Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

полный.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

• Современные технологии определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Обычно комбинированную  технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и  демократизации педагогических отношений. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология  Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и  интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, 
коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.[28]

в) Педагогические технологии на основе эффективности  организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, 
технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С, Границкая,. Инге Унт, В.Д. Шадриков), 
перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Д.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования, умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. 
Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских  школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).  [20]

 

 

1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии

1.3.1. Понятие «обучающий модуль»

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где и обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Модульное обучение  является  как разновидность программированного обучения. [20]

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки пути управления внутренней психической деятельностью человека. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, -«шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Виды  обучающих программ

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся; должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.

  • Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
  • Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. 

Адаптивность  в темпе учебной работы и оптимальность  обучения достигаются только путем  использования специальных технических  средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью  адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы  породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность  идей программирования в обучении возникает  блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

  • информационный блок;
  • тестово-информационный (проверка усвоенного);
  • коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
  • проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
  • блок проверки и коррекции.

Изучение  следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений  индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать нe только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может  представлять содержание курса в  трех уровнях: полном, сокращенном и  углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем  называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
  • методическое руководство по достижению целей;
  • практические занятия по формированию необходимых умений;
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход. 

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Значительный вклад в разработку педагогической технологии внесли зарубежные и отечественные ученые- педагоги (А.А. Гусинци, Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид, Г. Овенс, В.П. Лапчинская, Н. Д. Никандров, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, Т.И. Шамов, П.А. Юцявичене и другие). Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающий в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно- контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение изначально применялось исключительно в высших учебных заведениях.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того, что модуль - это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущею специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.

 Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умети и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Основными целями технологии модульного обучения являются: комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм,  формирование  обучающихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня  конечных результатов.

 Модуль  содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как  целые дисциплины, так и некоторые  разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.[12]

 

1.3.2. Принципы модульного обучения

Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими технологиями обучения определяются такими  общеизвестными параметрами обучения, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Эти параметры определяются, в свою очередь, принципами обучения: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и  оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной   перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П.А. Юцявичене). [30]

 Принцип  модульности определяет подход  к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

--Учебный  материал нужно конструировать  таким образом, чтобы он вполне  обеспечивал достижение каждым  обучающимся подавленных перед ним дидактических целей;

-- Он должен  быть представлен настолько законченным  блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

--В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению наученной цели.

Принцип выделения  из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, то есть модуль имеет четкую структуру.

 Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако  есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанныe, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части .


При модульном  обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической  цели и  называемый элементом модуля.

Информация о работе Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе