Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36
1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют.
3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха.
В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
Вначале логопед дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие, например положить книгу справа или слева от себя.
Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа — это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.
2. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами и их изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее логопед задает вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради ?"
В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующие задания: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку" и т.д.
При устранении оптической дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:
1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.
2. Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.
3. Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника— кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.
4. Определение пространственных
соотношений элементов
Рекомендуемые задания
а) Найти фигуру,букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв.
б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
в) Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти).
г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов.
д) Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы. Например, предлагается сделать из буквы В букву Р, из П— Н, из Ь — В и т.д.
е) Определить различие сходных фигур. Например:
ж) Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально. Например:
з) Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р — В, 3 — В, Ь — В.
и) Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П- Н, П- И, И- Н, Г- Т.
При устранении оптических дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О— с обручем, 3— со змеей, Ж— с жуком, П— с перекладиной, У— с ушами и т.д.
Используются стихи,загадки о буквах.
Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка ее из пластилина, обведение контуров, письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Большое значение играет формирование и закрепление пространственных представлений в начальный период обучения школьников. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи в предложения. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфологического анализа слов .
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п.), а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении. Совпадению последовательности звуков и букв при анализе слова помогает использование опоры в виде подвижного цифрового ряда (набора цифр). Движение взора и руки вдоль этого ряда совпадает с проговариванием, т. е. со слухо-произносительны-ми раздражениями. При этом отчетливо обнаруживают себя затруднения каждого ребенка. Ученик, работая устно, без тетради, имеет возможность вновь уточнить звуковой состав слова, исправить ошибку по ходу анализа. Следующее по сложности задание — вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
Такие упражнения создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слов. Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение).
Выяснение круга временных представлений учащихся предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
Пространственные представления
Определение схемы тела и основных направлений в пространстве.
Цель:Выяснить и систематизировать пространственные представления учащихся.
Ход занятия.
1. Чтение стихотворения:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево — понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
той самой рукою, которой писал,
и мячик кидал, и страницы листал,
и ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево — узнал ученик.
(В. Берестов.)
2 Проверка усвоения схемы тела.
Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
Поднять другую руку и назвать ее (левая).
Соотнести части тела с правой рукой и назвать их (правая щека, правое колено и т. д.)..
Соотнести с левой рукой части тела и назвать их.
Показать по инструкции логопеда отдельные части тела: свое левое плечо, правую бровь и т. п.
Определение правого и левого направлений в пространстве.
Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т. е. справа. Аналогично—слева.
Уточнение пространственных взаимоотношений.
Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.
Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
Сидя за партой, определить правый и левый края ее. Поднять руку тем учащимся, кто сидит справа за партой. То же — сидящим слева.
Сидя за столом, определить:
а)место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой (Петя сидит слева от меня);
б) свое место по отношению к соседу, соотнося это с соответствующей его рукой (Я сижу справа от Пети).
Знакомство со схемой тела, стоящего напротив.
а) Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполнил инструкцию.
б) Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Учащиеся, сопоставив положение его руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. (Можно проделать это с остальными учениками.)
Встать парами лицом друг к другу. Один из каждой пары учеников должен определить сначала у себя, потом у товарища правую руку, левый локоть и т. д. Второй ученик исправляет ошибки. Затем роли меняются. (Словесная инструкция исходит от логопеда.)
Ученики стоят друг против друга. Один молча показывает отдельные части тела, второй комментирует: «Это правое колено» и т. п.
Графическое воспроизведение направлений
Показать предварительно рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
Работа в тетрадях
Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак « + »:
....
+
от второй
«
от третьей
«
от четвертой
«
Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:
1 — вниз
4 — влево
На двух строчках отметить по 8 точек
а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одно-временно слева направо — сверху вниз.
д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одно-временно слева направо и снизу вверх.
Определение последовательности в пространстве
Игра «Прогулка в парк»
Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов.
Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4—6 цветных брусков (детали детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк.
Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:
Логопед. Мы идем по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка желтая, за ней -синяя. В конце дорожки — красная.
Таким образом дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.
Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернем назад и назовем все скамьи в обратном направлении, т. е. справа налево.
Игра «Где меня найти?»
Цель. Упражнять учащихся в нахождении предмета в ряду однородных.
Условия игры такие же, как в предыдущей.
Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т. д.
Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли нашли его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.
Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией