Типы лексико-словообразовательных диалектизмов в русских говорах Республики Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ особенностей структуры лексико-словообразовательных диалектизмов, функционирующих в русских говорах на территории Республики Мордовия.

Содержание

1 Введение
4.2 Теоретические основы исследования
4.2.1 Изучение словообразовательного строя русских говоров в лингвистической литературе
4.2.2 Своеобразие диалектного словопроизводства
4.3 Типы лексико-словообразовательных диалектизмов
4.3.1 Диалектные слова, отличающиеся от слов литературного языка аффиксами
4.3.1.1 Приставочные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.2 Суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.3 Префиксально-суффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.1.4 Постфиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.3.2 Диалектные слова, образованные сложением основ
4.3.2.1 Диалектизмы, образованные сложением основ
4.3.2.2 Сложносуффиксальные образования в русских говорах на территории Мордовии
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Снове, нареч. Опять, снова (от прилагательного новый). Снови голът нъчинаццъ (Гарт, ББ) [47; 94]. Комбинация аффиксов в литературном языке не встречается.

с- + -я

Скося, нареч. Наискось (от прилагательного косой). Дом-тъ, матри, скася стаит (Миз, СШ) [47; 67]. Комбинация аффиксов в литературном языке не встречается.

Как видим, в диалектных префиксально-суффиксальных образованиях в большинстве случаев, в отличие  от литературного языка, комбинация аффиксов либо является специфичной, либо имеет совершенно иное семантическое наполнение.

2.1.4 Постфиксальные  образования в русских говорах  на территории Мордовии

 

Постфиксальный способ образования новых слов осуществляется посредством присоединения к производящей основе постфиксов [49; 353]. Постфиксы – это служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и (или) словообразовательное значение: -ся, -те, -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка [49; 258]. Здесь можно выделить следующие группы постфиксальных образований:

1) наречия,

а) мотивированные существительным  и образованные с помощью постфикса -есь: Ночесь, нареч. Ночью (от существительного ночь). Ночъсь собака што-тъ лаила (Ведян, Ич) [44; 128].

б) мотивированные наречием и образованные с помощью постфикса     -ось: Вечорось, нареч. Вчера (от наречия вчера). Вичеръсь две кадушки пажарилъ на сонцъ (С Ков, Тем) [44; 71].

2) модальные слова,  мотивированные модальными словами  и образованные с помощью постфиксов

-ть:

Надоть. 1. безл. В знач. сказ. Надо, нужно (от модального слова надо). И мне бы надъть, а вот деник нет (Пан, Ков) [44; 66].

-ыль

Надыль, безл. В знач. сказ. То же, что надоть (от модального слова надо). Надыль былъ простъ сказать иму, а тут хайкъть начъли (Нонс, Р) [44; 68].

3) служебные слова,  мотивированные служебными словами и образованные с помощью постфиксов:

-есть:

Дажесть, част. Даже (от частицы даже). Таперь дажъсть тилявизъры есть у нас (Мат, Тем) [42; 11].

-тай

Датай, част. Да, конечно (от частицы да). Тибе, свахъ, палекшъ што ль? – Датай, типерь сама хажу (Чер, Ков) [42; 13].

4) глаголы, мотивированные  глаголами и образованные с  помощью постфикса -ся: Выпужаться, аетс, сов. Испугаться (от глагола пугаться). Рази ат ние ни выпужъсси! (Сел, Кр) [41; 99].

Что касается диалектных постфиксальных образований, то здесь важно отметить, что лексико-словообразовательные диалектизмы в русских говорах на территории Мордовии, образованные постфиксацией, характеризуются более свободной сочетаемостью с кругом литературных основ: не только глагольных, как в литературном языке, но и основ наречий, частиц и модальных слов.

Таким образом, завершая разговор о диалектных словах, отличающихся от литературных слов аффиксами, важно подчеркнуть, что они в своей структуре повторяют закономерности подобных слов других русских говоров, а именно обладают более широкой сочетаемостью с основами только литературного характера, имеют в ряде случаев иное семантическое наполнение, большую оценочность, стремление к характеристике какого-либо лица. При этом образования, единичные и непродуктивные в литературном языке, здесь, наоборот, встречаются чаще.

 

 

2.2 Диалектные  слова, образованные сложением  основ

 

Проанализировав диалектные слова, образованные с помощью сложения основ, пришли к выводу, что здесь  можно выделить два способа образования лексико-словообразовательных диалектизмов: сложение и сложносуффиксальный способ.

Словосложение, по Е.А. Василевской, – одна из тех областей русского и общего языкознания, в которой, как в фокусе скрещиваются, взаимодействуют и развиваются словосочетания, собственно, словосложение и словопроизводство. Сложные слова – очень сжатый и экономный способ словообразования, широко употребительный в бытовой, художественно-литературной речи, в терминологической лексике. Словосложение является одним из древнейших процессов развития языка. Оно является одним из самых богатых способов обогащения языка в словарном и грамматическом отношении [9; 3].

Структура сложного слова, т. е. характер соединения компонентов  главного и зависимого слова, наличие или отсутствие аффиксов и соединительного гласного, порядок расположения основ в составе сложного слова, определяется лексико-грамматической природой слова, принадлежностью его к определенной части речи, емкостью его семантики, его синтаксическими и словообразовательными связями, стилями языка, в котором оно употреблено.

Сложное слово – это состоящая из двух или нескольких знаменательных элементов лексическая единица, характеризующаяся единством значения и соотносимая в лексико-грамматической системе, русского языка с той или иной частью речи. При возникновении сложных слов в одно идет очень сложный процесс интегрирования двух сложных слов в одно, семантические изменения сложного слова, побледнение значения одного из компонентов, а это приводит иногда к трансформации одного из компонентов целиком или частично. Идет также беспрестанная утрата старых словосложений, появление новых и изменение уже существующих [9; 55-56].

При сложении производящее словосочетание несколько изменяется в производном слове, сохраняя последний  элемент и преобразуя первый [49; 354]. В состав форманта, по Л.А. Быковой, входит: а) интерфикс, который свидетельствует о том, что в первом компоненте нейтрализовано грамматическое значение, и этот компонент является основой, а не словом при даже их формальном совпадении; б) фиксированный порядок слов; в) единое главное ударение [7; 78]. В современных основах по основосложению различают две основных его разновидности: основосложение в чистом виде и осложненное суффиксацией [7; 79].

 

2.2.1 Диалектизмы,  образованные сложением основ

а) существительное + глагол (в области имен существительных):

Блинопек, а, м. Сковородник (от существительного блин и глагола печь). Блинапек – этъ скавародник (Куш, Тем) [41; 40].

Блинохват, а, м. То же, что блинопек (от существительного блин и глагола печь). К блинахвату цэрин зделъть надъ (Над, Е) [41; 40].

Водонос, а, м. Коромысло (от существительного вода и глагола нести). Въданос лижыт на пличе, и ни так труднъ нисти (Чеб, Д) [41; 81].

Водотек, а, м. Родник (от существительного вода и глагола течь). Раньшъ сосны дъ въдатеки адни здесь были (Н Р Пош, Е) [41; 81].

б) местоимение + глагол (в области имен существительных):

Самопек, а, м. Хлеб домашнего приготовления (от местоимения сам и глагола печь). У вас-тъ хлеп мъгазиный, а унас съмапек (Кур, Ар) [47; 16]. Отношения основ как и в предыдущей группе.

в) прилагательное + существительное (в области имен существительных и прилагательных):

Болеглазый, ая, ое. 1. Большеглазый (от прилагательного большой или его сравнительной степени более и существительного глаз). Знаш ты иво, бълиглазый такой, чирнявый (Енг, Д) [41; 42].

Мягкосердцый, ая, ее. Добрый, отзывчивый (от прилагательного мягкий и существительного сердце). Присидатиль тада у нас был харошый, михкасерцый (Ям, Инс) [44; 48].

Первопут, а, м. Первый зимний путь по свежему снегу (от прилагательного первый и существительного путь). Пъ пирвапуту присядатиль сам рибят катат нъ санях (Ряз, СШ) [45; 115].

Слаборукий, ая, ое, ие. Склонный к драке (от прилагательного слабый и существительного рука). Ну, ни знал я, што ты такой слъбарукий (См, Лям) [47; 75].

Суходол, а, м. Пересохшее русло реки (от прилагательного сухой и существительного долина, дол). А этъ вофси и ни аврак, а сухадол. Здесь раноньшъ рика Вармъ тикла (Старод, Е) [47; 176]. Отношения подчинительные.

г) прилагательное + глагол (в области имен существительных):

Краснодер, а, м. Кушанье из кваса с квашеной капустой и свеклой (от прилагательного красный и глагола драть). Кръснадер у миня пълучяццъ фкусный (Сил, Ар) [43; 47]. Отношения подчинительные.

Итак, данный способ словопроизводства (сложение двух основ) в русских говорах на территории Мордовии используются в основном для образования имен существительных. Встречаются и имена прилагательные, при этом во всех проанализированных случаев зарегистрирован только интерфикс -о-. Встречаются следующие комбинации основ:

– существительное + глагол;

– местоимение + глагол;

– прилагательное + существительное;

– прилагательное + глагол с подчинительными отношениями  между основами.

 

2.2.2 Сложносуффиксальные  образования в русских говорах на территории Мордовии

 

Здесь также можно  выделить следующие группы диалектизмов:

а) диалектизмы, образованные от прилагательного и существительного с помощью суффиксов:

-к-

Голубоглазка, и, ж. Ткань домашнего изготовления в голубую и красную клетку (от прилагательного голубой и существительного глаз). Толькъ щас концыла ткать гълубагласку (Мур, Е) [41; 120].

Золотокрайка, и, ж. Шелковый платок с широкой каймой золотистого цвета (от прилагательного золотой и существительного край). Бывалъ зълътакрайки насили па празникъм. У миня была зълътакрайкъ (Чел М, Инс) [42; 109].

Красноглазка, и, ж. Рыба красноперка (от прилагательного красный и существительного глаз). У нас ис кръснагласки уху варим (Кр Я, Тенг) [43; 45].

Синеглазка, и, ж. Светло-синий полевой цветок василек (от прилагательного синий и существительного глаз). Выйдиш бывалъ ф поля – адны синигласки кругом, аш глас радуиццъ (Булг, Коч) [47; 50]. В литературном языке такие существительные называют лицо, характеризующееся отношением к тому, что названо в опорной основе  и конкретизировано в первой основе (краснодеревщик) [33; 249]. Отношения подчинительные.

-иц-

Сквернословица, ы, ж. Сквернословие (от прилагательного скверный и существительного слово). В доми у них адна сквирнасловивицъ (Р Дав, Коч) [47; 158]. Выделяется в единичных существительных. Отношения между основами подчинительные.

-j-

Сухопутье, я, с. Место, где нет реки (от прилагательного сухой и существительного путь). И зачем пастроили у нас диревню нъ сухапутьи? (Мос, Тор) [47; 176]. В литературном языке такие существительные называют явление или состояние, характеризующееся отношением к тому, что названо в опорной основе  и конкретизировано в первой основе (пустословие) [33; 249]. Отношения подчинительные.

б) диалектизмы, образованные от глагола и существительного с помощью суффиксов:

-к-

Кашеварка, и, ж. Место, где готовят пищу на костре (от существительного каша и глагола варить). Биги нъ къшыварку, я там чугун аставилъ (Лавр, Тем) [43; 27].

Судомойка, и, ж. 1. Тряпка, которой стирают со стола и моют посуду (от существительного посуда и глагола мыть). Возьми судомойку и сотри съ стола (Б Пол, Ар) [47; 165]. Данные существительные с подчинительным отношением основ [33; 242].

Косоплетка, и, ж. Лента, шнурок (от существительного коса и глагола плести). Узкая полоска ткани, вплетаемые в косу. Бывалъ, дефкъ па улицъ, а у ней ф касе алъ късаплеткъ (Шав, Кр) [43; 85].

Мышеловка, и, ж. Кошка, хорошо ловящая мышей (от существительного мышь и глагола ловить). Кошку у миня кто-тъ исказничил, така мышылофка была (С Мих, Р) [44; 48]. См. слова типа золотокрайка.

-ник-

Косоплетник, а, м. Лента, шнурок, узкая полоска ткани, вплетаемые в косу (от существительного коса и глагола плести). У Дашки късаплетники красивы были (Ниж Вяз, Инс) [43; 75]. В литературном языке такие существительные называют предмет (одуш. или неодуш.), характеризующееся отношением к тому, что названо в опорной основе  и конкретизировано в первой основе (старшеклассник) [33; 249]. Отношения между основами подчинительные.

-ец-

 Сладкоедец, дца, м. Тот, кто любит сладкое (от существительного сладкое и глагола есть). Он страшный слъткаедиц (Сел, Кр) [47; 115].

 

в) диалектизмы, образованные от глагола и числительного с помощью суффикса -н-: Первобытный, ая, ое. Впервые появившийся, использующийся (от порядкового числительного первый и глагола быть). Эти картошки-тъ у миня пирвабытны, я их первый рас сажаю (Супод, Ар) [45; 115]. В сложных прилагательных здесь и далее с подчинительными отношениями основ компоненты, предшествующие опорному, носят по смыслу уточняющий характер, конкретизируют содержание опорного компонента [33; 319].

 

г) диалектизмы, образованные от глагола и местоимения с помощью суффикса -нк-: Самотканка, и, ж. Ткань домашнего изготовления (от местоимения сам и глагола ткать). Тку я съматканку, свойскъя тканинъ (Коч, Ков) [47; 26]. Отношения между основами подчинительные.

д) диалектизмы, образованные от числительного и существительного с помощью суффикса -к-: Семицветка, и, ж. Радуга (от  числительного семь и существительного семь). Симицветкъ-тъ какая большая на неби (Гов, СШ) [47; 39]. В литературном языке такие существительные называют предмет (одуш. или неодуш.), характеризующийся отношением к тому, что названо в опорной основе  и конкретизировано в первой основе (восьминожка) [33; 252]. Отношения между основами подчинительные.

Здесь, как и в предыдущем параграфе, среди диалектных образований, доминируют существительные, одна из основ  которых обозначает цвет. Отношения  между основами подчинительные и суффиксы имеют то же значение, что и в литературном языке.

Таким образом, изучив диалектные слова, образованные сложением основ, можно сделать выводы о том, что  по своей частеречной принадлежности это прежде всего существительные  с опорными компонентами именными и глагольными основами. Значение суффиксов повторяет литературное, а наиболее продуктивным интерфиксом является -о- (-е- не встречается).

Заключение

Информация о работе Типы лексико-словообразовательных диалектизмов в русских говорах Республики Мордовия