Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:12, доклад
Основная задача тестовых технологий - повышение эффективности педагогической деятельности при использовании массовых форм контроля знаний, целью, которой является достижение обоснованного вывода о знаниях учащихся на основе содержания теста.
О достоинствах тестов говорить можно до бесконечности: тут и простота применения, и легкость обработки данных, и лаконичность и пр. По результатам тестирования можно не только увидеть уровень обученности учащихся, результаты тестирования чрезвычайно полезны и для самого преподавателя, так как позволяют выявить пробел знаний и недостаточность усвоения важного материала в определенных разделах модулей, что в свою очередь служит отправным моментом в организации дополнительных и факультативных занятий с учениками, а также правильном построении урочного материала.
Тестирование
как удовлетворение
образовательных
потребностей учащихся
при изучении химии
и подготовке к ЕГЭ
Важнейшим условием повышения
качества знаний учащихся, совершенствования
процесса обучения является систематический
анализ объективных данных о состоянии
результатов обучения. Одним из ведущих
положений теории деятельности для эффективного
обучения предполагается такая его организация,
при которой ученик сам оперирует учебным
содержанием, и только в этом случае оно
усваивается осознанно и прочно, а также
идет процесс развития интеллекта ученика.
Никто не станет оспаривать мнение, что
ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его
учением, т.е. мотивировать, организовывать,
координировать, консультировать, контролировать
процесс обучения.
Для решения этих задач необходимо,
чтобы большую часть работы на уроке ученик
делал самостоятельно. К настоящему времени
в школьной практике проверки знаний учащихся
сложились две основные формы контроля:
устный опрос и письменная работа. Каждая
из них, имея определенные положительные
стороны, обладает и целым рядом существенных
недостатков. Так, устный опрос является
выборочной формой контроля знаний отдельных
учащихся, отнимающей значительный объем
драгоценного времени от урока. Письменная
работа чрезвычайно трудоемка и неоперативна.
Зачастую преподаватель, не успев справиться
с проверкой работ учащихся, начинает
следующий урок без информации о том, какие
разделы предыдущего материала не были
усвоены учениками в достаточной степени.
К тому же оба этих метода не избавлены
от негативных проявлений, связанных с
необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков
является форма контроля в виде
тестовых заданий. Она может
с успехом применяться для текущей проверки
знаний. Тогда, оперативно проверив работы,
преподаватель сможет своевременно откорректировать
изложение материала следующего урока,
уделив больше внимания слабо усвоенным
разделам. Отсутствие трудоемкой проверки
письменных работ позволяет достаточно
часто проводить контрольные мероприятия,
создавая у школьников ощущение тотального
контроля знаний.
Самостоятельная работа является
важным средством развития познавательной
деятельности учащихся, совершенствования,
закрепления, и практического применения
знаний. Она является неотъемлемой частью
урока, способствует формированию устойчивых
и осознанных знаний, дает возможность
каждому учащемуся работать в доступном
ему темпе, с постепенным переходом от
одного уровня развития знаний к другому.
Поэтому задания для самостоятельных
работ составляются с учетом разного уровня
подготовки учащихся.
Задания содержат вопросы, ответы
на которые требуют всестороннего использования
приобретенных знаний, а также упражнения,
которые подготовят к решению новой, более
сложной задачи. Облегчает и ускоряет
самостоятельную работу тестирование.
Тестирование дает время на осознание
того, насколько усвоен материал. То есть
учащийся сам может корректировать систему
своего обучения.
Основная задача тестовых технологий
- повышение эффективности педагогической
деятельности при использовании массовых
форм контроля знаний, целью, которой является
достижение обоснованного вывода о знаниях
учащихся на основе содержания теста.
О достоинствах тестов говорить
можно до бесконечности: тут и простота
применения, и легкость обработки данных,
и лаконичность и пр. По результатам тестирования
можно не только увидеть уровень обученности
учащихся, результаты тестирования чрезвычайно
полезны и для самого преподавателя, так
как позволяют выявить пробел знаний и
недостаточность усвоения важного материала
в определенных разделах модулей, что
в свою очередь служит отправным моментом
в организации дополнительных и факультативных
занятий с учениками, а также правильном
построении урочного материала. Исходя
из вышесказанного можно сделать следующие
выводы: практическое использование современных
педагогических тестов даёт возможность
учащимся объективно оценивать уровень
своих знаний, а также своё место (рейтинг)
среди учащихся.
Тесты обычно составляются
так, что дают возможность проверить усвоение
темы и установить причину, по которой
учащиеся не справляются с тем или иным
заданием. Поэтому тесты являются инструментом
диагностики, позволяющим установить
причину итоговой неудачи, и выступают
так же инструментом самоконтроля. Систематическое
применение тестов в процессе обучения
химии, несомненно, даёт положительный
результат. Особенно это сказывается при
сдаче ЕГЭ по химии.
Перед ЕГЭ ставятся две цели:
Чтобы успешно реализовать
поставленные цели, нужно предоставить
возможность учащимся показать свои реальные
достижения в освоении КИМов по химии.
Но программа по химии (базовый уровень)
в старших классах предусматривает одночасовую
нагрузку, что является главной причиной
того, что школьная программа изучения
химии не ставит перед собой цель сдачу
ЕГЭ и поступление с дальнейшим изучением
предмета. Но готовить детей надо.
Чтобы качественнее
подготовить учащихся к ЕГЭ, в своей работе
мы, учителя, ориентируемся на специальные
пособия для подготовки к ЕГЭ. Но не все
выпускаемые пособия учитывают уровень
трудности заданий ЕГЭ, не всегда, к сожалению,
соблюдаются требования обязательного
минимума содержания и стандартов среднего
образования. В какой бы форме ни проводились
экзамены, главным условием успешной сдачи
его является хорошее знание предмета.
Однако, известно немало примеров, когда
учащиеся с достаточно прочной подготовкой
по химии (и не только по химии), не смогли
получить хорошие результаты на ЕГЭ. Одна
из причин – недостаточно сформированы
навыки работы с тестами, но простое натаскивание
выпускника по тестам вряд ли даст хорошие
результаты. Требуется вдумчивая системная
работа высококвалифицированного преподавателя,
желательно в профильном естественнонаучном
классе. Необходимо тематическое повторение
материала, с последующей проработкой
тестов.
На своих уроках я использую
технологию полного усвоения знаний, которая
предусматривает контроль, взаимоконтроль,
самоконтроль и коррекцию полученных
и усвоенных знаний.
Для успешного усвоения
знаний и подготовки к ЕГЭ материал выдается
в виде блоков-модулей, которые строятся
на основе стандарта и кодификатора по
ЕГЭ. Одной из форм работы по модулям является
«Контрольно-корректирующая технология
обучения» (ККТО). Она позволяет организовать
индивидуальные образовательные траектории
учащихся с учетом их способностей, индивидуальных
особенностей, мотивации, а также необходимого
уровня информации с заранее запланированными
учебными результатами. Современный подход
к образованию, к развитию личностных
компетентностейученика заставляет
пересмотреть контроль и оценку качества
результатов получаемых знаний. При учете
результатов обучения предпочтительна
рейтинговая система с начислением рейтинговых
баллов за каждый УЭ. Таким образом, уже
на начальном этапе работы прослеживается
направленность всего учебного процесса
на запланированный конечный результат.
Также данная технология учит учащихся
оценивать свои знания по балльной системе
оценки знаний.
Балльно-рейтинговая
оценка позволяет учащимся получить итоговую
оценку досрочно, что служит своеобразным
стимулом к их более активной самостоятельной
работе, позволяет повысить познавательную
активность учащихся. Методической основой
рейтинговой системы являются три основополагающих
принципа: самостоятельность изучения,
индивидуализация обучения, объективность
оценки знаний и самооценки.
В основе перевода
баллов в оценку я придерживаюсь следующего
принципа: 90% - «5»; 70% - «4»; 40% - «3»; 30% - «слабая
3 с коррекцией» при использовании тестов
с разноуровневым заданием оценки «2»
не существует.
При работе по ККТО
я использую различные типы тестирования.
^ Тесты открытого
типа, или тесты со свободными
ответами, в которых испытуемому необходимо
самостоятельно дописать слово, словосочетание,
предложение, знак, формулу и т.д. или предложить
самостоятельное суждение в доказательном
плане, т.е. написать своеобразную химическую
миниатюру (химическое мини-сочинение).
