Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Тамбовское  областное государственное образовательное  автономное учреждение дополнительного  профессионального образования

        «Институт  повышения квалификации работников  образования»

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ  ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 

 

Дипломная работа

 

 

                                                          

                                                   Научный руководитель:

                                                     к.псх.н.,  доцент кафедры 

                                                     педагогики и психологии 

                                   Кравцова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов – 2012

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания  учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения

1.1 Понятие  и сущность контроля и оценки  знаний и учебных достижений  школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9

1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20

1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30

Выводы по первой главе………………………………………………………52

Глава 2. Организация экспериментальной работы

2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53

2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73

Выводы по второй главе……………………………………………………….89

Заключение………………………………………………………………………90

Список использованных источников…………………………………………96

Приложение………………………………………………………………………99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  оценивания знаний учащихся встает перед  каждым учителем современной школы. В условиях реализации ФГОС нового поколения требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников.

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать  цели оценочной деятельности: 

а) ориентировать  на достижение результата:

– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),

– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы  образования на основании полученной информации о достижении планируемых  результатов; иными словами, возможность  принятия педагогических мер для  улучшения и совершенствования  процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной  системах образования.

2. Фиксировать  критерии, процедуры, инструменты  оценки и формы пред-ставления  её результатов.

3. Фиксировать  условия и границы применения  системы оценки. 

          При этом реально переключается контроль и оценивание (а значит, и вся деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний  будут оцениваться разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. 

      Применение современных технологий оценивания предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся, применение единых критериев оценивания и использование уровневого подхода к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

В современном  мире образование рассматривается  как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его  роль для человека и общества постоянно  возрастает.

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является выбор технологии оценивания учебных достижений младших  школьников. Этот компонент, наряду с  другими компонентами учебно-воспитательного  процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать  современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене  школы. Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется не только по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, но прежде всего, по воспитанности и развитию.

На сегодняшний  день отметка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок  среди других учащихся класса, и  не служит показателем его достижений в процессе обучения.

Отсюда  возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных  достижений учащихся и отсутствием  необходимых способов их реализации в современной начальной школе.

     Технология оценивания в условиях реализации ФГОС нового поколения направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, что позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся; ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Данная  проблема актуальна. Требования к качеству подготовки специалистов формируются  вне системы образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой  конкурентной природой, современные  социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия  специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать  эффективные нестандартные решения  в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение рыночных механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.

         Личность  может быть успешной  только в том случае, если она  обладает определенными личностными  и поведенческими навыками, среди  которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к  альтернативному выбору и готовность  к активному творчеству, профессиональной  и социальной деятельности, содействующей  прогрессу общественного развития.

           Но  существующие на сегодняшний  день противоречия в науке  и практике образования осложняют  решение проблемы оценивания  учебных достижений учащихся  младших классов. В первую очередь,  это противоречие:

- между потребностью общества в личности, способной к самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением, и ограниченными возможностями удовлетворения этой потребности в условиях российской школы;

- между  востребованностью идей и концепций  гуманистического подхода, проявляющегося  в разработке теорий развивающего  обучения, личностно-ориентированного  образования, и попытками сохранить  устоявшиеся позиции традиционного  подхода к образовательному процессу;

- между  потребностями учащихся быть  субъектами учебной деятельности  и тем, что в педагогической  практике контрольно-оценочная деятельность  имеет своим субъектом только  учителя;

- между  необходимостью осуществления учащимися  саморегуляции собственной учебной  деятельности на основе рефлексивного  самоконтроля и отсутствием механизмов  их подготовки к этому виду  деятельности.

         Эти трудности  значительны.  В связи с этим проблема  разработки педагогической технологии  оценивания образовательных достижений  учащихся начальных классов является  весьма актуальной и представляет  определенный интерес. Ведь высоких  результатов ученик может достичь  благодаря использованию современных  технологий оценивания образовательных  достижений школьников, и  о  которых будет рассказано в  данной работе.

Таким образом, мы видим, что данная тема не только интересна с точки зрения ее исследования, но и актуальна на сегодняшний  день.

Объект исследования - учебная деятельность учащихся начальных классов.

Предмет исследования - современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.

        Также нами выдвинута гипотеза исследования: применение современной технологии оценивания покажет более высокий уровень образовательных достижений младших школьников.

Исходя  из этого, следует выделить следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.

2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.

3. Определить  сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.

4. Провести  отбор методов, средств, приёмов  современной технологии оценивания  образовательных достижений учащихся  начальных классов.

5. Осуществить экспериментальную проверку  эффективности применения современной технологии оценивания.

            Методологическую основу исследования технологии оценивания младших школьников составили идеи теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева; методология системного исследования в области психологии и педагогики (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалъко, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Е.И. Казакова, Н.В. Кузьмина, В.Е. Родионов и др.); философская трактовка человека как активного субъекта, познающего мир и самого себя (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков); гуманистические принципы построения образовательного процесса (Дж. Локк, Л.Н. Толстой, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, К.Д. Ушинский); теоретические положения современной педагогики и дидактики о проблемах контроля и оценки знаний учащихся (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Л. Лернер и др.); современные концепции педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова.В.А.Сластенин ).

        Теоретической основой исследования послужили основные труды по формированию учебных умений (В.А.Крутецкий, В.А.Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.), проблемного обучения (А.Н.Подьяков, Д.И.Фельдштейн, и др.), познавательной активности (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, М.И.Лисина и др.), а также идеи концепции системы оценивания младших школьников (Г.А. Цукерман, К.Н.Поливанова, Т.В. Дембо, С.Я. Рубенштейн, И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили и др.); теоретические основы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман), лично-деятельностный подход в обучении (А.Н. Тряпицына, И.Я. Якиманская и др.); теоретические подходы к педагогике сотрудничества и организации совместной деятельности учащихся (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман,и др.); исследования рефлексии в учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя (Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.)

        Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; изучение школьной документации; опрос, наблюдение, эксперимент; анализ, сравнение и обобщение результатов исследования.

        Научная новизна исследования заключается в обосновании  процесса развития современных  технологий оценивания;  в совершенствовании методов оценивания.

        Теоретическая  значимость исследования: уточнены имеющиеся теоретические представления о влиянии отметки на учебную деятельность и на процесс формирования личности;  обоснованы теоретические основы построения педагогической технологии оценивания достижений учащихся, отражающие системный, личностно-деятельностный подходы в педагогике; выявлено и экспериментально обосновано влияние безотметочного обучения на самооценку младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в исследовании и прошедшая опытно-экспериментальную проверку технология оценивания учебных достижений младших школьников в современных условиях может быть полезна учителям начальной школы  для формирования у школьников адекватной самооценки и достижения более высокого уровня образовательных успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания  учебных достижений учащихся начальных классов в  условиях реализации ФГОС нового поколения

 

1.1 Понятие и сущность контроля  и оценки знаний и учебных  достижений учащихся начальных  классов

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевает тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов