Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

полный.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Биологический факультет

Кафедра  генетики и методики преподавания  биологии

 

 

 

Технология  модульного обучения

 в преподавании биологии

 в  общеобразовательной школе

 

 

                                                                                 Выпускная квалификационная работа

                                              Студентки 5 курса,

                                           01-03-02 группы

                                               Асхадуллиной А.Р.

 

                                                      Научный руководитель:

                                                      к.х.н., доцент кафедры

                                          генетики и МПБ

                                        Лохотская Л.А.

 

 

 

 КАЗАНЬ 2008 
   Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……………………………...3

Глава 1.  Современные образовательные  технологии

1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6

1.2. Классификация  педагогических технологий…………………………………………………..10

1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии

1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15

1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18

1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в

  модульном  обучении………………..…………………….….…………………………………………23

1.3.4.   Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24

1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28

Глава 2. Организация и методика исследования

2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30

2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34

2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40

Заключение……………………...……………………………………………………………………….50

Выводы…………………………………………………………………………………………………...51

Список  литературы…………………………………………………………………………………….52

Приложение…………………………………………………...…………………………………………54                                                                                                      

 

                                                                                                                                           Хороших методов

                                                                                                                существует ровно

                                                                                                                  столько, сколько

                                                                                                         существует

                                                                                                                 хороших учителей.

                                                                                                                               Д. Пойа

Введение

Российское образование, как и образовательные системы других стран, рассматривается в настоящее время в контексте мировых традиций и изменений его приоритета. Они определяют современное воззрение, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем, влияют на стиль мышления. Примером международной образовательной интеграции служит подписание в 1999 г. в г. Болонье (Франция) руководителями образования 29 стран Совместной декларации о создании европейского образовательного пространства. Включенность российского образования в общеевропейское сообщество, с одной стороны должна обеспечить  укрепление позиций России на рынке образовательных услуг, а с другой — выявить плюс и минусы образовательной интеграции.

Присоединение Российской Федерации к Болонским соглашениям поставило вопрос о роли и качестве образования, об изменении его приоритетов:

-переориентация на компетентностный подход;

-непрерывное самообразование;

-овладение новыми информационными технологиями;

-умение сотрудничать и работать в группах;

- переход на профильное  обучение в старших классах;

- введение новых образовательных  стандартов;

- формирование независимой  системы оценки результатов обучения.

Особое внимание в международном образовательном пространстве уделяется качеству школьного образования, которое становится ареной конкурентной  борьбы между странами, важнейшим фактором экономического развития. В условиях конкуренции на образовательном рынке полноценное образование рассматривается как шанс на выживание не только всей страны, но и слоев населения, а образованность и интеллект относится к разряду национальных богатств. Поэтому в концепции модернизации Российского образования перед педагогической общественностью, преподавателями  вузов   и учителями школ поставлена главная задача- спечение современного качества образования на  основе сохранения его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Новое содержание образования отличается большой творческой свободой учителя, вариативностью, определенными альтернативными учебными программами и учебниками, свободным выбором методов технологий и обучения.

В настоящее  время наметились современные тенденции  в образовании. Современное общество требует людей способных адаптироваться к постоянно- меняющимся условиям окружающей среды, умеющего получать самостоятельно информацию. Современный ученик заинтересован в получении знаний и    должен иметь возможность контролировать сам этот процесс. Поэтому в настоящее время  разработано много инновационных  технологий, например модульное обучение. Модульное обучение относится к педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации управления процессом обучения, то есть к программированному обучению, о котором  педагоги заговорили еще в 50-х годах ХХ века. В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. значительный вклад в разработку педагогической технологии внесли зарубежные и отечественные ученые.

 В последние годы  очень часто можно встретить  готовые разработанные модульные уроки в журнале “Биология” в школе. Например, № 5, 1994г. О модульном обучении общей биологии, №6, 2004 г. Модуль урока для 10 класса “Деление соматических клеток”;  №8, 2006г.; Модульный урок для 6 класса “Внешнее строение листа”.

Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии. 

Для  достижения цели  поставлены следующие задачи:

- Проанализировать  литературу по данной проблеме;

- Подобрать   испытуемых;

-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные  параметры;

- Разработать стратегию  исследования,  провести исследования, и обработать данные;

- Проанализировать  результаты и сделать выводы.

Актуальность проблемы заключается в том, что необходимо выявить как  технология модульного обучения влияет на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.

Следовательно гипотеза: модульная система обучения способствует повышению уровня знаний учащихся.

Объект:   технология модульного обучения в процессе обучения.

Новизна: следует отметить, что  технология модульного обучения  в школьном курсе биологии недостаточно изучена в советской и российской педагогике, особенно в условиях современного общества.

Практическая значимость  состоит в том,  что технология модульного обучения  предполагает  повышение эффективности обучения, воспитания и развития учащихся.

 

 

Глава I.  Современные образовательные технологии

1.1. Педагогические технологии, исторический обзор

В педагогической литературе в настоящее время  очень часто встречаются такие  понятия как технология, педагогическая технология, технология обучения, образовательные  технологии, которые достаточно широко вошли в теорию и практику образования. Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с названными понятиями. Технология обучения, теория обучения, методика обучения- области педагогического знания об управлении учебной деятельностью, различающиеся между собой по уровням обобщения и функциям [18]

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

Существует  множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие.

  • Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»).
  • Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
  • Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).[28]
  • Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор,  компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).[13]
  • Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).[1]
  • Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).[4]
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).[17]
  • Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).[11]
  • Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов (Г. К. Селевко).[21]

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено в трех аспектах:

  • научном;
  • процессуально-описательном;
  • процессуально-действенном.

Таким образом, педагогическая технология функционирует  и в качестве науки, исследующей  наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Информация о работе Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе