Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………


31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………


2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….


44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………



52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….


64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту.docx

— 480.61 Кб (Скачать файл)

Для эффективного управления процессами здоровьесбережения необходима объективная оценка физического и психологического здоровья ребенка, оценка компетентности здоровьесбережения педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающей среды является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.

 

Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации  здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации   здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении


 

В первой главе нашей работы мы  теоретически рассмотрели и  доказали необходимость грамотной  организации здоровьесберегающей среды, а именно  управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста Проведем опытно-экспериментальное исследование по изучению влияния психолого-педагогических условий, включающих в себя уровень направленности педагогов на инновационную деятельность; взаимодействие с родителями по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми, а так же создание оптимальных условий для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста

В соответствии с целью  нашего исследования, мы определили цель эксперимента: создание модели дошкольного учреждения, соединяющего образовательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания здорового ребенка.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа:

На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь-январь 2012 года) – осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.

Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль 2013 – март 2013 года) – был посвящен, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ». На данном этапе были изучены и описаны показатели заболеваемости детей, разработаны и апробированы педагогические  условия организации физкультурно-оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, а также расширена материальная база ДОУ для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста

Третий этап – системно-обобщающий (март-апрель 2013 года) – включал: обобщение  и описание опытно-экспериментальной  работы; оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирические - констатирующий эксперимент.

В своей работе мы используем методы:

Анализ литературы – это  метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального  расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Эксперимент – это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Это активное вмешательство  в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  одной или несколькими переменными  и регистрация сопутствующих  изменений в поведении изучаемого объекта. В исследовании применялся констатирующий эксперимент.

Изучение каждого психолого-педагогического  условия организации здоровьесберегающей среды, в детском саду осуществлялось при помощи разных методов.

Для изучения творческого уровня и направленности педагогов на инновационную деятельность в детском саду мы использовали Тест «Ваш творческий потенциал» (приложение 1).

 С целью изучения  интереса родителей  организации здоровьесберегающей среды, в детском саду и семье мы использовали «Анкету для родителей». Исследование уровня реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми отслеживалось с помощью анализа планов непосредственно-образовательной работы с детьми.

Эксперимент осуществлялся в ходе образовательной деятельности ДОУ. В педагогическом эксперименте принимали участие 24 педагога, 20 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста. Исследование психолого-педагогических условий организации здоровьесберегающей среды, в детском саду проводилось в групповом и индивидуальном режиме в равных условиях для всех педагогов, родителей и детей, в привычной для них обстановке.

В предыдущей главе  нами были рассмотрены все условия организации здоровьесберегающей среды в детском саду, на основе чего был сделан вывод о том, что только на основе целенаправленной деятельности по управлению оптимизацией здоровьесберегающей среды, компетентных педагогов и родителей возможна целенаправленная работа по формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста.

  Следует отметить, что эффективность организации здоровьесберегающей среды, в детском саду будет зависеть от того, на каком уровне развития будет находиться каждое из предложенных нами психолого-педагогических условий.

Для определения  уровня сформированности каждого из предложенных нами психолого-педагогических условия целесообразно определить свои критерии: для оценки уровня творческого потенциала и направленности педагогов на инновационную деятельность (Таблица 1), родительских отношений к организации физкультурно-оздоровительной работы (Таблица 2) и уровня реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми (Таблица 3).

(Таблица1) Подсчет балов для оценки уровня творческого потенциала педагогов и направленности педагогов на инновационную деятельность.

Ответ «а»

3 очка

Ответ «б»

1 очко

Ответ «в»

2 очка

Вопросы 1,6,7,8

Определяют  границы любознательности респондента

Вопросы 2.3.4.5

Определяют  веру в себя

Вопрос 10

Амбициозность

Вопросы 12 и 13

Слуховую  память

Вопрос 1

Зрительную  память

Вопрос 14

Стремление  быть независимым

Вопросы16 и 17

Способность абстрагироваться

Вопрос 18

Степень сосредоточенности


 

Общая сумма набранных  очков показывает творческий потенциал  педагога, его направленность на инновации.

49 и более очков. Заложен  значительный творческий потенциал,  инновационный потенциал сильно  выражен.

От 24 до 48 очков. Нормальный творческий потенциал,, выражен инновационный потенциал.

23 и менее очков. Творческий  потенциал невелик. Инновационная  направленность не проявляется

Характеристика исследуемых  групп: в процессе исследования были обследованы:

Воспитатели -  24 человека, из них:

- 3 человека имеют педагогический  стаж работы от 1 года до 3 лет;

- 10 человек имеют педагогический  стаж работы от 3 до 10 лет;

- 5 человек имеют педагогический  стаж работы от 10 до 20 лет;

- 5 человек имеют педагогический  стаж работы от 20 до 30 лет;

- 1 человек имеет педагогический  стаж работы свыше 30 лет

 

 

Результаты исследования.

 

Отношение педагогов  к инновациям:

- 6 человек (25 %) высокая  инновационная направленность;

- 12  человек (50%) допустимая  инновационная направленность;

- 6 человек (10%) безразлично  относятся к введению инноваций.

 

Рисунок 1 Уровень направленности педагогов на инновационную деятельность.

 

Также  анализировались планы непосредственно-образовательной работы с целью исследования уровня реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.  В ходе анализа нами было выявлено, что 67% педагогов регулярно реализуют индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. У 33% педагогов индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми выражен недостаточно.

Оценка уровня направленности педагогов на инновационную деятельность в детском саду дает возможность определить маршрут профессионального развития всех специалистов, разработать эффективную программу управления процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ.

Исследование интереса родителей  к здоровьесберегающей среде в детском саду и в семье проводилось при помощи методики: «Анкета для родителей».

Цель: выявление интереса родителей к здоровьесберегающей среде

в детском саду и в семье.

Респонденты: родители.

Инструкция. Прочитать внимательно  предлагаемые утверждения и на бланке для ответов зачеркнуть крестиком  номера тех утверждений, которые  Вы можете отнести к себе или к  Вашему ребенку (Приложение 2).

В результате проведенного опроса родителей мы определили, что большая часть родителей 50% (10 чел.) заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду и в семье, но у них не всегда хватает времени и знаний для организации данной работы в условиях семьи.

25% (5 чел.) родителей  заинтересованы  в организации   оздоровительной работы с ребенком в детском саду, но считают что в семье заниматься такой работой не нужно.

25% (5 чел.) родителей не  считают оздоровительную работу с ребенком необходимой.

Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:

Рисунок 2 Уровень интереса родителей к оздоровительной работе с ребенком в детском саду и в семье.

 

Анализ заболеваемости детей  ДОУ, проведенный медицинской службой, показал, что происходит  увеличение заболеваемости детей за счет простудных заболеваний.

 

Рисунок 3. Анализ заболеваемости за 2010 – 2011гг

Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли определить уровни физического развития детей старшего дошкольного возраста.

По результатам диагностики, проведенной в начале 2012-2013 учебного года:

Высокий уровень 50% (20 детей);

Средний уровень 25% (10 детей);

Низкий уровень 25% (10 детей).

Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:

Рисунок 3 Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста

 

Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности формирования здоровьесберегающей среды в детском саду необходимо внедрение и апробация  программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ».

2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ»  для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ.

С целью  создание оптимальных условий для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста администрацией ДОУ была разработана и апробирована Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» Программа была реализована на базе МАДОУ ДС № 68 г. Челябинска. В реализации программы приняли участие воспитанники, педагоги, родители воспитанников.

Информация о работе Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения