Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава II Экспериментальное
исследование возможностей
С целью подтверждения нашей гипотезы, при которой формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ № 165 г.Новокузнецка.
Сроки проведения экспериментального исследования с октября по май 2012 года. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (см. Таблицу №1), поскольку на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что у детей 6-7 лет вежливость проявляется не во всех видах деятельности, не всегда.
Таблица №1
Дошкольники, участвующие в эксперименте
№п.п.
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
1
Виктория Б.
07.02.2005
2
Самир Г.
21.12.2004
3
Ирина Г.
01.06.2005
4
Родион Г.
26.07.2005
5
Юрий Д.
03.03.2004
6
Диана Д.
23.03.2004
7
Олеся Е.
06.08.2005
8
Лиля К.
17.11.2004
9
Данил П.
29.04.2006
10
Антон А.
20.06.2004
Исследование проходило в 3 этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Целью второго этапа эксперимента было формирование вежливости у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. На третьем этапе проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.
2.1 Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г
На первом этапе был проведен I констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Подбор методик для диагностики.
Разработка уровней
Проведение качественных и количественных результатов обследования.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости:
наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
поведение по правилам вежливости;
осознанное применение норм вежливости;
способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости;
На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень - у детей
мало знаний о вежливых проявлениях,
отсутствуют и сами проявления. Единичные
проявления вежливости детьми не мотивируются,
а суждения в большей степени
связаны с догматическим
Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.
Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.
Для подтверждения педагогических
условий, при которых формирование
вежливости у детей старшего дошкольного
возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры будет успешным, нами было проведено
экспериментальное
В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми (Приложение № 1), при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах.
Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %.
Анализ проведенных бесед показал, что у 20% дошкольников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов . 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем. ( 60%)
При выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 50% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, что бы тебя любили, хвалили . 30% считают, что человеку нужно быть вежливым, что бы быть хорошим человеком, 10% считают, вежливость, это проявление гуманности к другим людям. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
70% детей отвечают, что
человека, который знает вежливые
слова можно назвать вежливым;
и только 30 % ответили, что вежливый
человек не только должен
На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Вика и еще 2-е (33,3) ответили: «Потому что маме будет обидно». А Ира и еще один ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят ». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. А Юра ответил: «Не нужно оскорблять других людей» (10%).
На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму.
Результаты беседы показали,
что у большинства детей (до 80%)размытые
представления о понятии
Таким образом, результаты беседы подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 2, рис.1). 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось.
Таблица №2
Беседа с дошкольниками
Фамилия, имя
Методика «Беседа с дошкольниками»
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Виктория Б.
+
Самир Г.
Ирина Г.
+
Родион Г.
+
Юрий Д.
+
Диана Д.
+
Олеся Е.
+
Лиля К.
+
+
Данил П.
+
Антон А.
+
Рис.1. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости
Для выявления причины
отсутствия необходимого объема знаний
у детей о вежливости и интереса
к их приобретению, мы провели анкетирование
родителей открытого вида (Приложение
№2), где они отвечали на 15 вопросов.
Суть этих вопросов заключалась в
том, что родители, отвечая на эти
вопросы, тем самым давали понять,
какую работу они ведут в семье
по формированию вежливости. Анализ результатов
анкетирования родителей
Таблица №3
Анкетирование родителей
Родители
Методика «Анкетирование родителей»
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Виктория Б.
+
Самир Г.
+
Ирина Г.
+
Родион Г.
+
Юрий Д.
+
Диана Д.
+
Олеся Е.
+
Лиля К.
+
Данил П.
+
Антон А.
+
Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей
Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Правил нет, но иногда следим за этим», « Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%).
На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.
Так же, в ходе Й констатирующего эксперимента мы использовали анализ педагогических ситуаций (Приложение № 3), при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Анализ был направлен на выявление способности к оценке поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости. При подготовке к анализу педагогических ситуаций мы четко сформулировали педагогическую ситуацию и подобрали соответствующие иллюстрации.
Анализ педагогических ситуаций с детьми проходил в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей.
В ходе анализа выяснилось, что не все дети могут оценить поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 60% детей.
По результатам данной диагностической методики всех детей можно условно распределить на 3 группы:
Высокий уровень - ребенок
обосновывает поведение, поступки других
людей (возможно, называет моральную
норму); эмоциональные реакции
Средний уровень - ребенок обосновывает не все действия других людей, оценивает выборочные поступки.
Низкий уровень - Ребенок затрудняется оценить поступки других людей.