Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.
Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби) с их частой сменой и т.д.
В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается легкоуязвимым к воздействию алкоголя.
Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В слизистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его поступает в ток крови в неизмененном виде.
Скорость всасывания алкоголя во многом определяется наполнением желудка и кишечника. При приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30–40 минут, а в ряде случаев – и еще раньше. Всасывание алкоголя замедляется, если желудок наполнен пищей, при этом опьянение развивается медленнее.
Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочисленным данным около 90–95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием ферментов до углекислоты и воды, а 5–10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.
Принято считать, что окисление и выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне зависимости от концентрации алкоголя в организме. Возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в структуре среднем, по данным многих исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6–10 граммов в час. Например, после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в течение четырех-семи часов.
После приема спиртных напитков в больших количествах выделение алкоголя из организма может длиться до двух-трех суток.
Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.
Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге – 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные – затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856–1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей деятельности.
Современные психиатры выявили, что алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.
2.1 Возрастные особенности
развития подростков и их
Наиболее часто в состоянии
опьянения совершаются
Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.
Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.
Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.
Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка. [1, стр. 200-204]
2.2 Влияние семейного воспитания
на табакокурение и
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.
Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).
В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность.
Семья является одним из факторов (как побуждающих, так и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю и наркотикам.
В семье формируется
тип личности с определенными
ценностями и способностями,
Всестороннее содействие семье со стороны государства и общества обеспечивает каждому ее члену ощущение его устойчивости, стабильности, принадлежности к конкретному сообществу, защищенности, безопасности, уверенности в себе.
Для того, что бы центр формирования личности ребенка объективно переместился из школы и трудового коллектива в семью, необходимо создать условия, при которых семья сможет в полной мере осуществлять свои социальные функции.
По определению А.
В. Мудрика, семья – это «
Семье алкоголиков
в воспитании детей необходима
помощь – социального педагога,
психолога, нарколога, а так
же представителей
Алкоголизм (бесконтрольное
систематическое употребление алкоголя)
носит физический и психологический
ущерб пьющему человеку. В социальном
плане алкоголизм губителен не только
для пьющего человека, но и для
его окружения. Пьянство родителей
разрушает семью и душевное равновесие
детей и особенно подростков. Максимализм,
присущий подросткам требует осторожности
и деликатности в общении, однако
в пьющих семьях они чаще всего
сталкиваются с противоположным
отношением. Пьянство одного из родителей
нередко приводит к разводу, что
негативно отражается на психике
и процессе социализации ребенка. Пьянство
обоих родителей – это
Порой вслед за родителями табакокурением и употреблением алкоголя начинают заниматься их дети. Провоцируют детский и подростковый алкоголизм доступность алкоголя, социально – экономическое неблагополучие и неблагоприятное окружение (проживание в районе с высоким уровнем преступности), частые перемены места жительства и связанные с этим проблемы установления отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, семейная предрасположенность (наследственность и влияние окружения), реклама, увязывающая в сознании подростка алкоголь и сигареты со свободой, успешностью, престижем, дружбой, взрослостью, проблемы в семье, школе, с друзьями. Часто подростки видят в этом способ продемонстрировать протест взрослым, обществу.
2.3 Организация исследовательской работы, диагностика и результат
В моем исследовании генеральной совокупностью являются подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проводилось в БШИСОО в ИСТ (интернат семейного типа) п. Белоярск Приуральского района. Выборочная совокупность равна 25 человек: 14 мужского пола и 16 женского. Я проводил выборочное исследование при помощи анкетирования.
Результат исследования.
По данным результатов исследования, выяснено, что 7 опрошенных пробовали алкоголь, и из них регулярно употребляют - 0.
Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:
1.Почему люди употребляют спиртные напитки? (ответы учеников)
От скуки – 6;
За компанию – 8;
Что бы расслабиться – 9;
Это традиция – 2;
Не осознают разрушительное воздействие на психику, здоровье и дух человека – 5.
Почему подростки употребляют спиртные напитки?
Почти все учащиеся ответили, хотят быть взрослыми.
Употребление спиртного в молодежной среде – это, судя по ответам, большинство ответили, что это дань безделью, и лишь немногие, что дань моде.
На вопрос, почему врачи
утверждают, что подростки быстрее
попадают в алкогольную
Может ли человек быть свободным и радостным без употребления спиртного? Все без исключения ответили – Да.
Пробовал ли ты спиртные напитки и почему? 7 человек ответили, что пробовали:
- за компанию;
- ими двигало любопытство.
- ежедневно употребляют спиртные напитки 0 юношей и девушек.
- не более трех раз в неделю – тоже 0
- не более одного раза в неделю – 0 юношей и 0 девушек.
- не более двух раз в месяц - 8 юношей и 0 девушек.
На вопрос, всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить, 3 учащихся ответили, что не могут (в том числе 6 юношей и 0 девушек). Только 21 подростков могут всегда отвергать предложение (в том числе 8 юношей и 17 девушек).
В начале работы мы поставили гипотезу о том, если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
А вот о вреде алкоголя на здоровье знали только 70 % подростков, а 27 % подростков плохо информированы, 9 % подростков узнали об этом тогда, когда уже была выпита первая рюмка «прозрачного яда».