Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОБОТКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

      Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби) с их частой сменой и т.д.

В целом деятельность органов  и систем организма в пубертатный  период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается легкоуязвимым к  воздействию алкоголя.

      Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В слизистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его поступает в ток крови в неизмененном виде.

       Скорость всасывания алкоголя во многом определяется наполнением желудка и кишечника. При приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30–40 минут, а в ряде случаев – и еще раньше. Всасывание алкоголя замедляется, если желудок наполнен пищей, при этом опьянение развивается медленнее.

       Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочисленным данным около 90–95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием ферментов до углекислоты и воды, а 5–10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.

       Принято считать, что окисление и выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне зависимости от концентрации алкоголя в организме. Возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в структуре среднем, по данным многих исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6–10 граммов в час. Например, после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в течение четырех-семи часов.

         После приема спиртных напитков в больших количествах выделение алкоголя из организма может длиться до двух-трех суток.

      Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.

      Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.

Токсическое воздействие  алкоголя, прежде всего, сказывается  на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять  за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге – 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен  в нервной ткани, передачу нервных  импульсов. Малые дозы алкоголя патологически  ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные – затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного  мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в  ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным  клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

      Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856–1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей деятельности.

     Современные психиатры выявили, что алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.

 

2.1 Возрастные особенности  развития подростков и их склонность  к алкоголизму

 

Наиболее часто в состоянии  опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного  и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация  детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие  основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В  этот период наиболее существенными  причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая  приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные  традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

        Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

       Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически  не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

       Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка. [1, стр. 200-204]

2.2 Влияние семейного воспитания  на табакокурение и употребление  подростками алкоголя

 

Воспитание ребенка в  семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

В нем выделяют различные  типы, под которыми понимается своеобразие  воспитания ребенка в семье, обусловленное  общностью каких либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность.

Семья является одним из факторов (как побуждающих, так и  сдерживающих), определяющих отношение  подростков к алкоголю и наркотикам.

 В семье формируется  тип личности  с определенными  ценностями и способностями, от  семьи зависит восприимчивость  человека к природе, искусству,  литературе, активному досугу. Влияние  и пример родителей и других  родственников предопределяет социализацию  и нравственное становление личности  ребенка. Духовная связь и преемственность  поколений в семье с первых  дней жизни способствуют усвоению  системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

Всестороннее содействие семье со стороны государства  и общества обеспечивает каждому  ее члену ощущение его устойчивости, стабильности, принадлежности к конкретному  сообществу, защищенности, безопасности, уверенности в себе.

Для того, что бы центр  формирования личности ребенка объективно переместился из школы и трудового  коллектива в семью, необходимо создать  условия, при которых семья сможет в полной мере осуществлять свои социальные функции.

 По определению А.  В. Мудрика, семья – это «основанная  на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью.  Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения,  регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями и  детьми, другими родственниками». [16, стр. 65]

 Семье алкоголиков  в воспитании детей необходима  помощь – социального педагога, психолога, нарколога, а так  же представителей правоохранительных  органов и органов опеки и  попечительства.

Алкоголизм (бесконтрольное систематическое употребление алкоголя) носит физический и психологический  ущерб пьющему человеку. В социальном плане алкоголизм губителен не только для пьющего человека, но и для  его окружения. Пьянство родителей  разрушает семью и душевное равновесие детей и особенно подростков. Максимализм, присущий подросткам требует осторожности и деликатности в общении, однако в пьющих семьях они чаще всего  сталкиваются с противоположным  отношением. Пьянство одного из родителей  нередко приводит к разводу, что  негативно отражается на психике  и процессе социализации ребенка. Пьянство обоих родителей – это скандалы, драки, жестокость по отношению к  слабым и беззащитным членам семьи. Пьянство отцов делает детей невротиками, а пьянство матерей приводит к  рождению умственно неполноценных  детей. Зачастую родители без внимания оставляют болезни детей, превращая  их в инвалидов. Появляются проблемы с психикой, негативные черты характера  и девиантное поведение. Пьянство родителей  приводит детей в детский дом, больницу, колонию и т. д.

Порой вслед за родителями табакокурением и употреблением  алкоголя начинают заниматься их дети. Провоцируют  детский и подростковый алкоголизм доступность алкоголя, социально  – экономическое неблагополучие и неблагоприятное окружение (проживание в районе с высоким уровнем  преступности), частые перемены места  жительства и связанные с этим проблемы установления отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, семейная предрасположенность (наследственность и влияние окружения),  реклама, увязывающая в сознании подростка алкоголь и сигареты со свободой, успешностью, престижем, дружбой, взрослостью, проблемы в семье, школе, с друзьями. Часто подростки видят в этом способ продемонстрировать протест взрослым, обществу.

 

2.3 Организация исследовательской работы, диагностика и результат

 

 

В моем исследовании генеральной  совокупностью являются подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проводилось в БШИСОО в ИСТ (интернат семейного типа) п. Белоярск Приуральского района. Выборочная совокупность равна 25 человек: 14 мужского пола и 16 женского. Я проводил выборочное исследование при помощи анкетирования.

Результат исследования.

По данным результатов  исследования, выяснено, что 7 опрошенных пробовали алкоголь, и из них регулярно употребляют - 0.

Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:

         1.Почему люди употребляют спиртные напитки? (ответы учеников)

От скуки – 6;

За компанию – 8;

Что бы расслабиться – 9;

Это традиция – 2;

Не осознают разрушительное воздействие на психику, здоровье и  дух человека – 5.

Почему подростки употребляют  спиртные напитки?

Почти все учащиеся ответили, хотят быть взрослыми.

          Употребление спиртного в молодежной  среде – это, судя по ответам, большинство ответили, что это дань безделью, и лишь немногие, что дань моде.

 На вопрос, почему врачи  утверждают, что подростки быстрее  попадают в алкогольную зависимость,  чем взрослые, основной ответ  был,  подростки не осознают  ответственности перед своей  жизнью.

Может ли человек быть свободным  и радостным без употребления спиртного? Все без исключения ответили – Да.

Пробовал ли ты спиртные напитки и почему?  7 человек ответили, что пробовали:

- за компанию;

- ими двигало любопытство. 

- ежедневно употребляют спиртные напитки 0 юношей и девушек.

- не более трех раз в неделю – тоже 0

- не более одного раза  в неделю – 0  юношей и 0 девушек.

- не более двух раз в месяц - 8 юношей и 0 девушек.

На вопрос, всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить, 3 учащихся ответили, что не могут (в том числе 6 юношей и 0 девушек). Только 21 подростков могут всегда отвергать предложение (в том числе 8 юношей и 17 девушек).

В начале работы мы поставили гипотезу о том, если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.

А вот о вреде алкоголя на здоровье знали только 70 % подростков, а 27 % подростков плохо информированы, 9 % подростков узнали об этом тогда, когда  уже была выпита первая рюмка «прозрачного яда».

Информация о работе Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема