Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Дислексия реферат.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

     Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, трафаретов овощей и т. п.).

Рассмотреть образец (ряд фигур). Перечислить и запомнить их последовательность, после чего образец закрывается.

Воспроизвести ряд по памяти из индивидуального раздаточного материала.

Проверить правильность работы при повторной демонстрации образца.

Работа с цифровым рядом

Цель. Закрепление навыка определения последовательности цифрового ряда (первый десяток).

Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо.)

Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)

 Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5),

Какое число стоит слева от 4? Больше или -меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).

Аналогично рассматриваются и другие числа.

«Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

«Показать соседа справа»— проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.

 «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

Образец ответа:

                               «Пропущено число 7, Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него».

 

Или:

 
                                     «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8». 

 

 

Временные представления

 

Выяснить понимание детьми понятий: времена года, год, месяц, неделя, сутки, утро, вечер, сегодня, вчера, завтра... (можно использовать соответствующую детскую литературу: сказку — загадку В. Даля «Старик-годовик», стихотворение Э. Мошковской «Как кувшин по воду ходил» и др.).

Уточнить представления детей о человеческом возрасте, сопоставляя понятия:

дед — отец— сын — брат; бабушка — мать — дочь — сестра.

 

Проанализировать  пословицу   «Ноябрь —сентябрю   внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка».

Выяснить, правильно ли дети употребляют слова:

старше — младше, раньше — позже, реже — чаще, сначала — потом; было (прошло)—будет, прошлый — будущий (месяц, год...).

 

Записать под диктовку серии из 2—5 цифр, букв, слогов (записывается после прослушивания всей серии).

Выборочная запись лишь одного (например, третьего) звена серии:

диктуется- АН У О записывать- У

 

                       7,4,2,6                    2 и т. д.

Установить последовательность событий, изображенных в серии сюжетных картинок (подбирается логопедом).

Коррекционная работа на фонетическом уровне

 

Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата: сделать его в достаточной мере управляемым, приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов.

С этой целью в начальном периоде занятий рассматривается в общих чертах артикуляция отдельных согласных, произношение которых обычно не страдает у школьников-логопатов.

При этом выделяются наиболее выразительные, .характерные артикуляторные признаки звука. Перечень таких звуков может быть. расширен логопедом с учетом состояния звуко-произношения учащихся в каждой учебной группе.

Полную характеристику артикуляции согласных звуков дети усваивают в ходе занятий по дифференциации смешиваемых согласных, имеющих акустико -артикуляционное сходство. При этом твердые и мягкие варианты фонем обычно дифференцируются одновременно.

Раздельная дифференциация твердых и мягких вариантов дается на примере парных согласных т — д и т' — д\

Система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в произношении, по слуху и в письме). Каждая такая фонетическая тема по возможности связывается с грамматическими темами в чисто практическом плане, что расширяет языковой опыт учащихся.

Для преодоления типичной при дисграфии пониженной речевой активности детей, замедленности речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (помеченные в заданиях ко многим упражнениям перекидывание мяча, отстукивание ритма и др.).

 

Воспитание фонематических представлений

 

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1) развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);

2) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, Ф, Т, К...). Перечень таких согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния звукопроизношения учеников в каждой учебной группе. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое прого-варивание, а при необходимости — и акцентированное произнесение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.

Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно-ручной и слухо-произносительной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.

Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя. Обучающая ценность обнаружения ошибки в последнем случае близка к нулю.

После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом рассматривается артикуляция гласных звуков

в общих чертах .

В результате тренировок  дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет от 3 до

5) и  узнавать звук по показу беззвучной  артикуляции.

Узнавание гласного звука (на слух)

В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком « + », если нет—карточки со знаком «—»:

уа, ауэ, оэ, аэо, ту, уао и т. д.

В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки « + » или « —», определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей -буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:

а) в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;

б) в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актёр, этаж, узоры, увяли, экзамен, учёба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.

Из серии слогов с повторяющимся гласным:

 ул — ус — ук

 ом — он — ор

 па —ка — на

 ар — аш — ан

 ах —ал — ас

 то—со — ло

 ил — ит — ис 

 эх —эк — эт 

 ру — ну — ту

Из слова (в начальной позиции, под ударением) поднять соответствующую букву:

искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.

Из слова (гласный в середине слова, под ударением):

пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

Согласные звуки

Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):

п — сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;

м — сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть;

ф — нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через, эту щель. Звук можно тянуть;

т — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду.. Звук не тянется;

н — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть;

Узнавание согласного звука (на слух)

Начального звука в слове: поднять знак « + » или «—>: X— парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;

п — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;

ф — груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;.

к — ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, берёзы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;

т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, Тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, табель, тайга.

Последнего согласного в слове:

ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта, шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;

г — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;

к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.

 Согласного  в середине слова:

л — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;

м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костёр, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;

ф — корка, кофта, зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т. д.

Отобрать картинки, в названии которых содержится определенный согласный звук: в начале слова; в любой позиции.

Выборочный диктант слов.

а) Устный — поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее)'.

б) Письменный — запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).

Вычленение согласного звука (на слух)

Из серии слогов:

то-та-ту   оп-ап-уп   на-ну-но   ас-ос-ис   са-со-су     ум-ам-ем   и т, д.

Из слова (в начальной позиции).

Беседа по стихотворению:

  • Вот сколько на «к» я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковёр, кладовка, калитка, комод, коридор...
  • Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
  • Топор, табуретка, тарелка и ложка...
  • Ты, кажется, что-то напутал немножко.
  • Ну, ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и.кошка,
  • А кошка откуда?
  • Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку —откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела...

Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.

Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией