Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, целью данной работы является изучение особенностей использования и влияния на учащихся технологии модульного обучения в школьном курсе биологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме;
- Подобрать испытуемых;
-Подобрать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры;
- Разработать стратегию исследования, провести исследования, и обработать данные;
- Проанализировать результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии
1.1. Педагогические технологии, исторический обзор……………………………………..………6
1.2. Классификация педагогических технологий…………………………………………………..10
1.3. Технология модульного обучения в школьном курсе биологии
1.3.1. Понятие «обучающий модуль» …………………………………………………...................15
1.3.2. Принципы модульного обучения…………………………………………………...…………18
1.3.3. Особенности структурирования содержания учебного предмета “Биология” в
модульном обучении………………..…………………….….…………………………………………23
1.3.4. Организации педагогического контроля в модульном обучении ………………..............24
1.3.5. Преимущества модульного обучения биологии для повышения эффективности обучения воспитания и развития учащихся…………………………………...………………..…….28
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Основные методы исследования и диагностики …………………………………...………...30
2.2. Характеристика класса……………………………………………………………………..…….....34
2.3. Описание и анализ полученных результатов ……………………...…...............................40
Заключение……………………...……………………………………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

полный.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

 

 Исторический  обзор. В России  пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой,  СИ. Мезенцевой, Вентцель К.Н., Н.Г. Осуховой, М.Г.  Щуркова Л.А. Кирсановой и др.[3],[10], [32].

Тщательное  изучение и анализ педагогических технологий прошлого, выявление важнейших их структурных элементов, осмысление процессов возникновения и функционирования, а также исчезновения этого сложного многофункционального явления — все это составляет ценнейшее для современности педагогическое знание, помогающее более глубоко проникать в сущностные характеристики педагогических технологий, осознавать закономерности их становления и развития.

Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, — утверждал Я.А. Коменский, — только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя — самым лучшим местом под солнцем. Школа — мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».[8]

Принимая  тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени предметов и метода», великий чешский педагог создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, сохраняющую, впрочем, свое доминирующее положение и в современном обществе. Выделим основные элементы этой технологии:

-классно-урочная  организация жизнедеятельности  школы;

-предметность  обучения;

-определенные  правила изложения учебного материала  (наглядность, систематичность, последовательность, доступность, преемственность в передаче и усвоении знаний).

Идею технологизации обучения поддерживали и другие выдающиеся педагоги. Так, И.Г. Песталоцци важнейшим своим вкладом в педагогику считал создание «механизма» образования, опираясь на который каждый подготовленный учитель может воспитать любого ученика.

Уникальной  стала педагогическая технология А.С. Макаренко[14]. Теоретической основой  ее выступила разработанная им концепция  коллектива.

Ф.А. Фрадкин [5]выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:

Первый этап — усвоение воспитанниками требований, которые предъявляет учитель, являющийся в концепции Макаренко носителем прогрессивных ценностей и мировоззренческих установок. Важнейшие из них следующие: уважение к личности другого человека, сохранение чувства собственного достоинства, создание условий для развития личности. Каждый, кто не принимал эти требования, имел право покинуть колонию и коммуну.

На втором этапе названные требования должны быть приняты активом коллектива, задача которого— ввести их в сознание и поведение колонистов и коммунаров.

Отличительная особенность третьего этапа —  интериоризация требований всеми членами  коллектива.

Четвертый этап характеризуется усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.

В начале 20-х  гг. складывается, педагогическая технология С.Т. Шацкого[29], воплощенная им в Первой опытной станции по народному образованию.

Концептуальные  основы этой технологии были сформулированы ученым еще в дореволюционный период его творчества и воплощены в следующих принципах учебно-воспитательной работы: «В центре жизни школы не книжные знания, а трудовая деятельность», «Не дети для школы, а школа для детей», «Воспитывать не для будущего, а для настоящего», «Революция школьного образования — это прежде всего революция в подготовке образованного учителя», «Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных дисциплин должна находиться в центре внимания учителей». В 20-е гг. СТ. Шацкий[28] в своей творческой деятельности акцентирует внимание на важности включения ребенка в преобразование среды для того, чтобы изменившаяся среда, в свою очередь, оказывала воспитывающее влияние на него. Отсюда важнейший элемент в технологии Шацкого — общественно полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социокультурной среды.

Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н.И. Поповой[18] и воплощены  ею в «Школе жизни», теоретической  базой служила широко распространенная в начале 20-х гг. концепция «иллюстративной школы».

В первой половине 20-х гг. прошлого века в «Школе социально-индавидуального  воспитания имени Достоевского» (Петроград) сложилась педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского.[25]

Создавая свою педагогическую технологию, В.Н. Сорока-Росинский[25] и руководимый им педагогический коллектив руководствовались глубоко гуманистической целью: превратить жизнь молодежи «в непрестанное самоутверждение личности, в постоянное самотворчество».

К сожалению, обозначившиеся в конце 20—30-х гг. негативные социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой трети XX в. педагогических технологий. В силу известных причин они были преданы забвению на многие десятилетия.

К середине ХХ века вновь возобновился интерес    к педагогическим технологиям и по сей день  педагоги ищут  технологии которые соответствовали бы требованиям нынешнего общества.

 

1.2. Классификация педагогических технологий

В теории и  практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии, по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. 

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.[22]

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
  • Пo ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые  использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения, технология становится характерной и получает от этого свое название.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно- рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериориэаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные .
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные «эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) «прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

•По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем 
(технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть 
разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), 
цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным 
(фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1. классическое  лекционное обучение (управление - разомкнутое,  рассеянное/ручное);

2. обучение  с помощью аудиовизуальных технических  средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. система  «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. обучение  с помощью учебной книги (разомкнутое,  направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5. система  «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;

6. компьютерное  обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7.система  «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальое обучение;

8. «программное  обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная  классическая классно-урочная система  Я. А. Комерского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и состоятельной работы с книгой (дидахография).

  •   традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность, обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
  • Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект». 
       б) Дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самым главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере 
его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические  технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение; не общение, а приобщение к Истине.

  • Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно -иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
  • По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Информация о работе Технология модульного обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе