Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа
Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Биологический факультет
Кафедра генетики и методики преподавания биологии
Технология модульного обучения
в преподавании биологии
в общеобразовательной школе
генетики и МПБ
КАЗАНЬ 2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация
педагогических технологий……………
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль»
…………………………………………………...........
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..………
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества
модульного обучения биологии для повышения
эффективности обучения воспитания и
развития учащихся…………………………………...………………
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика
класса………………………………………………………………
2.3. Описание и
анализ полученных результатов ……………………...…..................
Заключение……………………...………………………
Выводы………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение………………………………………………….
Введение
Российское образование,
как и образовательные системы
Присоединение Российской Федерации к Болонским соглашениям поставило вопрос о роли и качестве образования, об изменении его приоритетов:
-переориентация на компетентностный подход;
-непрерывное самообразование;
-овладение новыми информационными технологиями;
-умение сотрудничать и работать в группах;
- переход на профильное обучение в старших классах;
- введение новых
- формирование независимой
системы оценки результатов
Особое внимание в международном образовательном пространстве уделяется качеству школьного образования, которое становится ареной конкурентной борьбы между странами, важнейшим фактором экономического развития. В условиях конкуренции на образовательном рынке полноценное образование рассматривается как шанс на выживание не только всей страны, но и слоев населения, а образованность и интеллект относится к разряду национальных богатств. Поэтому в концепции модернизации Российского образования перед педагогической общественностью, преподавателями вузов и учителями школ поставлена главная задача- спечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Новое содержание образования отличается большой творческой свободой учителя, вариативностью, определенными альтернативными учебными программами и учебниками, свободным выбором методов технологий и обучения.
В настоящее время наметились современные тенденции в образовании. Современное общество требует людей способных адаптироваться к постоянно- меняющимся условиям окружающей среды, умеющего получать самостоятельно информацию. Современный ученик заинтересован в получении знаний и должен иметь возможность контролировать сам этот процесс. Поэтому в настоящее время разработано много инновационных технологий, например модульное обучение. Модульное обучение относится к педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации управления процессом обучения, то есть к программированному обучению, о котором педагоги заговорили еще в 50-х годах ХХ века. В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. значительный вклад в разработку педагогической технологии внесли зарубежные и отечественные ученые.
В последние годы очень часто можно встретить готовые разработанные модульные уроки в журнале “Биология” в школе. Например, № 5, 1994г. О модульном обучении общей биологии, №6, 2004 г. Модуль урока для 10 класса “Деление соматических клеток”; №8, 2006г.; Модульный урок для 6 класса “Внешнее строение листа”.
Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
Актуальность проблемы заключается в том, что необходимо выявить как технология модульного обучения влияет на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.
Следовательно гипотеза: модульная система обучения способствует повышению уровня знаний учащихся.
Объект: технология модульного обучения в процессе обучения.
Новизна: следует отметить, что технология модульного обучения в школьном курсе биологии недостаточно изучена в советской и российской педагогике, особенно в условиях современного общества.
Практическая значимость состоит в том, что технология модульного обучения предполагает повышение эффективности обучения, воспитания и развития учащихся.
Глава I. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор
В педагогической литературе в настоящее время очень часто встречаются такие понятия как технология, педагогическая технология, технология обучения, образовательные технологии, которые достаточно широко вошли в теорию и практику образования. Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с названными понятиями. Технология обучения, теория обучения, методика обучения- области педагогического знания об управлении учебной деятельностью, различающиеся между собой по уровням обобщения и функциям [18]
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.