Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа
Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………
Исторический обзор. В России пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, СИ. Мезенцевой, Вентцель К.Н., Н.Г. Осуховой, М.Г. Щуркова Л.А. Кирсановой и др.[3],[10], [32].
Тщательное изучение и анализ педагогических технологий прошлого, выявление важнейших их структурных элементов, осмысление процессов возникновения и функционирования, а также исчезновения этого сложного многофункционального явления — все это составляет ценнейшее для современности педагогическое знание, помогающее более глубоко проникать в сущностные характеристики педагогических технологий, осознавать закономерности их становления и развития.
Обстоятельный
анализ проведенных историко-
Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени предметов и метода», великий чешский педагог создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, сохраняющую, впрочем, свое доминирующее положение и в современном обществе. Выделим основные элементы этой технологии:
-классно-урочная организация жизнедеятельности школы;
-предметность обучения;
-определенные
правила изложения учебного
Идею технологизации обучения поддерживали и другие выдающиеся педагоги. Так, И.Г. Песталоцци важнейшим своим вкладом в педагогику считал создание «механизма» образования, опираясь на который каждый подготовленный учитель может воспитать любого ученика.
Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко[14]. Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива.
Ф.А. Фрадкин [5]выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:
Первый этап
— усвоение воспитанниками требований,
которые предъявляет учитель, являющийся
в концепции Макаренко
На втором этапе названные требования должны быть приняты активом коллектива, задача которого— ввести их в сознание и поведение колонистов и коммунаров.
Отличительная особенность третьего этапа — интериоризация требований всеми членами коллектива.
Четвертый этап характеризуется усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.
В начале 20-х гг. складывается, педагогическая технология С.Т. Шацкого[29], воплощенная им в Первой опытной станции по народному образованию.
Концептуальные основы этой технологии были сформулированы ученым еще в дореволюционный период его творчества и воплощены в следующих принципах учебно-воспитательной работы: «В центре жизни школы не книжные знания, а трудовая деятельность», «Не дети для школы, а школа для детей», «Воспитывать не для будущего, а для настоящего», «Революция школьного образования — это прежде всего революция в подготовке образованного учителя», «Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных дисциплин должна находиться в центре внимания учителей». В 20-е гг. СТ. Шацкий[28] в своей творческой деятельности акцентирует внимание на важности включения ребенка в преобразование среды для того, чтобы изменившаяся среда, в свою очередь, оказывала воспитывающее влияние на него. Отсюда важнейший элемент в технологии Шацкого — общественно полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социокультурной среды.
Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н.И. Поповой[18] и воплощены ею в «Школе жизни», теоретической базой служила широко распространенная в начале 20-х гг. концепция «иллюстративной школы».
В первой половине 20-х гг. прошлого века в «Школе социально-индавидуального воспитания имени Достоевского» (Петроград) сложилась педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского.[25]
Создавая свою педагогическую технологию, В.Н. Сорока-Росинский[25] и руководимый им педагогический коллектив руководствовались глубоко гуманистической целью: превратить жизнь молодежи «в непрестанное самоутверждение личности, в постоянное самотворчество».
К сожалению, обозначившиеся в конце 20—30-х гг. негативные социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой трети XX в. педагогических технологий. В силу известных причин они были преданы забвению на многие десятилетия.
К середине ХХ века вновь возобновился интерес к педагогическим технологиям и по сей день педагоги ищут технологии которые соответствовали бы требованиям нынешнего общества.
1.2. Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии, по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.[22]
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения, технология становится характерной и получает от этого свое название.
•По типу организации и управления
познавательной деятельностью В.П. Беспалько
предложена такая классификация педагогических
систем
(технологий). Взаимодействие учителя
с учеником (управление) может быть
разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая
деятельность учащихся),
цикличным (с контролем, самоконтролем
и взаимоконтролем), рассеянным
(фронтальным) или направленным (индивидуальным)
и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным
(с помощью учебных средств). Сочетание
этих признаков определяет следующие
виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических
систем):
1. классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное/ручное);
2. обучение
с помощью аудиовизуальных
3. система
«консультант» (разомкнутое,
4. обучение
с помощью учебной книги (
5. система
«малых групп» (цикличное, рассеянное,
ручное) — групповые, дифференцированны
6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7.система
«репетитор» (цикличное,
8. «программное
обучение» (цикличное,
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
- традиционная
классическая классно-урочная
а) Авторитарные
технологии, в которых педагог является единоличным
субъектом учебно-воспитательного процесса,
а ученик есть лишь «объект».
б) Дидактоцентрические
технологии, в которых также господствуют
субъект-объектные отношения педагога
и ученика, приоритет обучения над воспитанием,
и самым главными факторами формирования
личности считаются дидактические средства.
в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
е) Технологии
свободного воспитания делают акцент
на предоставление ребенку свободы выбора
и самостоятельности в большей или меньшей
сфере
его жизнедеятельности. Осуществляя выбор,
ребенок наилучшим способом реализует
позицию субъекта, идя к результату от
внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.
ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение; не общение, а приобщение к Истине.
- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);