Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОБОТКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

Но почему же, с какой  целью юноша или девушка начинает употреблять алкогольные напитки? На вопрос: «С какой целью Вы употребляли спиртные напитки?» в основном юноши ответили так: «За компанию» - 19,4 %.«Потому что мне скучно» - 16,6 % и т.д. А ответы девушек были иного характера: «Из любопытства» - 3 %; «Потому что мои друзья тоже пьют» - 24,2 %. «Потому что мне скучно» - 18,1 %.

Исходя их этих данных главный  вывод: большинство юношей (38,8 %) и  девушек (51,5 %) начали употреблять спиртные напитки из-за давления со стороны  «друзей» (45 %). Другие данные: снятие психологического напряжения – 27,2 %; самоутверждение  – 21,2 %.

Итак, подросток, употребляющий  алкоголь. К чему направлена его  личность? Чем он занимается?

Подросток, употребляющий  алкоголь, не занимается спортом;

Считает, что оценка его  здоровья – не очень хорошее;

Статус в школе –  неуспевающий;

Почти не занимается общественной деятельностью;

Свободное время проводит с друзьями и т.д.

Выяснено, что 24,2 % подростков подвержены к курению, в том числе 16,6 % юношей и девушек (5,5%). Их них регулярно курят 6,6 % юношей и 0 % девушек. Количество выкуриваемых сигарет 1-5 штук в день (100 %).

Вследствие чего подростки  начинают курить? По данным результата анкетирования сделали такие  выводы:

желание повзрослеть – 14;

влияние друзей – 12;

хотел попробовать – 4.

Но для девушек главным  мотивом является желание повзрослеть. А юноши ответили, что хотели попробовать.

Значительное число людей  не считает курение вредным для  здоровья. Да, действительно, 25 % подростков имели в семьях курящего отца или  родственника. Но, несмотря на все эти данные, подростки почти все хотят избавиться от этих привычек.

В последнее время растет количество курящих девушек. И если спросить у девушек, почему они курят, большинство отвечает, что «это сближает с юношами». Но с другой стороны, такой вопрос, разве юноши одобряют курение представителей прекрасного  пола?

Мы в ходе исследования выяснили, что ни один юноша не относится  положительно такому явлению (0%).

А когда изменили вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваша жена курила?»   Все единогласно заявили: «нет».

В конце анкетирования  попросили, чтобы все писали свои пожелания и задумки. Все (100 %) писали, что они за здоровый образ жизни, против алкоголизма и курения. Были такие ответы: «Если сейчас проиграем, то это навсегда»; «Хорошо все  продумайте»; «Разве старшие не виноваты, они же для нас пример»; «Думайте о будущем»; «… ведь будущее в  руках молодежи»; «Все в Ваших  руках»; «Зачем пить, ты ведь этим не сделаешь свою жизнь лучше».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении о развитии методов, которые, возможно, в будущем  будут использоваться для предотвращения и лечения алкоголизма и курения.

И алкоголизм, и курение  – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более  актуальной задачей – медицинской  и социальной, и в первую очередь, семейной.

Просвещение в алкогольных  вопросах средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Кажется, не должно было бы остаться ни одного человека, сомневающегося в том, что алкоголь – яд, употребление которого, приводит к непоправимым бедам и что  подрастающее поколение должно быть изолировано от любой возможности  соприкосновения с ним. Так что  же делать тогда?

Ведь одного просвещения  недостаточно – ни для взрослых, ни для подрастающего поколения. Хотя, кажется, что «слушатель «понимает, переживает, но все равно…

Если думать об этом, то кажется, что победить эти болезни, вернее, эпидемии человечества, сегодня практически  невозможно. Что нам остается делать? Одно.… Каждому нужно попытаться защитить себя, своих близких, и, конечно  же, своих детей. В этом большую  роль играет семья, то есть родители, воспитывающие  своих детей.

После систематизации и анализа  научной литературы, после диагностики  результатов исследования мы выдвинули  свои рекомендации:

Если мать, уже беременной, желающая прекрасное будущее своего будущего ребенка не должна злоупотреблять алкоголем и даже не думать о курении.

Ребенок родился, но он не должен увидеть «прозрачной жидкости»  в красивых хрусталиках, и чоканье, и тосты…

Он не должен увидеть пьяного  и курящего отца, тем более матери.

С первых дней ребенка начинать воспитывать отрицательных взглядов и навыков по отношению спиртного  или табака.

Чувствовать, к чему направлена личность ребенка, и не жалеть ни времени, ни сил на подготовку и расширению круга интересов.

Никогда маленькому ребенку  не показывать боли, страдания, «черные  пятна», конфликты, неприятности жизни, но он должен знать, что они существуют.

Всегда беседовать с ребенком, быть другом для него.

Знать, куда он ходит, с кем  дружит.

Ребенок, когда становится подростком, знать подход к нему.

Во всех ситуациях быть для него примером…

Прочитав эти строки «читатель» может сказать: «Разве это возможно». Может быть, невозможно. Но в этом ваша судьба, судьба вашего ребенка, судьба страны, судьба человечества, судьба мира. Мы не предлагаем вам выполнить именно эти условия. Ведь человек – разумное существо. Он умеет думать. Прежде чем, что-нибудь делать, продумайте все, ведь человек что-нибудь делая ошибочно, уже знает, что это ошибка, но не признает этого. Не забудьте, что есть завтра, но никогда ничего не откладывайте на завтра.

Алкоголизм и курение  приобрели в обществе характер эпидемии. А главное – победить эти болезни  сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Возможно, что в далеком будущем  проблем алкоголизма и курения  будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что  примерно у 15 % людей имеются ген, отвечающие за проявление так называемого  комплекса удовольствий. Именно эти  гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Умная природа, правда, предусмотрела  средства защиты от нежелательных пороков, так называемые гены-блокаторы. Хорошо, если они работают нормально. А если нет, то беда – «наркотические» гены проявляются « во всей красе».

Наша главная гипотеза о том,   если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек подтвердилась.

Основным мотивом употребления алкоголя является давление компании.

Главные ошибки современных  семей:

- нехватка семейного общения;

- безразличность в делах  детей;

- злоупотребление алкоголем,  курением самих родителей.

У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение  к курению и алкоголизма. Важно  разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что  она есть признак слабой воли и  плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и  детям, очевидно, полезно вспомнить  слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного  зла будет эпохой в жизни человечества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Библик Д.П. Дворников Е.В.. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании. – Самара, 1997.- 346 с.
  2. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. –  М., 2006. – 280 с.

3. Веренич Г.И. В семье подросток: (Советы врача). – Минск: Беларусь,1983. – 64 с.

4.  Горобец Т. Безопасность Евразии. – М.,2003. - № 1. – 120 с.

5. Гузиков Б.М., Мейроян А.Я. Преодоление алкоголизма/сост. библиотечки В.П.Рыбалко. – Л.:Лениздат,1986. – 79 с.

6.  Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. – М.: Сов. Россия,1986. – 144 с.

  1. Зенъковский В, В, Психология детства. –  М., 2006.- 180 с.

     8 .  Здоровый образ жизни – залог здоровья/ сост. Ф.Г.Мурзакаев. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. – 280 с., ил.

  1. Иванов В.Г. Воспитание школьников. – М.,2001. – 244 с.
  2. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем. – М., 2006.- 150 с.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

12. Кон И. С. Ребенок и общество. –  М., 2008. – 187 с.

     13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

     14. Лекции о влиянии алкоголя на организм человека. Алкоголь и печень/ А.С. Логинов, Ю.Е. Блок, К.Д.Джалалов. – М.: Высш.шк., 1987. – 96 с., ил.

  1. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: Спец. курс. –  М., 2005.

Мардахаев Л.В  Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —

269 с.

      16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр Академия,

2005. - 200 с.

     17. Окунев И.П. Дошкольное воспитание. – М., 2000. - № 5. – 198 с.

     18. Педагогика: 100 экзаменационных ответов/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Изд. 7-е, испр. и  доп.- Ростов н/Д: Феникс; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. – 186 с. – (Экспресс – справочник для студентов вузов)

  1. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
  2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне: Журнал. № 3, 2010. – 120 с.
  3. Работа социального педагога в школе и микрорайоне: Журнал. №6, 2011. – 120 с.

22. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

23. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц: кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

24. Ураков И.Г. Медицина, 1990. – 374 с.

  1. .ХарчевА, Г, Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. –  М., 2004. – 290 с.

26. Чегот Д.М. , Шестаков Д.А. Социальное зло – алкоголизм. Семья и право. – Л.: изд-во ленинградского ун-та, 1988. – 216 с.

27. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб.пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Педагог.общество России, 2000. – 407 с.

28. Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания. –  М., 2004. – 254 с.

     29. Щицкова А.П., Новиков Ю.В. Здоровье здоровых. – М.: Знание, 1987. – 48 с. – (Нар.ун-т. Фак. Здоровья; № 3)

  1. Эпштейн М. Очередные вопросы социального воспитания. –  М., 2006.- 210 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета

  1. Почему люди употребляют спиртные напитки? (подчеркни)

От скуки;

За компанию;

Чтобы расслабиться;

Это традиция;

Потому что не осознают разрушительное воздействие алкоголя на психику, здоровье и дух человека.

  1. Почему подростки употребляют спиртные напитки? (Напиши).

_____________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Употребление спиртного в молодежной среде – это … (нужное подчеркнуть):

Дань моде;

Дань обычаю;

Дань рекламе;

Дань безделью;

Дань собственным комплексам.

  1. Почему врачи утверждают, что подростки быстрее попадают в алкогольную зависимость, чем взрослые? (нужное подчеркнуть):

Отсутствие четких ценностных ориентиров у подростков;

Неустойчивая психика;

Подросток еще не осознает ответственности перед своей  Жизнью.

  1. Может ли человек быть свободным и радостным без употребления спиртного?

Да;

Нет;

Не всегда (прокомментируй).

  1. Что значит фраза Бориса Гребенщикова: «Коля научил пить вино – вино заменила нам волю»? (Прокомментируй)

Информация о работе Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема