Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Учитель: возьмите конверт со звездами разных цветов и прикрепите на небо звезду нужного цвета: желтая, красная, синяя звездочка.

 В  качестве одного из способов  дифференцированного оценивания  я использую оценочную шкалу (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах.

       Ученик работает с оценочной  шкалой чаще после выполнения  работы. Чаще всего такой способ  оценивания я применяю на самостоятельных,  проверочных работах. Оценочные  шкалы представляют собой отрезки,  которые дети чертят в тетради,  рядом с работой.

       Самооценка представляет собой  постановку ребёнком крестика  на данной шкале: вверху крестик  ставят в том случае, если работа  соответствует данному критерию  полностью, внизу – если работа  не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребёнком индивидуально, при необходимости корректируя её. Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя. На этом этапе осуществляется дифференцированный подход при самооценке выполняемых заданий, где каждое умение оценивалось по одному или нескольким критериям.

       Ученики начальной школы могут  оценивать любую деятельность  на уроке, любое задание, но  не целиком, а по этапам, расчленяя  его на единицы - умения. Критерии  оценки должны быть однозначными  и предельно четкими. Альтернативные  способы оценивания помогают  детям определить границы своего  знания – незнания, своих потенциальных  возможностей и  осознать те  проблемы, которые еще предстоит  решить в учебной деятельности.

Например, на уроке русского языка (2 класс) в  домашнем задании предлагается списать  текст, вставляя пропущенные буквы. Ребенок, прочитав задания,  вычленяет  умения, которые он сам будет контролировать и оценивать, выполняя это задание. Вот какие умения могут увидеть  дети:

а) аккуратность;

б) каллиграфия;

в) пропуск, замена букв;

г) безударные гласные;

д) подбор проверочных слов.

Ученик, выполнив задание, оценивает себя с  помощью «Волшебных линеечек». Затем  это задание может оценить  товарищ и далее учитель  ставит  свой  "крестик"  на  той  же "линеечке".  И если все  три оценки (ученика, товарища, учителя) совпали на любой из линеечки, то такой крестик можно обвести  в кружок – это показатель адекватной самооценки. (Приложение 3)

        Такая форма оценивания  удобна  для  письменных  работ  учащихся.   Принципиальное отличие  "волшебных   линеечек" от стандартных отметок  в том,  что они, благодаря   своей  исключительной  условности,  не   подлежат   никакой статистике,  их  нельзя  накопить,  сделав предметом сравнения,  почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.

       Такая оценка:

-          позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда 

          есть критерий, по которому можно оценить успешность 

          обучающегося;

-          носит информативный характер;

-          способствует формированию позитивной самооценки.

Можно  на одном задании использовать два способа самооценки учащихся своей работы, что часто я применяю  в своей практике. Например, на уроке русского языка детям предлагается самостоятельно записать слова с изученными орфограммами – земля, щуплый, Женя. Если ребёнок испытывает затруднения в записи слов, ему предлагается «письмо с «дырками». Это помогает ребёнку видеть какие знания ему необходимо пополнить.

После записи слов предлагается выбрать критерий, по которому можно оценить работу.

Учитель: По какому критерию оценим свою работу?

Дети предлагают варианты.

После обсуждения дети выбирают критерия «я умею писать слова с орфограммами».

Учитель: Почему этот критерий самый важный?

Катя: Мы учимся писать орфограммы.

Люба: Во всех словах есть орфограммы.

Аня: Это самое опасное место в слове.

Далее в тетради на полях дети чертят шкалу с выбранным критерием.

Теперь встаёт вопрос: как оценить работу?

В этом случае нужно подвести класс к тому, чтобы оценить работу по каждой орфограмме отдельно. Так удобнее оценивать.

Учитель: Как увидеть, что каждая орфограмма записана правильно?

Данила: Надо оценить орфограммы отдельно.

Учитель: С какими орфограммами нам встретились слова?

Катя: безударная гласная в корне слова – можно проверить, щу – пиши с у, большая буква в именах.

Учитель чертит на доске шкалу. Такую же шкалу дети рисуют в своих тетрадях.

Б.Г.            щу             Б.Б

._________.________.

Далее организуется проверка самостоятельной работы.

Учитель: Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Как написали? Проверьте. Оцените.

Дети ставят «+» под шкалой, если орфограмма записана без ошибок. Или ставят «-», если – с ошибкой. Остальные орфограммы проверяются аналогично.

Теперь нужно оценить работу по критерию «я умею писать слова с орфограммами».

Учитель: Как будем оценивать?

Аня: Всего 3 орфограммы. Если 3 орфограммы написаны без ошибок, поставим крестик на вершине. Если 1 орфограммы без ошибок (менее половины  работы), то крестик поставим на серединке. Если 3 орфограммы без ошибок, то крестик -  ниже вершинки. В качестве примера приведу работу одного из учеников. (Приложение 4)

 Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников моего класса  в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Используя на практике такой вид работы, пришла к выводу, что оценивая себя, ученику сложно будет увидеть свой «рост» не используя «Лист индивидуальных достижений» (по итогам контрольных, самостоятельных, проверочных работ), т.к. шкалы находятся в разных тетрадях и на разных страницах.

Приведу пример образца  «Листа индивидуальных достижений» ученика 1 класса (Приложение 5). В нём слева перечислены 7 основных умений, которые должны быть сформированы у учащихся в период обучения грамоте:

- умею подсчитывать количество звуков в словах;

- умею находить в словах гласные;

- умею находить в словах твёрдые и мягкие согласные;

-умею делить слова на слоги;

- умею  обозначать ударение;

- знаю особенности гласных нижнего ряда.

В следующих шести колонках проставлены даты проведения самостоятельных работ, в результате которых ребёнок сам фиксирует свой уровень сформированности  умений при помощи «волшебных линеечек» или с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Если в трёх работах подряд ученик оказывается на высоте, он может закрасить соответствующий лепесток в цветике-семицветике. Цель каждого ученика к концу учебного года: закрасить весь цветик-семицветик, т.е. сформировать все 7 умений.    

Положительной стороной данной техники является то, что я могу отследить уровень достижений и уровень оценочных действий более конкретно. Но здесь есть и отрицательные моменты –  такое построение оценочных шкал доставляет определённые неудобства мне, как учителю (дополнительная нагрузка) и родителям (тетради не всегда выдаются на руки). Хотя, по сравнению с образовательными  результатами детей,  данные отрицательные моменты  не имеют значения.

Использование «Оценочного листа» в своей работе я могу привести на примере урока математики.

Можно  ввести, предварительно оговорив с детьми, символы: «- »– «Я не знаю, прошу помощи»; «?» – «Сомневаюсь, не уверен»; «+» – «Знаю, умею».

          На уроке математики  по теме  «Использование схем при решении  задач» была поставлена цель  «Проверить уровень сформированности  умений решать задачи по схемам, составлять схему к задаче, схемы  по формулам». Было предложено  два задания:

1. Составь схемы к задачам  и запиши формулы. 

        a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить на В метров? 

               б) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3 года? 

          2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные схемы).  

                    В + С = D               K – E = B

Детям был предложен следующий  оценочный лист, где в первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой:

-  умею решать задачу по схеме;

-  умею составлять схему к задаче;

-  умею составлять все возможные схемы по формуле.

Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку (выставляется учеником до выполнения предложенного задания). В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку, после проверки по предложенному образцу. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.

Таблица 1.Оценочный лист к работе:

Основные умения

№ задания

Прогностическая оценка

Итоговая оценка

Умею решать задачу по схеме

1

+

+

Умею составлять схему  к задаче        

1

+

+

Умею составлять все возможные  схемы по формуле

2

?

+


Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя  и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Самым трудным, на мой взгляд,  для детей остается определение умений по литературному  чтению. Ребенок знакомится с произведением, понимает, что его надо прочитать  правильно, выразительно. После прочтения  дети часто при оценивании себя говорят  одну и туже фразу: «Я оценил себя так, потому что читал неуверенно и  недостаточно выразительно». Тогда  возникают новые вопросы: «В чем  был не уверен? А что надо делать, чтобы читать выразительнее?»  Ученик не  видит  и не понимает в  чем  именно ему надо потрудиться еще, чтобы оценить свое чтение самой  высокой оценкой. Думаю, что  в  решении этой проблемы есть выход  – обсуждение критериев оценивания, формулировок умений совместно с  детьми, затем фиксация их в таблицах или шкалах. Вот некоторые из них.

Во время  обсуждения выясняем - для того чтобы  подготовить выразительное «взрослое» чтение необходимо уметь: 

  • определить важные мысли,
  • решить, какие слова выделить голосом, где сделать паузу,
  • правильно ставить ударения в словах,
  • соблюдать интонацию в конце предложений,
  • соблюдать интонацию внутри высказывания,
  • выбрать верный темп чтения.

Из перечня  умений дети формулируют критерии «взрослого»  чтения.  Критерии удобнее всего  оформить в таблицу, так как  кроме  колонки с критериями должны быть колонки для самооценки ученика  и  оценки учителя.

Таблица 2.

Критерии «взрослого» чтения

Я

Учитель

1. Понимание содержание текста

   

2. Выделение голосом ключевых слов

   

3.Соблюдение интонации в конце  высказывания

   

4.Соблюдение интонации внутри  высказывания

   

5. Правильная постановка  ударения  в словах

   

6.Чтение без пропусков и без  замен слов в       высказываниях

   

7.Передача голосом настроения  героя, рассказчика

   

8. Правильный выбор темпа чтения.

   

        Подобная таблица может быть как индивидуальной для каждого ученика, так и общей на большом формате, если ребенок читает и оценивает себя у доски. Для оценки можно выбрать два любых знака, например «+» и  «–».  Дети, оценивая свое чтение, ставят «+» в колонке «Я» к тем критериям, которые они соблюдали, а  «–» рядом с  критериями, которые не получилось продемонстрировать на высоком уровне. После оценки своего чтения  ученик формулирует  задачу на перспективу и может записать её себе в дневник или тетрадь. Он четко видит и называет умения, над которыми еще предстоит работать, на что в дальнейшем надо обратить больше внимания. Только после самооценки ученика, учитель может, оценить его работу, согласившись с мнением ученика, либо нет и дать те советы, которые не прозвучали. Кроме того, в такой таблице может появиться и четвертая колонка – «другой ученик». В таком случае после самооценки следует оценка товарища и только потом – учителя. Если это чтение у доски, то в колонке «другой ученик» могут быть оценки нескольких ребят, которые высказывают свое мнение по поводу оценки и дают свои советы. Это самый оптимальный вариант  оценивания, здесь сам ученик четко видит свой уровень самооценки  (адекватная, завышенная, заниженная).

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов