Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;

       Можно обозначить несколько основных  современные технологии оценивания достижений обучающихся:

       - Кредитно-зачетные системы как  инструмент сопоставления результатов  процесса обучения в условиях  различных систем образования,  программ и квалификаций. Предлагаются  к внедрению в Россию в соответствии  с документами Болонского процесса  – чтобы замерять качество  образования на уровне, фиксируемом  международными образовательными  стандартами.

      - Полный или частичный переход  на многобалльную систему (от 10 до 100 и выше): каждое задание  – в зависимости от сложности,  нестандартности и креативности  – оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся  шкале. Как правило, подобная  система существует параллельно  с пятибалльной и охватывает  проектно-исследовательские виды  деятельности.

      - Рейтинговая технология оценивания, которая включает в себя:

    • пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), когда за отдельные этапы либо виды работ выставляется определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог обычно не выходит за рамки традиционной пятибалльной схемы, зато ученик имеет шанс постепенно превратить "тройку" в "пятерку".
    • бально-ретинговая технология оценивания, предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.   

        Применение рейтинга является  системой организующей учебный  процесс и активно влияющей  на его эффективность. Рейтинговая  система оценки учитывает всю  активную деятельность обучающихся,  связанную с приобретением знаний, умений и других показателей,  формирующих личностные качества  учащихся.

         Оценка, получаемая с помощью  теста, более дифференцирована. В  традиционных методах оценки  используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Результаты  тестирования, благодаря особой  организации тестов, могут быть  представлены в дифференцированных  шкалах, содержащих больше градаций  оценки. При этом обеспечивается  высокая точность измерений учебных  достижений.

        Поскольку рейтинг – шкала  достижений, то должен быть стандарт  измерения. Таким инструментом  является правильно построенный  и хорошо составленный тест, который  соответствует предмету обучения. По большому счету оценить  знания человека количественно  можно с таким же успехом,  как и измерить его характер  линейкой.

        Поскольку беспристрастное отношение  к человеку невозможно, то оценка  его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит  как от опыта учителя, так  и от актерского мастерства  отвечающего. Вообще наибольшая  объективность присуща оценкам,  полученным методом письменного  тестирования.

        Чем больше тестов, тем надежнее  оценка знаний. В серьезных случаях  при оценке знаний взрослых  используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления  над каждым. Это серьезнейшая  проверка, требующая хорошей подготовленности.

      - Безотметочная технология оценивания, широко практикуемая в начальной  школе. Она вовсе не равна  "безоценочной" – напротив, требует  от педагогического коллектива  более тщательного и разноаспектного  мониторинга. 

      -  Безотметочное обучение представляет  собой обучение, в котором отсутствует  пятибалльная форма отметки как  форма количественного выражения  результата оценочной деятельности.

       Данная технология способствует формированию качественного результата процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.

Важной  особенностью  безотметочной технологии оценивания является критериальность. Процесс оценивания строится на критериальной  основе, выработанной совместно с  учащимися. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

        В безотметочном оценивании важны  и приоритет самооценки, и гибкость, и вариативность. Самооценка ученика  должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Данная технология предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, многообразие, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

            Новое понимание результата образования, в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом, подразумевает использование технологий и системы оценивания, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее достижение этого результата. Для всестороннего и объективного оценивания успехов учащихся в достижении ожидаемых результатов обучения, для выявления динамики развития каждого ученика осуществляется диагностика качества обучения по отдельным предметам, а также используются такие формы систематической и целенаправленной оценки и самооценки достижений учащегося как технологии портфолио и учебных проектов

      Технологию «Портфолио» относят  к безотметочной технологии оценивания. 
Отслеживание динамики изменения  достижений школьника и оценка его успехов осуществляется учителем, самим учащимся и родителями при помощи портфолио.  
Оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений учащегося, но и уровни сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной,  информационной и компетентности решения проблем. Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Конечная цель введения портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

        Педагогическая технология образовательных достижений учащихся начальных классов представляет собой целостную систему управления учебной деятельностью учащихся, которая опирается на следующие основные принципы: принцип развития; принцип рефлексии учебной деятельности; задачный принцип, принцип ведущей роли

самоконтроля  и самооценки учащихся; диагностико-коррекционный  принцип контрольно-оценочных действий субъектов учебной деятельности; принцип преемственности в контрольно-оценочной  деятельности между ступенями образования; принцип открытости в процессе контроля и оценки; безотметочный принцип. Данная технология включает в себя два взаимосвязанных и взаимозависимых  блока: а) способы и формы внешнего контроля и оценки со стороны учителя за формированием и становлением учебной деятельности, мышления и знаний учащихся; б) способы и приемы формирования действий самоконтроля и самооценки учащихся (внутреннего контроля и оценки), позволяющие им управлять собственной учебной деятельностью.  Новое понимание результата образования, в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом, подразумевает использование технологий и системы оценивания, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее достижение большего результата.

         Система оценивания  должна включать  целенаправленную работу  по становлению  и развитию адекватной оценки  ребенком  границ своих знаний  и умений. Я согласна с тем,  что отметка в баллах непригодна  для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант  сравнения достижений детей между  собой. Сообщаемая ребенку оценка  должна отражать процесс продвижения  и индивидуальный прогресс в  учебной деятельности, а не уровень,  достигнутый на данный момент. Критерии и средства такой  оценки должны создаваться учителем  совместно с детьми с учетом  особенностей школы, класса и  учеников. Ориентируясь на  степень  сформированности предпосылок к  обучению каждого ребенка, новая  система оценивания направлена  на выявление относительных показателей  детской успешности (сравнение сегодняшних  достижений ребенка с его собственными  вчерашними достижениями) и его  личного прогресса, на сохранение  его индивидуальности.

        Безотметочное обучение – это  поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть  недостатки существующей  традиционной  пятибалльной системы оценивания  в начальной школе. 

       Многочисленные теоретические и  экспериментальные  исследования  проблемы безотметочного обучения  направлены  на преодоление травмирующего  характера существующих отметок,  на создание учебных ситуаций, которые  способствовали бы  гуманизации обучения, индивидуализации  учебного процесса, повышению учебной  мотивации и учебной самостоятельности в обучении. 

Концепция модернизации российского  образования предполагает внедрение  современных технологий оценивания достижений учащихся начальных классов, т.е.  переход на безотметочную  систему обучения на протяжении всей начальной школы. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной  и дифференцированной. Указанной  цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению  более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы  – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально  – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место  в обществе. Модель российского образования  будущего продолжает развивать мысль  о том, что применяемые технологии оценивания должны быть ориентированы  на результаты. В новой системе  оценивания найдут место новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка. Это позволит учителю, по мнению отечественных учёных, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и сформировать социально-развитую личность.

Работая по одной из технологий, можно    задаться вопросом о том, как в  практике реализовать те или иные теоретические положения, идеи. И  тут на помощь учителю приходят различные  приёмы и средства, способствующие внедрению той или иной технологии, метода, подхода в реальную школьную практику. В рамках реализации технологии безотметочного обучения выделяются такие  практикоориентированные приёмы и  средства, которые может использовать любой учитель в своей профессиональной деятельности:

  • «волшебные линеечки» или «лесенки», диаграммы (изобретение оценочных шкал школьниками при совместном обсуждении);
  • «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей перед решением той или иной задачи);
  • «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);
  • «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
  • «составление задачи, подобной заданной» (вычленение существенного в представленной задаче);
  • «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задач);
  • «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
  • «письмо с дырками» (видение ошибкоопасных мест в слове»);
  • «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» (шпаргалки) с помощью которой можно точно проверить выполненное задание);
  • «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка учениками проверочных заданий);
  • «обоснованный отказ от выполнения заданий с недостающими условиями);
  • «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче: «я этого не знаю, но могу узнать, если…);
  • многоступенчатый выбор (работа со столом «заданий»);
  • «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);
  • «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, выполнение работы, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени);
  • «портфель» ученика и его презентация перед группой учеников, родителями, учителями»;
  • ранжирование заданий по уровню сложности и определение их «стоимости» в баллах для дальнейшего использования при оценивании.

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов