Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
Для эффективного управления процессами здоровьесбережения необходима объективная оценка физического и психологического здоровья ребенка, оценка компетентности здоровьесбережения педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающей среды является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста |
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении |
В первой главе нашей работы
мы теоретически рассмотрели и
доказали необходимость грамотной
организации
В соответствии с целью нашего исследования, мы определили цель эксперимента: создание модели дошкольного учреждения, соединяющего образовательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания здорового ребенка.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа:
На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь-январь 2012 года) – осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль 2013 – март 2013 года) – был посвящен, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ». На данном этапе были изучены и описаны показатели заболеваемости детей, разработаны и апробированы педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, а также расширена материальная база ДОУ для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста
Третий этап – системно-обобщающий (март-апрель 2013 года) – включал: обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент.
В своей работе мы используем методы:
Анализ литературы – это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Эксперимент – это один
из основных методов научного познания
вообще, психологического исследования
в частности. Это активное вмешательство
в ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
Изучение каждого психолого-
Для изучения творческого уровня и направленности педагогов на инновационную деятельность в детском саду мы использовали Тест «Ваш творческий потенциал» (приложение 1).
С целью изучения
интереса родителей организации
здоровьесберегающей среды, в детском
саду и семье мы использовали «Анкету
для родителей». Исследование уровня
реализации индивидуально-
Эксперимент осуществлялся в ходе образовательной деятельности ДОУ. В педагогическом эксперименте принимали участие 24 педагога, 20 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста. Исследование психолого-педагогических условий организации здоровьесберегающей среды, в детском саду проводилось в групповом и индивидуальном режиме в равных условиях для всех педагогов, родителей и детей, в привычной для них обстановке.
В предыдущей главе нами были рассмотрены все условия организации здоровьесберегающей среды в детском саду, на основе чего был сделан вывод о том, что только на основе целенаправленной деятельности по управлению оптимизацией здоровьесберегающей среды, компетентных педагогов и родителей возможна целенаправленная работа по формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что эффективность организации здоровьесберегающей среды, в детском саду будет зависеть от того, на каком уровне развития будет находиться каждое из предложенных нами психолого-педагогических условий.
Для определения
уровня сформированности каждого из предложенных
нами психолого-педагогических условия
целесообразно определить свои критерии:
для оценки уровня творческого потенциала
и направленности педагогов на инновационную
деятельность (Таблица 1), родительских
отношений к организации физкультурно-оздоровительной
работы (Таблица 2) и уровня реализации
индивидуально-
(Таблица1) Подсчет балов для оценки уровня творческого потенциала педагогов и направленности педагогов на инновационную деятельность.
Ответ «а» |
3 очка |
Ответ «б» |
1 очко |
Ответ «в» |
2 очка |
Вопросы 1,6,7,8 |
Определяют границы любознательности респондента |
Вопросы 2.3.4.5 |
Определяют веру в себя |
Вопрос 10 |
Амбициозность |
Вопросы 12 и 13 |
Слуховую память |
Вопрос 1 |
Зрительную память |
Вопрос 14 |
Стремление быть независимым |
Вопросы16 и 17 |
Способность абстрагироваться |
Вопрос 18 |
Степень сосредоточенности |
Общая сумма набранных очков показывает творческий потенциал педагога, его направленность на инновации.
49 и более очков. Заложен
значительный творческий
От 24 до 48 очков. Нормальный творческий потенциал,, выражен инновационный потенциал.
23 и менее очков. Творческий
потенциал невелик.
Характеристика исследуемых групп: в процессе исследования были обследованы:
Воспитатели - 24 человека, из них:
- 3 человека имеют педагогический стаж работы от 1 года до 3 лет;
- 10 человек имеют педагогический стаж работы от 3 до 10 лет;
- 5 человек имеют педагогический стаж работы от 10 до 20 лет;
- 5 человек имеют педагогический стаж работы от 20 до 30 лет;
- 1 человек имеет педагогический стаж работы свыше 30 лет
Результаты исследования.
Отношение педагогов к инновациям:
- 6 человек (25 %) высокая инновационная направленность;
- 12 человек (50%) допустимая инновационная направленность;
- 6 человек (10%) безразлично
относятся к введению
Рисунок 1 Уровень направленности педагогов на инновационную деятельность.
Также анализировались планы
непосредственно-
Оценка уровня направленности педагогов на инновационную деятельность в детском саду дает возможность определить маршрут профессионального развития всех специалистов, разработать эффективную программу управления процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ.
Исследование интереса родителей к здоровьесберегающей среде в детском саду и в семье проводилось при помощи методики: «Анкета для родителей».
Цель: выявление интереса родителей к здоровьесберегающей среде
в детском саду и в семье.
Респонденты: родители.
Инструкция. Прочитать внимательно предлагаемые утверждения и на бланке для ответов зачеркнуть крестиком номера тех утверждений, которые Вы можете отнести к себе или к Вашему ребенку (Приложение 2).
В результате проведенного опроса родителей мы определили, что большая часть родителей 50% (10 чел.) заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду и в семье, но у них не всегда хватает времени и знаний для организации данной работы в условиях семьи.
25% (5 чел.) родителей заинтересованы в организации оздоровительной работы с ребенком в детском саду, но считают что в семье заниматься такой работой не нужно.
25% (5 чел.) родителей не считают оздоровительную работу с ребенком необходимой.
Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:
Рисунок 2 Уровень интереса родителей к оздоровительной работе с ребенком в детском саду и в семье.
Анализ заболеваемости детей
ДОУ, проведенный медицинской
Рисунок 3. Анализ заболеваемости за 2010 – 2011гг
Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли определить уровни физического развития детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики, проведенной в начале 2012-2013 учебного года:
Высокий уровень 50% (20 детей);
Средний уровень 25% (10 детей);
Низкий уровень 25% (10 детей).
Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:
Рисунок 3 Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, на
основании проведенного нами исследования
можно сделать вывод о том,
что для повышения
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ.
С целью создание оптимальных условий для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста администрацией ДОУ была разработана и апробирована Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» Программа была реализована на базе МАДОУ ДС № 68 г. Челябинска. В реализации программы приняли участие воспитанники, педагоги, родители воспитанников.