Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Таблица 3.

Критерии «взрослого» чтения

Я

Другой ученик

Учитель

прогноз

после

чтения

         
         

        Работая с таблицей такого вида можно развивать у детей  не только видение плюсов и минусов процесса познания, но и адекватность самооценки. Для этого колонка «Я» разбивается на две: прогностическая (прогноз, предположение оценки перед чтением) и ретроспективная (оценка после выполнения работы). Ученик, при сравнении этих двух оценок с учительской оценкой,  видит адекватность или неадекватность самооценки.

При использовании  альтернативных способов оценивания на уроках  литературного чтения, можно  сделать вывод: дети научились не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать  свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки становятся более адекватными, с каждым годом  обучения.  Учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, выполнение домашнего задания стало  занимать меньше времени, так как  дети видят конкретные задачи, стремятся  их выполнять самостоятельно и оценивать.

       В начале изучения темы по  любому предмету  я  провожу   так называемую стартовую   работу,  цель которой - оценка  начального уровня подготовки  учащегося.  Результат такой оценки  можно  зафиксировать  по-разному:  с помощью определенного количества  баллов за выполнение каждого  задания; "дробью",  которая  фиксирует отношение правильно   выполненного  объема работы  к  общему  объему  заданий;  в  процентах и т.п.  В дальнейшем  сравнение результата стартовой  работы с результатом в   конце  изучения раздела   поможет  учителю  зафиксировать  "прирост"  в умениях каждого  ученика. Такую динамику успехов  каждого ученика я выстраиваю  в виде графика или диаграммы.  Примером может послужить динамика  развития техники чтения ученика  на протяжении всего обучения  в начальной школе – дневник  моего роста «Как растёт читатель». (Приложение 6)

        В конце темы (раздела) мою   проводится  проверочную (контрольная)  работа, направленная  на оценку  сформированности планируемых навыков  и умений. Здесь важно,  что при подготовке к ней нужно  обсудить вместе  с  детьми  критерии  успешности ее выполнения.  При оценивании

такой работы я пользуюсь  следующей технологией.

       Чтобы зафиксировать   не  только  конечный  результат  (например, решена  или не решена математическая  задача),  но  и  проследить,  где ребенок допустил ошибку  и каких именно знаний,  умений  или навыков ему

не  хватило  для  успешного  решения  задания,   удобно   пользоваться следующей  таблицей:

Таблица 4.    

Контрольная работа № 5 (3 класс)

3. Составь и реши уравнение, сделай  проверку:

«К какому числу прибавить 5845, что бы получить 34 012?»

Шаги решения

Сложность

Субтесты

1.Составить уравнение

3

Логические навыки

Текстовые задачи

2.Правильно определить алгоритм  решения

2

Решение уравнений

3.Произвести вычисления

1

Вычислительные навыки

4. Сделать проверку

1

Вычислительные навыки


         В этой таблице указана "стоимость" каждого умения,  необходимого

для решения  данной задачи,  и его принадлежность к определенному кругу умений (субтестам).  Фиксируется  успешность выполнения этих шагов

("+"  - если шаг пройден верно,  "-" - если допущена ошибка или  ученик не справился, "0" - если  ученик не приступал к выполнению  этого шага).

        Выполняя  эти  действия  по  всем  заданиям  контрольной (проверочной)  работы,   таким образом, фиксируется   результат ребенка в целом   по контрольной   работе.   Затем   сумма  набранных   учеником  баллов  за контрольную  работу целиком и по каждому  из проверяемых в ней субтестов  в отдельности  переводится  в единую 100-балльную шкалу как  процентное отношение достигнутого  к максимально возможному:

Таблица 5.    

Ученик  **** Данила (3 класс)

 

Достигнутый уровень

Максимально возможный уровень

Уровень по 100-бальной шкале

Контрольная работа в целом

60

90

66

Логические навыки

25

30

83

Вычислительные навыки

10

25

40


        Оценивая ученические   работы  таким  образом,  важным считаю отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося  по  сравнению  с  его предыдущими  работами,  не  допуская  какого  бы  то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

       В качестве  обобщения  учебных   достижений  ребенка  в конце  года

мною на практике применяется  «Карта успешности». В  ней  могут быть отражены уровни овладения   ключевыми  умениями  по  каждому  предмету.  Например,  по русскому  языку (Приложение 7) или  диагностическая карта.

Результат  усвоения предмета по каждому параметру  может быть зафиксирован в процентах.

       Все перечисленные формы касались  оценки предметных знаний, умений

и  навыков.  Но,  как  уже  было   сказано,   оценивание   не   должно

исчерпываться  этим.

       Еще одним  средством  предъявления  собственных достижений ученика

для их оценки в моей практике является "Портфель достижений ученика".  Он представляет собой   подборку   личных  работ  ученика,  в  которые  могут  входить творческие работы,  отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области,  продукты учебно-познавательной деятельности      ученика       -       самостоятельно       найденные информационно-справочные   материалы   из  дополнительных  источников, доклады,  сообщения,  размышления об  отобранных материалах  и  своем продвижении и пр.  Метод составления таких "портфелей" основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников строго  следует задуматься над следующими вопросами:

     - что считать хорошим показателем  для этого конкретного ученика;

     - какие  качества,  свидетельствующие   о  развитии  ребенка и его  прогрессе в учебе, продемонстрированы  в данном образце;

     - как этот образец работы ученика  соотносится с другими образцами

из его  «портфеля».

       Умелое использование  «Портфеля  достижений ученика» предоставляет

всем участникам образовательного процесса   богатую  информацию  об  индивидуальном  развитии  ребенка  и способствует участию детей в оценке своей  собственной работы.

«Портфели достижений»  учащихся   хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают  дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников

 

          Для проверки гипотезы, поставленной  в ходе выполнения работы, нами  был проведен эксперимент по  применению современных  технологий  оценивания учебных достижений  учащихся начальных классов. 

         Цель данного эксперимента –  проверить на практике эффективность  применения современной (критериальной) технологии оценивания, т.е. необходимо либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. При изучении технологий оценивания учебных достижений учащихся начальных классов нами было указано, что безотметочное обучение способствует  формированию адекватной самооценки, что положительно  сказывается на образовательных достижениях учащихся. При этом для детей характерна сформированность учебных действий с предметным содержанием. Учащиеся способны к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

         В соответствии с целью нами  были поставлены следующие задачи  эксперимента:

- подобрать  диагностические методики и провести  диагностику в конце и в начале эксперимента;

- разработать  критериальную систему оценивания  применительно к небольшому числу (в течение 6 месяцев)  уроков литературного чтения;

применить ее на практике в экспериментальной  группе;

- проанализировать  полученные результаты, сравнить  их с результатами констатирующего эксперимента и на основе этого сделать вывод.

       Этапы эксперимента:

1 –  Констатирующий. Определить уровень  читательских умений в экспериментальной группе учащихся; определить начальный уровень самооценки.

2 –  Формирующий. Разработка и апробация  критериальной технологии оценивания.

3– Контрольный. Анализ эффективности применения критериальной  технологии оценивания.   

База  исследования:

        Исследование проводилось на  базе Дуплято-Масловского филиала  МБОУ Знаменская средняя общеобразовательная  школа во 2 «Б» классе. Учащиеся этого класса находятся  на следующем образовательном уровне (таблица 6).

Таблица 6. Средние балл по литературному чтению  учащихся 2 «Б» класса

Класс

Средний балл по

литературному  чтению

2 «Б»

4,5


       Ход исследования

        Констатирующий эксперимент

        До начала проведения эксперимента  нами была подробно изучена  школьная документация: классные  журналы, работы учащихся по  предмету. В начале эксперимента  нами была проведена стартовая  проверочная работа. Целью данной  работы было выявить уровень   читательских умений. Изучив разделы  программ по формируемым компетенциям  в области литературного чтения  для учащихся первой ступени,  которые носят рекомендательный  характер, можно предложить следующие  примерные требования по  2 классу (таблица 7).

Таблица 7.

Класс

Полугодие

Период  безошибочного чтения, слов

Способ  чтения

1

1

25

Слог

2

30

Слог+слово

2

1

50

Слог

2

50

Слово+ словосочетание

3

1

60

Слово+ словосочетание

2

70

Словосочетание

4

1

90

Синтагма (Смысловой отрезок фразы (предложения), объединяющий несколько слов в одну звуковую цепочку.

2

120

Фраза


 

       В рамках констатирующего эксперимента  нами была проведена стартовая  проверочная работа. Как видно  из таблицы 7, во втором классе  период безошибочного чтения  должен составлять 50 слов. А так  как все компоненты (и правильность, и способ чтения,  и понимание) равнозначны,  то и «цена» у них будет примерно одинаковая – 50 баллов. В результате проведённого эксперимента был  выявлен следующий уровень читательских умений (таблица 8). (Более подробно данная технология оценивания читательских умений приведена в формирующем эксперименте.)

Таблица 8.

№ п/п

Ф.И. ученика

Период  безошибочного чтения слов

Способ  чтения

Понимание

Оценка

                                             2 «Б» класс

   

1

Юля А.

39

50

30

63%

2

Таня  Б.

56

50

40

73%

3

Настя Е.

36

35

30

55%

4

Таня  З.

48

50

40

75%

5

Максим  И.

38

35

30

51%

6

Саша  К.

34

35

20

42%

7

Рома  К.

46

50

40

73%

8

Таня  М.

37

45

40

63%

9

Дима  П.

52

50

40

75%

10

Таня  Р.

54

50

40

81%

11

Максим  А.

12

10

10

12%

12

Юля Б.

48

50

40

72%

13

Катя  Е.

56

50

50

100%

14

Аня К.

42

45

40

65%

15

Кирилл  К.

32

35

30

55%

Средний уровень по классу

44

45

30

64%

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов