр  по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.

 

Установлено, что в ходе проведения ЙЙ констатирующего эксперимента произошли небольшие изменения  в уровнях сформированности вежливости. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о вежливости в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах вежливости. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.

 

Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал  периоды подъёма, пика и спада  на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых  игр поспособствовало налаживанию  коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.

 

В ходе нашего наблюдения можно  отметить почти у каждого ребенка  повышение активности, стремление при  выполнении задания действовать  самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.

 

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при системном и косвенном взаимодействии педагога.

 

 Заключение

 

Сюжетно-ролевая игра играет важное значение в развитии и воспитании ребенка старшего дошкольного возраста. Особенное место занимает сюжетно-ролевая игра в формировании вежливости ребенка. В нашем исследовании проанализированы особенности формирования вежливости старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру. Изучена научная литература по проблеме формирования вежливости, рассмотрены понятия вежливость, её цели и задачи; выявлены особенности формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

 

Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема обогащения сюжетно-ролевых  игр как средство формирования вежливости актуальна для современного дошкольного  образовательного учреждения.

 

Овладение правилами поведения, а так же эмоциональное усвоение нравственных ном поведения способствует образованию у ребенка первых нравственных привычек быть вежливым, помогает становлению взаимоотношений  со сверстниками и с взрослыми, воспитанию организованного поведения. В старшем  дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается и в этом как нельзя лучше помогает сюжетно-ролевая игра. Важно помнить, что от достигнутого уровня воспитанности  зависит и процесс обучения в  школе. В целом, можно отметить тот  факт, что процесс формирования вежливости очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом  богатого арсенала различных методов.

 

Проведенная нами диагностика, уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста позволила выявить трудности в усвоении детьми нравственных норм поведения, низкой мотивации к применению вежливых форм поведения в повседневной жизни. С целью преодоления выявленных недостатков нами были внедрены сюжетно-ролевые игры, в которых особое место отводилось воспитанию у дошкольников через игровую деятельность вежливости и эмоционального принятия нравственных норм поведения.

 

По результатам контрольного эксперимента можно с уверенностью сказать о том, что проведенная  нами развивающая работа действительно  эффективная при формировании у  дошкольников навыков вежливости.

 

Сюжетно-ролевая игра для  развития старших дошкольников имеет  решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и именно через неё будет  эффективно проходит процесс формирования вежливости. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь  в обществе сверстников. Поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования  сюжетно - ролевых игр в целях  формирования вежливости ребенка, формирования его положительных личностных качеств  и социализации как члена общества. Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась и гипотеза исследования.

 

 Список литературы

 

Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., 2003. - 128с.

 

Анисимова, И.М. Хорошие манеры для детей [Текст] / И.М. Анисимова. - Спб., 1996. - 349с.

 

Байдурин, А.К. У истоков этикета [Текст] / А.К. Байдурин. - Л.: «Наука», 1990. - 168с.

 

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. - 464с.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте