Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
Третий этап – системно-обобщающий (март-апрель 2013 года) – включал: обобщение и описание опытно-поисковой работы, оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Анализ психолого-
Анализ психолого-
Многие известные врачи и педагоги занимались вопросами детского здоровья и физической культуры. К примеру, академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом [цит. по 49, c.11].
Проблемы здоровьясбережения в России во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.
В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.
Даже в относительно спокойные и сравнительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний (например, туберкулеза, полиомиелита), индекс здоровья дошкольников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в образовательных учреждениях научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. Она опиралась на анатомо-физиологические и психологические нормы его воспитания и обучения детей.
Е.Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста.
А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.
Особую роль в развитии здоровьясбережения дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Он написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку» [цит. по 43, c.21].
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. Она разработала научную основу и значительно углубила методические подходы к физическому воспитанию. Большое место в трудах А.В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д.В. Хухлаевой. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева. Ею написаны работы по формированию двигательных навыков у детей, разработаны методы и приемы обучения метанию, созданы программы и методические пособия. Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и др. [цит. по 49, c.15].
Здоровьесбережение детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем [12].
Теория здоровьесбережение детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим разрабатывается содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория здоровьясбережения предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу[53, c.9].
Оздоровление дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, инструктора по гигиеническому воспитанию, воспитателей и семьи [16, c.22].
Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль инструктора по физической воспитанию представляется достаточно сложной и разнообразной. Предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Во всех формах организации физического воспитания детей (непосредственно образовательная деятельность (НОД), подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа и так далее) внимание инструктора по физическому воспитанию направляется на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам [24, c.19].
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Наблюдаемый в настоящее
время хронический дефицит
Поэтому продолжающиеся исследования,
направленные на преобразование дошкольной
физической культуры, связаны, прежде
всего, с повышением творческой инициативы
педагога, расширением состава
Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, так как именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.
На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры:
- принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания);
- принцип вариативности средств физического воспитания (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)
- экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка) [8, c.32].
Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДОУ, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников [5,8,12,19,37,50]. Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДОУ, запросы конкретного педагога и ребенка.
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа дошкольного образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
Свои образовательные и
Российская педагогическая энциклопедия подчёркивает, что «здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия». Тем самым, данное определение указывает на недопустимость «узкого» истолкования понятия здоровья как чисто медицинской (а тем более соматической) категории и явно обращает внимание на сочетанный (интерактивный) характер этого понятия.