Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
7. Расчет химического состава и калорийности продуктов, приходящегося на одного ребенка за период дат;
8. Анализ реального потребления продуктов по группам продуктов по сравнению с существующими нормативами;
9. Расчет суммовых продуктовых затрат (стоимость детодня) на одного ребенка за рассчитываемый период;
10. Расчет стоимости меню за определённый период.
Данная программа так же позволяет контролировать минимальный остаток продуктов на складе.
Работа с родителями воспитанников.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Инструктор по физкультуре
совместно с медсестрой организуют
семинар-практикум для
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение - основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).
В нашем детском саду работают консультативные пункты: логопункт, психологическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.
Таким образом, реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что оптимизация здоровьесберегающей среды в детском саду: выполнение рационального жизненного распорядка, достаточная двигательная активность детей в течение дня, развитие навыков здорового образа жизни у детей, усвоение детьми правил гигиены, полноценное питание, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации у детей и взрослых, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Результатом работы по внедрению программы стало создание в ДОУ всех необходимых условий для здоровьесбережения, а именно: создание условий для повышения двигательной активности детей, профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата, сохранении и коррекции психического и психологического здоровья детей и сотрудников, а так же организации полноценного питания детей. А так же сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения здоровья.
2.3 Анализ результатов работы по внедрению программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ»
В ходе проведения опытно-экспериментального
исследования по изучению влияния психолого-педагогических
условий, включающих в себя: начальный
уровень направленности педагогов
на инновационную деятельность; взаимодействие
с родителями по физкультурно-оздоровительной
работе; реализацию индивидуально-
Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль 2013 – март 2013 года) – внедрение в экспериментальное дошкольное учреждение программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» На данном этапе были изучены и описаны показатели состояния здоровья детей, апробированы педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, расширена материальная база ДОУ для эффективного формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста. Разработана система взаимодействия с родителями по физкультурно-оздоровительной работе детей.
На третьем этапе – системно-обобщающем (март-апрель 2013 года) – мы обобщили и описали проведение опытно-экспериментальной работы; дали оценку результативности исследования, систематизировали его результаты.
В ходе оценки оценки направленности педагогов ДОУ на инновационную деятельность оценивалась по их активная позиция к предлагаемым изменениям в режиме работы ДОУ, мотивированности к их реализации, а также умению самостоятельно находить нестандартные новые решения:
С целью установления взаимодействия
с родителями по физкультурно-оздоровительной
работе с детьми старшего дошкольного
возраста в детском саду и семье мы использовали
«Анкету для родителей». Исследование
уровня реализации индивидуально-
Эксперимент осуществлялся в ходе образовательной деятельности ДОУ. В педагогическом эксперименте принимали участие 24 педагога, 20 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста. Исследование психолого-педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду проводилось в групповом и индивидуальном режиме в равных условиях для всех педагогов, родителей и детей, в привычной для них обстановке.
Для определения
уровня сформированности каждого из предложенных
нами психолого-педагогических условий
были определены свои критерии: для оценки
направленности педагогов ДОУ на инновационную
деятельность, родительских отношений
к организации физкультурно-оздоровительной
работы и уровня реализации индивидуально-
Повторное исследование творческого уровня и направленности педагогов на инновационную деятельность проводилось с использованием теста «Ваш творческий потенциал» (приложение 1).
Характеристика исследуемых групп: в процессе исследования были обследованы:
Воспитатели - 24 человека, из них:
- 3 человека имеют педагогический стаж работы от 1 года до 3 лет;
- 10 человек имеют педагогический стаж работы от 3 до 10 лет;
- 5 человек имеют педагогический стаж работы от 10 до 20 лет;
- 5 человек имеют педагогический стаж работы от 20 до 30 лет;
- 1 человек имеет педагогический стаж работы свыше 30 лет.
Инструкция. Необходимо внимательно прочитать содержание анкеты и выбрать тот вариант ответа, который Вы считаете правильным (Приложение 1).
На основе повторно проведенного анкетирования педагогов мы выявили творческий уровень и уровень направленности на инновационную деятельность.
Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:
Рисунок 4 Уровень направленности педагогов на инновационную деятельность
Уровни направленности педагогов на инновационную деятельность:
Высокий 50% - 12 чел.
Допустимый 50% - 12 чел.
Критический 0% - 0 чел.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня направленности педагогов на инновационную деятельность.
Также вновь были проанализированы
планы непосредственно-
Следовательно, разработанная программа по управлению оптимизацией здоровьесберегающей среды в детском саду оказалась эффективной в работе с педагогами.
Исследование интереса родителей в детском саду проводилось повторно при помощи методики: «Анкета для родителей».
Цель: выявление интереса родителей к оздоровительной работе с ребенком в детском саду и в семье.
Респонденты: родители.
Инструкция. Прочитать внимательно предлагаемые утверждения и на бланке для ответов зачеркнуть крестиком номера тех утверждений, которые Вы можете отнести к себе или к Вашему ребенку (Приложение 2).
В результате проведенного опроса родителей мы определили, что большая часть родителей 75% (15 чел.) заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду и в семье, но у них не всегда хватает времени и знаний для организации данной работы в условиях семьи.
25% (5 чел.) родителей заинтересованы
в организации
Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:
Рисунок 5 Уровень интереса родителей к здоровьесбережению детей в детском саду и в семье.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению заинтересованности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду и в семье.
Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли повторно определить уровни физического развития детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики, проведенной в апреле 2012-2013 учебного года:
Высокий уровень 75% (30 детей);
Средний уровень 12,5% (5 детей);
Низкий уровень 12,5% (5 детей).
Для иллюстрации полученных данных, представим их в виде диаграммы:
Рисунок 6 Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста
Проведя анализ заболеваемости детей в I квартале 2013 года можно увидеть положительную динамику снижения заболеваемости детей.
Рис.7 Уровень заболеваемости детей МАДОУ ДС № 68
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста, а так же снижению заболеваемости.
Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, внедрение Программы по способствовало эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ.
Выводы по 2 главе
На системно-обобщающем этапе мы обобщили и описали проведение опытно-экспериментальной работы; дали оценку результативности исследования, систематизировали его результаты.
На основе повторно проведенного анкетирования педагогов мы выявили творческий уровень педагогов и их направленность на инновационную деятельность.
Сравнив данные, полученные
на первом этапе, с данными, полученными
после внедрения Программы, можно
сделать вывод о том, что внедрение
программы способствовало повышению
творческого уровня педагогв и их направленность
на инновационную деятельность. Также
вновь были проанализированы планы непосредственно-
Следовательно, разработанная Программа по управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ оказалась эффективной в работе с педагогами.
Исследование интереса родителей к взаимодействию по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду проводилось повторно при помощи методики: «Анкета для родителей».