Такие тесты можно применять при самостоятельной
работе учащегося с текстом учебника.
Например: продолжить
предложения:
1.неМе расположены
в П.С.М……;
2.неМе на последнем
энергетическом уровне имеют от …и до…..(е);
3.неМе называются атомы
хим. элементов у которых…..;
4.в периоде неМе свойства
слева направо…….;
5.в главной подгруппе
7группе неМе свойства снизу вверх……;
6.для неМе характерны
типы кристаллических решеток….;
7.ионы О2-; S2-; содержат на внешнем
энергетическом уровне……(е);
Или более сложный
уровень: составить генетический ряд металла
натрия:
N
a Na2O2 X1 X2 Na2SO4.
Тесты закрытого
типа, или тесты с предписанными
ответами, в которых испытуемому необходимо
выбрать правильный ответ из предложенных
вариантов. Я использую следующие разновидности
тестов закрытого типа.
^ Тесты соответствия, при выполнении которых
испытуемому предлагается установить
соответствие элементов двух списков.
Это большинство заданий
части В тестов ЕГЭ по химии:
например установить
соответствие формул соединений и класса
веществ:
^ Формулы
веществ Классы веществ 1)NaOH A)Кислота 2)K2CO3 B)Основание 3)SO3 C)Соль 4)H2SO3 D)Оксид
Тесты с
выбором одного правильного ответа, или ответы с вариантами
выбора, при выполнении которых испытуемому
необходимо выбрать, как правило, один
правильный ответ из приведенного списка
возможных ответов. Это все задания части
А тестов ЕГЭ по химии. Например: «При взаимодействии
1 моль гидроксида натрия и 1 моль углекислого
газа образуется:
1) карбонат натрия;
2) гидрокарбонат натрия;
3) оксид натрия;
4) пероксид натрия».
^ Тесты с
множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых
испытуемому необходимо выбрать, как правило,
два и более правильных ответов из приведенного
списка возможных ответов. Это задания
части В тестов ЕГЭ по химии. Например,
«Гидроксид натрия взаимодействует с:
1) фенолом; 2) метиламином;
3) жирами; 4) ацетатом калия;
5) стеариновой кислотой;
6) этиловым спиртом».
^ Тесты исключения
лишнего, или устранения лишнего
элемента («встретил лишнее – убери»).
Например: «Хлорид железа(II) не получают
реакцией: 1) соединения; 2) разложения;
3) замещения; 4) обмена».
^ Тесты группирования включают в себя перечень
химических терминов или формул, которые
следует распределить по заданным признакам.
Например, одно из заданий части А теста
ЕГЭ по химии: «Формулы только кислых солей
находятся в ряду: 1) K2SO4, KOH, H2SO4, NaHSO3; 2) Cu(OH)NO3, Fe(HSO3)2, FeCl3, BaHPO4; 3) NH4HCO3, Fe(OH)Cl2, CaS, NaCl; 4) NaHSO4, Ca(HCO3)2, NH4H2PO4, KHS».
^ Тесты ранжирования представляют собой
перечень (не более десяти) однопорядковых
химических формул, физических или химических
величин, химических явлений, которые
требуется расположить в заданном порядке.
Например: «Расположите следующие химические
элементы в порядке уменьшения их металлических
свойств: хлор, кислород, сера, бор, кремний,
углерод, фосфор, алюминий».
^ Таблица
«Использование тестовых методик при
изучении учебной темы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2005-2006 году на базе
МОУ «СОШ№3» были созданы 9,10,11 тест-классы
по подготовке к ЕГЭ по химии, в районном
муниципальном масштабе, которые посещали
не только учащиеся школ города, но и приезжали
из сельских школ. В этот период мною были
разработаны тесты по различным темам
в химии, анализируя их содержание, я пришла
к выводу, что и сейчас они не потеряли
своей актуальности и могут применяться
при подготовке к ЕГЭ. Данные разработки
тестов предлагаются в приложении на диске.
На основе выше сказанного я бы хотела
подвести итог:
Такая новая
форма экзамена требует хороших знаний
предмета, предварительной психологической
подготовки всех участников образовательного
процесса (учителей, родителей, учащихся).