Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОБОТКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

Для них самое главное, чтобы они выглядели достойно в глазах своих

сверстников. Давно известно, что средства массовой информации на 70% участвуют в формировании взглядов. Но сегодня средства массовой информации закрепляют мысль, что с зажженной сигаретой в руках или во рту человек становится более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым. При этом необходимо не забывать, что подростково-юношеский период обусловлен повышенной внушаемостью, внутренним и внешним подражательством, копированием.

Вот и рождается мода, когда курение у юношей отождествляется  с представлением о силе, мужестве, а у девушек курение связано с оригинальностью, кокетством. Без сомнения, курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает невротизацию, агрессивность, страх. При вдыхании углекислого газа вытесняется кислород из крови, в результате курение снижает уровень обмена веществ в организме, т.е. служит энергосберегающим фактором. В среднем разрушающее действие табачного дыма на организм сам курильщик начинает замечать лишь через 15-20 лет «курительного стажа». Практически у каждого курящего к этому периоду развивается бронхит. Табачные компоненты, со слюной попадая в желудок, в 100% гарантируют гастрит. Главная опасность никотина состоит в том, что, подобно кокаину, он является очень «тонким наркотиком», накрепко связывающим нашу психику с этим активным химическим веществом. Действие курения на сосуды обнаруживается почти у всех курильщиков: это снижение памяти после определенного «стажа курения»; сердце у курильщика ежесуточно перекачивает на одну тонну крови больше, чем у некурящего, что приводит его к преждевременному изнашиванию. Половая потенция у мужчин на 80% связана с сосудистым компонентом, а значит напрямую обусловлена курением. Курение «сгущает» кровь, а значит увеличивает риск тромбообразования (инсульты, инфаркты), в ногах затрудняет отток венозной крови, что приводит к тяжелейшим сосудистым заболеваниям и нередко ампутации нижних конечностей. В России подобных инвалидизирующих операций ежегодно осуществляется около 30 тысяч.

Рак легких у курильщиков, что называется, растет не по дням, а  по часам, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания.

Мы все знаем, что курить в развитых странах не модно. Во многом это

обусловлено правильно организованной антитабачной кампанией. Для примера возьмем опыт борьбы с курением Европейского бюро ВОЗ в рамках международной программы CINDI. Стратегия проводимой кампании разрабатывалась на основе социального маркетинга, который ставил своей целью изучить поведение людей с тем, чтобы эффективно осуществлять профилактику курения, а также отказ от курения. Исходя из этого, разрабатывались наиболее эффективные пути распространения информации о вреде курения, форма и содержимое материалов, поведение населения в определенных возрастных группах.

Еще в 1970 г. Международный  раковый союз в Мадриде признал  табак одной из самых серьезных проблем здравоохранения. С этой информацией ВОЗ обратилась ко всем странам и государствам, выразив твердую решимость вести борьбу с этим массовым недугом человечества в мировом масштабе. На сегодня антитабачной кампанией охвачены все цивилизованные страны. Наша страна относится к числу немногих, где табачные компании чувствуют себя вольготно. Официальная антикурительная пропаганда слабо противостоит мощному натиску рекламы табака. И это понятно. В отличие от богатых табачных компаний, которые тратят громадные суммы на рекламу своей продукции, на проведение антитабачной кампании не выделяются достаточные средства. Официальную позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации по данному вопросу высказал Первый заместитель министра здравоохранения, Главный государственный санитарный врач.

Российской Федерации  Г.Г.Онищенко: «Было бы лучше запретить  рекламу табака. Но так как на сегодняшний день это не сделано, то необходимо, чтобы табачные фирмы отчисляли определенный процент своей прибыли на проведение антитабачной кампании, как это делается во многих развитых странах» [25, стр. 123-130]

 

    1. Профилактика табакокурения

 

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько  успешно удается сформировать и  закрепить в сознании принципы и  навыки здорового образа жизни в  молодом возрасте, зависит в последующем  вся деятельность, препятствующая раскрытию  потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Как считают Хриптович  В.А., Валитов М.А. сложившаяся система  школьного образования не формирует  должной мотивации к здоровому образу жизни . Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет  сделать вывод, о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что  нет мотивации к заботе о собственном  здоровье

Одной из составляющих здорового  образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных  напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые  возникают в результате этих пристрастий  существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя  должны быть направлены не на то, чтобы  школьник бросил курить, употреблять  спиртные напитки и наркотические  вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Успешная борьба с тем  или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины  этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой  в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего  любопытство. Убедившись в том, что  курение сопровождается неприятными  ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к  табаку больше не тянуться, во 2-6 классах  курят считанные единицы. А вот  в более старшем возрасте число  курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям  социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в  том числе и родителям), желание  казаться взрослым, независимым, желание  «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим). [20, 95-98]

Можно выделить основные направления  в деятельности социального педагога при работе, склонным к табакокурению:

1) деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  ребенка, склонного к табакокурению,  посредством его личностного  развития;

2) деятельность по профилактике  табакокурения, включающую противотабачное  обучение и воспитание детей  с целью формирования у них  отрицательного отношения к курению;

3) деятельность по просвещению  родителей с целью оздоровления  семьи, ее быта и культуры  взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной  реабилитации ребенка, имеющего  табачную психическую или физическую  зависимость;

5) посредническую деятельность  между ребенком и окружающим  им социумом по преодолению  явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска  приобщения детей к курению, - реализуется  путем сбора информации о ребенке, склонном к табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка  и устойчивости его к этому  давлению; изучения негативных факторов, провоцирующих курение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или  письменного) самого подростка, его  родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется  стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального  диагноза развития ребенка, вовлеченности  его в процесс табакокурения, определение конкретных задач, определение  конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что  на основе поставленного диагноза разрабатывается  конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к табакокурению, которая  предусматривает этапные изменения  и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны  у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и  образования курящего ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых  для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к табакокурению, требует участия  и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к табакокурению.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что  в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость  установления множественных контактов  между ее участниками с целью  обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление  полученных положительных результатов  и предотвращает возможность  появления рецидивов табакокурения, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации .

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными  к табакокурению, отводится антитабачному  воспитанию, являющемуся частью нравственного  и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к табаку. [22, стр, 180-185]

 

    1. Алкоголизм среди подростков, как социально педагогическая проблема

 

О детском алкоголизме  говорят в том случае, когда  его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Информация о работе Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема