Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

полный.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил. 

В интегрированной  дидактической цели надо выделять структуру частных целей:

-достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

-совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной   дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение  содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение coциальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества.

Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения  состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы  достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся  держанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

  • Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться; 
  • Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
  • Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы eго элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности  и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования  возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, и способам действий. Деятетельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет процессу обучения требований развития творческого отношения.

Оперативные знания приобретаются успешнее при  условии, если обучаемые  в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их  системы, следующие:

--Цели в  модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.

--Для достижения  поставленных целей возможно  и дисциплинарное и междисциплинарное  построение содержания модулей  по  логике мыслительной или  практической деятельности.

--Обучение  должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.

--Необходимо  ясно показать возможности переноса  знаний из одного вида деятельности  в другой.

Принцип гибкости требует построения модульной программы  Соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечилась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Реализация  принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:

  • При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.
  • Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.
  • Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого.
  • С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и инвидуализированные цели обучения.
  • Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.
  • Методическая часть модуля должна строиться таким образом чтобы обеспечивалась индив<span class="dash041e_04

Информация о работе Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе