Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель исследования – анализ особенностей структуры лексико-словообразовательных диалектизмов, функционирующих в русских говорах на территории Республики Мордовия.
1 Введение
4.2 Теоретические основы исследования
4.2.1 Изучение словообразовательного строя русских говоров в лингвистической литературе
4.2.2 Своеобразие диалектного словопроизводства
4.3 Типы лексико-словообразовательных диалектизмов
4.3.1 Диалектные слова, отличающиеся от слов литературного языка аффиксами
4.3.1.1 Приставочные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.2 Суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.3 Префиксально-суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.4 Постфиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.2 Диалектные слова, образованные сложением основ
4.3.2.1 Диалектизмы, образованные сложением основ
4.3.2.2 Сложносуффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»
Факультет филологический
Кафедра русского языка
ТИПЫ ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Автор курсовой работы
______________________________
Специальность “Филология. Русский язык и литература”
Обозначение курсовой работы:
Руководитель работы
канд. филол. наук, доцент ______________________________
Оценка __________
Саранск
2011
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»
Факультет филологический
Кафедра русского языка
Студент
1Тема: Типы лексико-словообразовательных диалектизмов в русских говорах Республики Мордовия
2 Срок представления работы к защите:
3 Исходные данные для научного исследования: «Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия», научная литература по проблеме
4 Содержание курсовой работы
4.1 Введение
4.2 Теоретические основы исследования
4.2.1 Изучение словообразовательного строя русских говоров в лингвистической литературе
4.2.2 Своеобразие диалектного словопроизводства
4.3 Типы лексико-словообразовательных диалектизмов
4.3.1 Диалектные слова,
отличающиеся от слов |
4.3.1.1 Приставочные образования в русских говорах на территории Мордовии |
4.3.1.2 Суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии |
4.3.1.3 Префиксально-суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии |
4.3.1.4 Постфиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии |
4.3.2 Диалектные слова, образованные сложением основ |
4.3.2.1 Диалектизмы, образованные сложением основ |
4.3.2.2 Сложносуффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии |
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение
Руководитель курсовой работы
канд. филол. наук, доцент _____________________________
Задание принял к исполнению _________________________
Курсовая работа изложена на 72 страницах. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 56 источников.
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКО-СЛОВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛЕКТИЗМ, СТРУКТУРА, МОРФЕМА, СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Объектом исследования
выступают лексико-
Цель исследования – анализ особенностей структуры лексико-словообразовательных диалектизмов, функционирующих в русских говорах на территории Республики Мордовия.
Метод исследования: описательный, дистрибутивный, трансфомационный. Основной прием: лингвистическое наблюдение.
В ходе исследования была изучена литература по теме; проанализированы особенности структуры лексико-словообразовательных диалектизмов в русских говорах на территории Республики Мордовия, выявлены диалектные особенности, связанные с их образованием.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы исследования…………………………………….. |
6 |
1.1 Изучение |
6 |
1.2 Своеобразие диалектного словопроизводства…………………………. |
12 |
2 Типы лексико- |
20 |
2.1 Диалектные слова,
отличающиеся от слов |
20 |
2.1.1 Приставочные образования в русских говорах на территории Мордовии……………………………….. |
20 |
2.1.2 Суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии……………………………….. |
24 |
2.1.3 Префиксально-суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии……………………………….. |
45 |
2.1.4 Постфиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии……………………………….. |
48 |
2.2 Диалектные слова,
образованные сложением основ…… |
50 |
2.2.1 Диалектизмы, образованные сложением основ……………………… |
51 |
2.2.2 Сложносуффиксальные
образования в русских говорах
на территории Мордовии…………………… |
53 |
Заключение…………………………………………………… |
56 |
Список использованной литературы………………………………………... |
58 |
Приложение…………………………………………………… |
64 |
Введение
Мордовия – это край сравнительно позднего заселения, край разнообразных языковых контактов, что нашло отражение в говорах, которые относятся к восточным среднерусским говорам. «Русские говоры отличаются богатством и разнообразием языковых черт, что дает возможность лингвисту найти в них множество фактов и сведений, позволяющих полнее восстановить процесс исторического развития языка, точнее определить закономерности этого развития» [5; 55]. Изучение диалектной лексики и фразеологии позволяет исследователю проникнуть во внутренний мир человека, выявить его основные культурные, нравственные ценности, главные особенности национального характера и речевого поведения в зависимости от места проживания.
Кроме того, как считает В.В. Виноградов, развитие современного русского языка и способов отражения в нем, в его словарном составе, производства, культуры, идеологии, новых явлений и потребностей общества зависит от унаследованного языкового материала, от материала, доставленного предшественниками. Под влиянием изменений в общественной практике – в связи с появившейся необходимостью в новых словах, терминах, фразеологических единствах для выражения новых понятий – происходят значительные изменения в соотношении непроизводных и производных основ, в активности употребления тех или иных из них, в приемах и принципах их сцеплений со словообразовательными морфемами, в продуктивности этих морфем. Естественно, что при этом возникают и создаются новые типы словообразования. Они должны быть тщательно выделены и отмечены в изображении системы современного словообразования.
Изучение вопросов словообразования и выяснение внутренних законов развития языка, действующих в области словообразования, в настоящее время приобретают особенную остроту и актуальность в связи с необходимостью творческого применения учения об основном словарном фонде как базе образования новых слов и словарном составе языка в их историческом взаимодействии к материалу разных языков мира [10; 164-165].
Однако, будучи продуктом ряда эпох, современный русский язык и в своих словообразовательных типах сохраняет и обнаруживает ряды разновременных и разнодиалектных наслоений [10; 164-165]. При этом современный диалектный материал служит важнейшим источником, позволяющим вскрыть исторические процессы развития общерусского (в том числе и литературного) языка. И если письменные памятники позволяют увидеть главным образом фонетические и морфологические изменения в языке, то диалектные факты дают возможность проследить пути семантического развития лексической системы языка. В говорах совершаются те же процессы, проявляются те же тенденции, что и в литературном языке, но неодновременно, поэтому диалекты во многих случаях отражают более архаическую языковую систему, с более прямолинейными связями и отношениями. В литературном языке эти связи уже в значительной мере затемнены [38; 12].
Актуальность темы состоит в необходимости всестороннего анализа словообразовательного строя русских говорах на территории Мордовии и такого важного ее аспекта, как выявление диалектных различий в области словообразования. Что касается русских говоров на территории Мордовии, то они стали предметом изучения лингвистов и диалектологов сравнительно недавно, и словообразовательный аспект остается одним из малоизученных.
Цель работы – изучить лексико-словообразовательные диалектизмы в русских говорах на территории Мордовии.
В соответствии с этим можно определить основные задачи исследования:
1. Выявить лексико-словообразовательные диалектизмы, представленные в русских говорах Мордовии, определить их отличия от однокоренных слов русского литературного языка.
2. Рассмотреть историю
изучения
2. Проанализировать своеобразие диалектного словопроизводства.
3. Изучить различные
типы лексико-
а) отличающиеся от слов литературного языка аффиксами;
б) образованные сложением основ, распространенных в литературном языке.
Объектом анализа послужили лексико-словообразовательные диалектизмы различной частеречной принадлежности (около 200 единиц), извлеченные из восьми выпусков «Словаря русских говоров на территории Мордовии». Источник исследования: «Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия» (в связи с изменением наименования республики разные выпуски словаря имеют некоторые отличия в названии).
[41], [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48].
В решении поставленных задач используются разные методы исследования, основным из которых является описательный. Кроме того, используются аналитический, дистрибутивный, структурный и сравнительно-сопоставительный методы. Сбор фактического материала осуществлялся посредством приема сплошной выборки.
Теоретической основой исследования послужили работы таких ученых, как В.В. Виноградова [10], [11], А.С. Герда [13], [14], Ю.С. Азарха [2], Л.А. Быковой [7], Е.А. Земской [19], [20], Л.А. Климковой [23], Г.В. Луканиной [25], М.Н. Янценецкой [54], Г.Я. Симина [38], О.И. Блиновой [5], Ф.П. Филина [52] и др.
Структура работы. Настоящее исследование имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения, где содержится перечень проанализированных слов.
1.1 Изучение
словообразовательного строя
Изучение диалектной системы русского языка в лингвистической литературе приобрело широкий размах: исследуются и описываются отдельные говоры, группы говоров, фонетико-морфологические, синтаксические, лексические особенности диалектов и черты, сближающие их с литературным языком.
Как считает Е.И. Новикова, одной из основных особенностей диалектной речи является сближение ее с литературным языком, поэтому проблема выявления взаимоотношений – между литературным языком и диалектами является одной из центральных в работах языковедов второй половины XX века [13; 28 и др.]. Изучению диалектной системы, выявлению диалектных различий на разных уровнях посвящены работы Ф.П. Филина, Р.И. Аванесова, П.И. Павленко, Л.А. Климковой, Н.А. Янко-Триницкой, Э.Д. Головиной, Г.В. Луканиной и др. [1, 16, 23, 25, 29, 52, 55 и др.]. В решении данной проблемы вопрос о региональном словообразовании является одним из актуальных.
По мнению М.Н. Янценецкой, теория диалектного словообразования необходима, в первую очередь, в целях описания словообразовательной системы говоров. Она должна также способствовать изучению общедиалектных словообразовательных явлений, определению специфики их развития в отличие от словообразовательных тенденций литературного языка. Но вместе с тем, очерчивая круг диалектной словообразовательной проблематики, заметим, что диалектная словообразовательная теория не может не быть частью теории общерусского словообразования и должна отражать общенациональные словообразовательные процессы [56; 6].
Вслед за Е.И. Новиковой отметим, что вопрос о теоретическом значении изучения словообразования в диалектах впервые был поставлен намного раньше – еще в середине 19 века Ф.И. Буслаевым [6], который рассматривал диалектное словообразование в историко-генетическом плане. В начале 20 века Н.Н. Дурново [18] дает описание говора как системы, включая и словообразовательные особенности.
Вопросы специфики диалектного словообразования второй половины XX века исследовались на материале практически всех групп русских говоров. По охвату и характеру анализа материала эти работы были неоднородны. Так, одни из них посвящены описанию достаточно обобщенных видов морфологического словообразования (словосложение, суффиксация, префиксация в пределах той или иной части речи) (см. работы Л.А. Климковой [23], Л.В. Сахарного [36], Г.В. Луканиной [25] и др.). В других, напротив, рассматривается функционирование в говорах конкретных словообразовательных аффиксов и типов (здесь можно упомянуть исследования таких авторов, как А.С. Герд [13], [14], М.В. Сыромля [51], Т.Г. Доля, М.А. Кривонкина [17], В.А. Щебникова [53], П.И. Павленко [29], Н.И. Андреева-Васина [3], В.Г. Головин [15], О.Д. Кузнецова [24] и др.).