Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.
Для них самое главное, чтобы они выглядели достойно в глазах своих
сверстников. Давно известно, что средства массовой информации на 70% участвуют в формировании взглядов. Но сегодня средства массовой информации закрепляют мысль, что с зажженной сигаретой в руках или во рту человек становится более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым. При этом необходимо не забывать, что подростково-юношеский период обусловлен повышенной внушаемостью, внутренним и внешним подражательством, копированием.
Вот и рождается мода, когда курение у юношей отождествляется с представлением о силе, мужестве, а у девушек курение связано с оригинальностью, кокетством. Без сомнения, курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает невротизацию, агрессивность, страх. При вдыхании углекислого газа вытесняется кислород из крови, в результате курение снижает уровень обмена веществ в организме, т.е. служит энергосберегающим фактором. В среднем разрушающее действие табачного дыма на организм сам курильщик начинает замечать лишь через 15-20 лет «курительного стажа». Практически у каждого курящего к этому периоду развивается бронхит. Табачные компоненты, со слюной попадая в желудок, в 100% гарантируют гастрит. Главная опасность никотина состоит в том, что, подобно кокаину, он является очень «тонким наркотиком», накрепко связывающим нашу психику с этим активным химическим веществом. Действие курения на сосуды обнаруживается почти у всех курильщиков: это снижение памяти после определенного «стажа курения»; сердце у курильщика ежесуточно перекачивает на одну тонну крови больше, чем у некурящего, что приводит его к преждевременному изнашиванию. Половая потенция у мужчин на 80% связана с сосудистым компонентом, а значит напрямую обусловлена курением. Курение «сгущает» кровь, а значит увеличивает риск тромбообразования (инсульты, инфаркты), в ногах затрудняет отток венозной крови, что приводит к тяжелейшим сосудистым заболеваниям и нередко ампутации нижних конечностей. В России подобных инвалидизирующих операций ежегодно осуществляется около 30 тысяч.
Рак легких у курильщиков, что называется, растет не по дням, а по часам, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания.
Мы все знаем, что курить в развитых странах не модно. Во многом это
обусловлено правильно организованной антитабачной кампанией. Для примера возьмем опыт борьбы с курением Европейского бюро ВОЗ в рамках международной программы CINDI. Стратегия проводимой кампании разрабатывалась на основе социального маркетинга, который ставил своей целью изучить поведение людей с тем, чтобы эффективно осуществлять профилактику курения, а также отказ от курения. Исходя из этого, разрабатывались наиболее эффективные пути распространения информации о вреде курения, форма и содержимое материалов, поведение населения в определенных возрастных группах.
Еще в 1970 г. Международный раковый союз в Мадриде признал табак одной из самых серьезных проблем здравоохранения. С этой информацией ВОЗ обратилась ко всем странам и государствам, выразив твердую решимость вести борьбу с этим массовым недугом человечества в мировом масштабе. На сегодня антитабачной кампанией охвачены все цивилизованные страны. Наша страна относится к числу немногих, где табачные компании чувствуют себя вольготно. Официальная антикурительная пропаганда слабо противостоит мощному натиску рекламы табака. И это понятно. В отличие от богатых табачных компаний, которые тратят громадные суммы на рекламу своей продукции, на проведение антитабачной кампании не выделяются достаточные средства. Официальную позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации по данному вопросу высказал Первый заместитель министра здравоохранения, Главный государственный санитарный врач.
Российской Федерации Г.Г.Онищенко: «Было бы лучше запретить рекламу табака. Но так как на сегодняшний день это не сделано, то необходимо, чтобы табачные фирмы отчисляли определенный процент своей прибыли на проведение антитабачной кампании, как это делается во многих развитых странах» [25, стр. 123-130]
Здоровый образ жизни
формируется всеми сторонами
и проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Как считают Хриптович В.А., Валитов М.А. сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни . Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.
Успешная борьба с тем
или иным негативным явлением возможно
в том случае, когда известны причины
этого явления. Что касается табакокурения,
то подавляющее большинство
Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к табакокурению:
1) деятельность по повышению
уровня социальной адаптации
ребенка, склонного к
2) деятельность по профилактике
табакокурения, включающую
3) деятельность по просвещению
родителей с целью
4) деятельность по социальной
реабилитации ребенка,
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к курению, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, провоцирующих курение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.
Сбор информации происходит
посредством опроса (устного или
письменного) самого подростка, его
родителей, классного руководителя,
при необходимости других значимых
для ребенка людей. Также применяется
стандартизированное
Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс табакокурения, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.
Вторая функция - прогностическая.
Сущность ее заключается в том, что
на основе поставленного диагноза разрабатывается
конкретная социально-педагогическая
программа деятельности с ребенком,
склонным к табакокурению, которая
предусматривает этапные
Третья функция - образовательно-воспитательная,
предусматривающая отбор
Четвертая функция деятельности
социального педагога - правозащитная,
обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая
деятельность строится на правовой основе,
предусматривающей как
Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к табакокурению, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к табакокурению.
Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция - предупредительно-
В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:
- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;
- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;
- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.
Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к табакокурению, отводится антитабачному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к табаку. [22, стр, 180-185]
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: