Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОБОТКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

– быстрое привыкание к  спиртным напиткам (это объясняется  анатомо-физиологическим строением  детского организма);

– злокачественное течение  болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной  системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

– принятие ребенком больших  доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без  закуски, принимая всю дозу одновременно);

– быстрое развитие запойного  пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения  они начинают чувствовать себя неуверенно);

– низкая эффективность  лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко  ослабляет самоконтроль.

      Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3–4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1–3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма – его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.

      Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность. У возбудимых психопатов употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Тормозимые психопаты употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. У психастенических психопатов нередки депрессивные состояния с суицидальными попытками. Алкоголизм у психопатических личностей молодого возраста развивается рано, протекает тяжелее, чаще прогредиентно, рано приводит к первичным психотическим явлениям, слабоумию. Клинически алкоголизм отличается состояниями тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация.

       Переход от детства к взрослости характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и всего организма в целом, совершенствованием их функций, началом и завершением полового созревания.

       Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.

      Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла – опаснейший враг как для себя, так и для всех, кто может встретиться на его пути; Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15-0,25 граммов на 1 килограмм массы тела наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шестого нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

      Не менее выражено действие спирта и на другие органы и системы.

      При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

      Алкоголь обладает выраженным действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что, в свою очередь, ведет к расстройству переваривающей способности желудка и различным диспепсическим явлениям.    Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте – легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие  алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных  сокращений, обменные процессы в мышце  сердца. Естественно, что в таких  условиях не может быть правильного  и полноценного формирования как  мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

      Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

      Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагубное воздействие на растущий организм в период отрочества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и систем.

  И при этом, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем алкоголь может привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. [5, стр. 40-47]

       Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть явления не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад.

      Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т.д. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употребление алкогольных налитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность.

      Итак, анатомо-физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста, заключающиеся в усиленном развитии организма, эндокринных сдвигах, половом созревании, формировании личности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к различным отрицательным влияниям, в том числе алкогольных напитков.

 

 

    1. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя

 

За тысячелетия жизни  на Земле у людей сформировался  обычай употреблять изделия, содержащие алкоголь. Пьют их с разной целью, кроме  одной – никто из выпивающих не ставит перед собой задачу стать  пьяницей, а тем более алкоголиком.

Для всех выпивающих характерна одна общая черта: абсолютное сознательное отрицание трезвости как обязательной нормы жизни. Но когда человек, ставший  жертвой увлечения алкоголем, рассказывает врачу историю своей болезни, то вполне искренне уверяет, что если бы он знал, чем это кончится, если бы вовремя был остановлен, то этого  бы не случилось. Трудно представить  в наше время человека, который  не был бы осведомлен о возможных  последствиях употребления алкоголя.

Мало кто учитывает, что  алкоголизм как болезнь имеет  существенное отличие от других заболеваний, при первых признаках которых  человек обращается к врачу и  проходит назначенный курс лечения (в худшем случае лечится сам). Заболевший же алкоголизмом, даже почувствовав, что пить, как другие (не зависимые от алкоголя люди), он уже не может, не принимает никаких мер для избавления от этого недуга и очень болезненно реагирует на советы близких остановиться и трезво оценить свое состояние. Он, как говорят наркологи, «сживается» со своей болезнью.

Объективная оценка результатов  винопития показывает, что не все, кто употребляет спиртное, становятся алкоголиками. Но каждый расплачивается за это «удовольствие» частью своего здоровья, способностями и здоровьем  своих детей, снижением работоспособности, а зачастую – разрушением семьи, потерей любви и уважения окружающих.

Нельзя сказать, что трагические  последствия употребления алкоголя не были известны раньше. В том-то и  парадокс, что с тех пор, как  люди научились изготовлять спиртосодержащие жидкости и использовать их для поднятия настроения, они вскоре убедились, что  вызванные ими «веселье» или  другие эмоции чреваты бедами и болезнями. Но психологическая природа эмоция такова, что обязательно возникает  желание повторить.

К предпосылкам также следует  отнести и общее социальное неблагополучие российского общества, низкий уровень  жизни и высокий уровень бедности и безкультурия.

Конечно, влияет и наследственность. Нельзя забывать и на семейный климат – нередко дети в семье алкоголиков  заражаются и заболевают этой болезнью.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Влияние  табакокурения и употребление алкоголя на организм подростка (экспериментальное исследование)

 

Алкоголизм, формирующийся  в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма  развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более  злокачественно.

      Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием (Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь).

      В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5–7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

      Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

     Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

      На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3–6 мес.

       Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

      На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3–4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.

      Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

       Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций. [6, стр. 130-132]

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза, в легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота дыхания.

       В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка.

Информация о работе Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема