Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36
Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, трафаретов овощей и т. п.).
Рассмотреть образец (ряд фигур). Перечислить и запомнить их последовательность, после чего образец закрывается.
Воспроизвести ряд по памяти из индивидуального раздаточного материала.
Проверить правильность работы при повторной демонстрации образца.
Работа с цифровым рядом
Цель. Закрепление навыка определения последовательности цифрового ряда (первый десяток).
Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо.)
Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)
Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5),
Какое число стоит слева от 4? Больше или -меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).
Аналогично рассматриваются и другие числа.
«Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
«Показать соседа справа»— проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
«Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.
Образец ответа:
«Пропущено число 7, Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него».
Или:
Временные представления
Выяснить понимание детьми понятий: времена года, год, месяц, неделя, сутки, утро, вечер, сегодня, вчера, завтра... (можно использовать соответствующую детскую литературу: сказку — загадку В. Даля «Старик-годовик», стихотворение Э. Мошковской «Как кувшин по воду ходил» и др.).
Уточнить представления детей о человеческом возрасте, сопоставляя понятия:
дед — отец— сын — брат; бабушка — мать — дочь — сестра.
Проанализировать пословицу «Ноябрь —сентябрю внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка».
Выяснить, правильно ли дети употребляют слова:
старше — младше, раньше — позже, реже — чаще, сначала — потом; было (прошло)—будет, прошлый — будущий (месяц, год...).
Записать под диктовку серии из 2—5 цифр, букв, слогов (записывается после прослушивания всей серии).
Выборочная запись лишь одного (например, третьего) звена серии:
диктуется- АН У О записывать- У
7,4,2,6 2 и т. д.
Установить последовательность событий, изображенных в серии сюжетных картинок (подбирается логопедом).
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата: сделать его в достаточной мере управляемым, приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов.
С этой целью в начальном периоде занятий рассматривается в общих чертах артикуляция отдельных согласных, произношение которых обычно не страдает у школьников-логопатов.
При этом выделяются наиболее выразительные, .характерные артикуляторные признаки звука. Перечень таких звуков может быть. расширен логопедом с учетом состояния звуко-произношения учащихся в каждой учебной группе.
Полную характеристику артикуляции согласных звуков дети усваивают в ходе занятий по дифференциации смешиваемых согласных, имеющих акустико -артикуляционное сходство. При этом твердые и мягкие варианты фонем обычно дифференцируются одновременно.
Раздельная дифференциация твердых и мягких вариантов дается на примере парных согласных т — д и т' — д\
Система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в произношении, по слуху и в письме). Каждая такая фонетическая тема по возможности связывается с грамматическими темами в чисто практическом плане, что расширяет языковой опыт учащихся.
Для преодоления типичной при дисграфии пониженной речевой активности детей, замедленности речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (помеченные в заданиях ко многим упражнениям перекидывание мяча, отстукивание ритма и др.).
Воспитание фонематических представлений
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1) развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);
2) развитие фонематического
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, Ф, Т, К...). Перечень таких согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния звукопроизношения учеников в каждой учебной группе. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое прого-варивание, а при необходимости — и акцентированное произнесение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.
Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно-ручной и слухо-произносительной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.
Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя. Обучающая ценность обнаружения ошибки в последнем случае близка к нулю.
После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом рассматривается артикуляция гласных звуков
в общих чертах .
В результате тренировок дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет от 3 до
5) и
узнавать звук по показу
Узнавание гласного звука (на слух)
В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком « + », если нет—карточки со знаком «—»:
уа, ауэ, оэ, аэо, ту, уао и т. д.
В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки « + » или « —», определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей -буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:
а) в ударной позиции:
окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;
б) в безударной позиции:
аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актёр, этаж, узоры, увяли, экзамен, учёба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.
Из серии слогов с повторяющимся гласным:
ул — ус — ук
ом — он — ор
па —ка — на
ар — аш — ан
ах —ал — ас
то—со — ло
ил — ит — ис
эх —эк — эт
ру — ну — ту
Из слова (в начальной позиции, под ударением) поднять соответствующую букву:
искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.
Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
Согласные звуки
Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):
п — сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;
м — сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть;
ф — нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через, эту щель. Звук можно тянуть;
т — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду.. Звук не тянется;
н — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть;
Узнавание согласного звука (на слух)
Начального звука в слове: поднять знак « + » или «—>: X— парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;
п — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;
ф — груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;.
к — ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, берёзы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;
т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, Тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, табель, тайга.
Последнего согласного в слове:
ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта, шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;
г — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;
к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.
Согласного в середине слова:
л — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;
м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костёр, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;
ф — корка, кофта, зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т. д.
Отобрать картинки, в названии которых содержится определенный согласный звук: в начале слова; в любой позиции.
Выборочный диктант слов.
а) Устный — поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее)'.
б) Письменный — запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
Вычленение согласного звука (на слух)
Из серии слогов:
то-та-ту оп-ап-уп на-ну-но ас-ос-ис са-со-су ум-ам-ем и т, д.
Из слова (в начальной позиции).
Беседа по стихотворению:
Спроси лучше кошку —откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела...
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией