Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99
Таблица 3.
Критерии «взрослого» чтения |
Я |
Другой ученик |
Учитель | |
прогноз |
после чтения | |||
Работая с таблицей такого вида можно развивать у детей не только видение плюсов и минусов процесса познания, но и адекватность самооценки. Для этого колонка «Я» разбивается на две: прогностическая (прогноз, предположение оценки перед чтением) и ретроспективная (оценка после выполнения работы). Ученик, при сравнении этих двух оценок с учительской оценкой, видит адекватность или неадекватность самооценки.
При использовании
альтернативных способов оценивания на
уроках литературного чтения, можно
сделать вывод: дети научились не
только видеть и формулировать умения,
но и с большим интересом
В начале изучения темы по
любому предмету я провожу
так называемую стартовую
работу, цель которой - оценка
начального уровня подготовки
учащегося. Результат такой оценки
можно зафиксировать по-
В конце темы (раздела) мою
проводится проверочную (контрольная)
работа, направленная на оценку
сформированности планируемых
такой работы я пользуюсь следующей технологией.
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему
не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться следующей таблицей:
Таблица 4.
Контрольная работа № 5 (3 класс) | ||
3. Составь и реши уравнение, «К какому числу прибавить 5845, что бы получить 34 012?» | ||
Шаги решения |
Сложность |
Субтесты |
1.Составить уравнение |
3 |
Логические навыки Текстовые задачи |
2.Правильно определить |
2 |
Решение уравнений |
3.Произвести вычисления |
1 |
Вычислительные навыки |
4. Сделать проверку |
1 |
Вычислительные навыки |
В этой таблице указана "стоимость" каждого умения, необходимого
для решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу умений (субтестам). Фиксируется успешность выполнения этих шагов
("+"
- если шаг пройден верно, "-"
- если допущена ошибка или
ученик не справился, "0" - если
ученик не приступал к
Выполняя эти действия по
всем заданиям контрольной (проверочной)
работы, таким образом, фиксируется
результат ребенка в целом
по контрольной работе.
Затем сумма набранных
учеником баллов за контрольную
работу целиком и по каждому
из проверяемых в ней
Таблица 5.
Ученик **** Данила (3 класс) | |||
Достигнутый уровень |
Максимально возможный уровень |
Уровень по 100-бальной шкале | |
Контрольная работа в целом |
60 |
90 |
66 |
Логические навыки |
25 |
30 |
83 |
Вычислительные навыки |
10 |
25 |
40 |
Оценивая ученические работы таким образом, важным считаю отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года
мною на практике применяется «Карта успешности». В ней могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Например, по русскому языку (Приложение 7) или диагностическая карта.
Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.
Все перечисленные формы
и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание не должно
исчерпываться этим.
Еще одним средством
для их оценки
в моей практике является "Портфель
достижений ученика". Он представляет
собой подборку личных
работ ученика, в которые
могут входить творческие работы,
отражающие его интересы, лучшие работы,
отражающие прогресс ученика в какой-либо
области, продукты учебно-познавательной
деятельности ученика
- самостоятельно
найденные информационно-
- что считать хорошим
- какие качества, свидетельствующие
о развитии ребенка и его
прогрессе в учебе,
- как этот образец работы
из его «портфеля».
Умелое использование «
всем участникам образовательного процесса богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
«Портфели достижений» учащихся хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети.
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников
Для проверки гипотезы, поставленной
в ходе выполнения работы, нами
был проведен эксперимент по
применению современных
Цель данного эксперимента –
проверить на практике
В соответствии с целью нами
были поставлены следующие
- подобрать
диагностические методики и
- разработать
критериальную систему
применить ее на практике в экспериментальной группе;
- проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами констатирующего эксперимента и на основе этого сделать вывод.
Этапы эксперимента:
1 – Констатирующий. Определить уровень читательских умений в экспериментальной группе учащихся; определить начальный уровень самооценки.
2 –
Формирующий. Разработка и
3– Контрольный. Анализ эффективности применения критериальной технологии оценивания.
База исследования:
Исследование проводилось на
базе Дуплято-Масловского
Таблица 6. Средние балл по литературному чтению учащихся 2 «Б» класса
Класс |
Средний балл по литературному чтению |
2 «Б» |
4,5 |
Ход исследования
Констатирующий эксперимент
До начала проведения
Таблица 7.
Класс |
Полугодие |
Период безошибочного чтения, слов |
Способ чтения |
1 |
1 |
25 |
Слог |
2 |
30 |
Слог+слово | |
2 |
1 |
50 |
Слог |
2 |
50 |
Слово+ словосочетание | |
3 |
1 |
60 |
Слово+ словосочетание |
2 |
70 |
Словосочетание | |
4 |
1 |
90 |
Синтагма (Смысловой отрезок фразы (предложения), объединяющий несколько слов в одну звуковую цепочку. |
2 |
120 |
Фраза |
В рамках констатирующего
Таблица 8.
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Период безошибочного чтения слов |
Способ чтения |
Понимание |
Оценка |
2 «Б» класс |
|||||
1 |
Юля А. |
39 |
50 |
30 |
63% |
2 |
Таня Б. |
56 |
50 |
40 |
73% |
3 |
Настя Е. |
36 |
35 |
30 |
55% |
4 |
Таня З. |
48 |
50 |
40 |
75% |
5 |
Максим И. |
38 |
35 |
30 |
51% |
6 |
Саша К. |
34 |
35 |
20 |
42% |
7 |
Рома К. |
46 |
50 |
40 |
73% |
8 |
Таня М. |
37 |
45 |
40 |
63% |
9 |
Дима П. |
52 |
50 |
40 |
75% |
10 |
Таня Р. |
54 |
50 |
40 |
81% |
11 |
Максим А. |
12 |
10 |
10 |
12% |
12 |
Юля Б. |
48 |
50 |
40 |
72% |
13 |
Катя Е. |
56 |
50 |
50 |
100% |
14 |
Аня К. |
42 |
45 |
40 |
65% |
15 |
Кирилл К. |
32 |
35 |
30 |
55% |
Средний уровень по классу |
44 |
45 |
30 |
64% |
Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов