Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Дислексия реферат.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например;

Кто?     Что сделал?    Кому?       Что?

Папа       принёс           Пете      пастилу.

Соня       связала          сестре    свитер.

Вычленение последнего согласного в слове. Назвать последний согласный:

куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.

Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, «).

С каждым полученным словом устно составить предложение; ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.

Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного.

 Запись  одними буквами (т, ш, л, к ...): самолё..., каранда..., самосва..., воротни..., чаини..., саха..., шала..., футбо..., замо..., вете..., чуло..., пена..., солда....

Игра «Цепочка слов». Придумать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост — телефон — носки — иголка— автобус...

Воспитание звукового анализа слов

Звуковой анализ односложных слов.

Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки:

1) Девочка  уронила чашку. 2) Мальчик ушиб  колено — и «услышать» короткие  восклицания детей: «Ах!» и «Ох!»

Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой –O- и составим слово из разрезной азбуки. (То же со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова «Наоборот»).

Слово ОХ и слово АХ заблудились в трёх соснах. И сказало ОХ со вздохом:

  • Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ;
  • Ах, как страшно в трёх соснах!

И заохали, и заахали,

и зажмурились и заплакали:

—Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прочитывается все стихотворение Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах и делают выводы о важности правильного последовательного чтения и написания букв в слове.

Анализ слов с опорой на цифровой ряд

Перед каждым учеником ряд цифр (1—5,1—9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря: «В этом слове четыре звука»:

уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби,

малыш, грузовик...

Позиционный анализ звуков

а)Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением.

б)В тетради дети рисуют (обводят по трафарету) несколько небольших геометрических фигур, в которые в соответствии с заданием вписывают, например, буквы, обозначающие третий звук в словах: кусты, скорый, белка — или четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т. п.

Устно указывают предыдущий и последующий звуки.

в) Назвать выборочно:

четвертую букву слова машина, объяснить написание;

пятую »       »    пружина;

пятую »       »    стучал и т. д.— с повторением правил: 

кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка,

кричал, мыши.

Дифференциация гласных звуков

Парные гласные (сходство).

Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

сопряженное произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков):

а   о   а   у   ы 

я   ё   е   ю   и

Можно ли считать парными звуками  у и я, ы и ё?

Какие звуки называют парными и почему?

Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

о — ? э — ?ит. д.

Прочитать данные ниже слова,. указать и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:

Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

Самостоятельно придумать слова, имеющие парные гласные.

Парные гласные (различие).

Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

Прочитать прямые слоги, сочетая согласный м последовательно с гласными первого, затем второго ряда. При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично с согласными н, с и др.:

  М - а о э у ы а о э и ы

М - я ё е ю и я ё е ю и

Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно — услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б — б, в —в', г — г'   и т. д.

Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

 да-дя,    до-дё,    ду-дю,   ды-ди   ро-рё;    со-сё,     фы-фи,  ту-тю,    бэ-бе .,, ня-на,    кё-ко,    лю-лу,   би-бы,    вё-во ....

Выборочный диктант слогов (записать слоги, содержащие мягкий согласный):

са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла, мя, адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

Прочитать пары слов, Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов:

мал —мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол — вёл.

Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать — начинять, потомки — потёмки,

поток — потёк, слог — слёг.

Прослушать потешку. Выделить повторяющийся согласный звук В, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным:

Я во двор вола вела.

За рога вола вела.

Я вела во двор,

а вол в огород меня завёл.

Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.

Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм..,Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие варианты согласных цветными карандашами:

      a—я  •.

Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д„ что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-, Я с-ду в с-ду.

о — ё

Мы услыхали  кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-щи новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу, У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з.

у — ю

Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишн-.

Так проводится дифференциация всех гласных звуков.

Дифференциация согласных звуков,имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звонкие и глухие парные согласные

Звуки в — ф

Выделить звуки ф и в из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).Соотнести звуки с буквами ф, в.

Прочитать двойные и тройные слоги, содержащие указанные звуки. Выборочно записать слоги под диктовку. А Закончить предложение, выбрав подходящее слово:

На домах развевались ....   (флаги-влаги) На полях достаточно ....

Дифференциация ф — в словах —устно (поднять соответствующую букву):

фыркал,, ворона, фиалки, флейта, повар, завернул, фокус, фургон, паровоз, провода, свитер, лифтёр, сейф, посевы, туфельки, физкультура, форточка, портфель, телефон.

 Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию в или ф):

ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика, фасоль.

Прочитать и записать слова, вставив пропущенные буквы ф, в.

коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик, жира-ы, -онтан;

-а-ли, -е-раль, -ы-их, -ести-аль, -у-айка, -ы-еска, с-ойст-о, »о-ремя, -ле-о, -ыли-ать, -алыпи-ый, -ое-ода, -ар-op, -ерё-очка, по-орачи-ай, -отогра-ия, -одо-орот, -одоём, -доба-ок, -ехто-ание, -еще-ой, -до-оль, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит. (Предварительный анализ проходит с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.)

Работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру):

звук «в» -соловушка, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, нефтепровод, вывел, волевой, выплывает, вывихнул, вовлечь, завинтить, вывинтить, взрывы, выровнял, выводы, проветривал, фарфоровый, шефство; 

звук «ф» - филин, нефть, профессия, фуфайка, фланель, туфли, шлифует, кофейник, патефон, цифра, муфта, зефир, шарфы, шкафы, кофта, фарфор, фотография, конфеты, вафли, платформа, шофёр, телеграф, салфетка, телефон, светофор.

Предложения для анализа и записи:

Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фуражка. Феня видела филина. Мы вышли к новой ферме. Фабрика выпускает много обуви. Вещи внесли в лифт. В августе поспевают овощи и фрукты. На фасоли и моркови появились вредители. Воют вьюги в феврале. Вьются флаги у ворот.

Звуки л— б

Выделение звуков я и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). 

Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

Соотнесение звуков с буквами я и б.

Чтение слоговой таблицы; запись слогов под диктовку.

Устный диктант  (услышав слово, поднять соответствующую букву — п, б):

грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.

Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию я и б):.

слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пакет, букет, бант, пальто, сапоги, трубы, пастух, лопата, капли.

Выборочно записать из ряда диктуемых слов те, которые  содержат:

звук п —свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь;

звук б —правда, бужу, работал, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач.

Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки л и б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15—20 картинок) с выданными буквами, например:

лопата, обезьяна, барабан, попугай, библиотека ... (п, б, бб, пп, бб и т. д.).

После проверки, можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали записи, например: сапоги, альбом, библиотека ...

Работа с цифровым рядом — определение места звука в слове (выдвинуть соответствующую цифру):

звук п  — рапорт, лампа, апрель, попытка, покупал, пропуск, перепёлка, пропал, перепрыгнул, поспал, переползти, потеплело, пепел, потоп, припомнил, поторопился, прописка;

звук б — заботливый, приборы, бубен, барабан, победа, бабочка, белобока, бобровый, попробуй, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.

Вписать пропущенный слог па или ба:

Лю-, ры-, тро-, ли-, -ран, -латка, сдо-, -лец, -зар, -бушка, тру-, -рус, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка.

Дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

В синем небе звёзды ....                         Повалился старый ....

(плещут, блещут)   (запор, забор)

 



В синем море волны .,, .                         На воротах крепкий ....

На траву выкатили ....                     Во дворе ... петух.

                    (почки, бочки)    (пропел, пробел)

На деревьях набухают ....              Надо устранить … в знаниях.

Записать глаголы с приставкой по-. Образец: бежал — побежал.

Белил, бывал, болел, благодарил, беспокоил, боялся, бродил, брился.

Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы б, п:

голу-ой, -лавал, цара-ал, глу-окий, за-латил, -ри-авить, -о-еда, -ри-оры, -алу-а, -ро-овал, -о-ро-овал, -ро-лыл, -о-орол, -у-ея-цы, -од-ородок, -лаго-олучно, -асно-исец.

Прочитать предложения, поднимая в местах пропуска букву п или б. Затем записать их, подчеркнув вставленные буквы цветными карандашами:

В -арке -ыли -олыпие ли-ы. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -очка -о морю -лывёт. -ора -о-елить -отолки. В -оле зреют хле-а. У -елки -ередние ла-ы короткие, -осле -олезни -рат осла-ел. Выросла ре-а -ольшая, -ре-ольшая,

Подобная работа проводится со всеми парными звуками.

                                                                                                      

Оглушение звонких согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова.

Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами написания ,упражнять учеников в проверке сомнительных гласных.

Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией