Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
Цель программы: создание модели дошкольного учреждения, соединяющего образовательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания здорового ребенка.
Задачи программы.
Срок реализации программы 2011 – 2013гг.
Свою работу по реализации задач программы мы начали с обучения персонала. Педагогические работники прошли курсовую подготовку по проблеме здровьесбережения детей через систему повышения квалификации в ЧИППКРО и Уральском институте переподготовки врачей, а так же в ходе обучающих и практических семинаров, организованных в ДОУ.
Затем была пересмотрена система оздоровительной работы, в план оздоровления детей были включены: поливитамины, иммуномодуляторы, кислородный коктейль и препараты кальция; разработана схема закаливания, учитывающая возраст детей, подготовленность педагогического и обслуживающего персонала, сезонные изменения. В зависимости от возраста детей используется воздушное, водное закаливание, самомассаж начиная с групп раннего возраста – игровой массаж носа и ушной раковины, массаж стоп, гороховый массаж, дыхательная гимнастика.
Учитывая, что физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, в детском саду особое внимание уделяется физическому воспитанию детей.
Так как в детском саду
по проекту один музыкально-физкультурный
зал, перед нами остро встал вопрос
выполнения программы в образовательной
области «Физическая культура»,
для решения которой на территории
детского сада был построен стадион
с современным спортивным оборудованием
и специальным
Таблица 2.
Наименование оборудования |
Назначение |
Спортивная площадка | |
Гимнастический городок «Жираф» |
Развитие глазомера, меткости, ловкости, чувства равновесия. Укрепление мышц рук, ног, мышц спины. Скоординированная и согласованная работа рук и ног |
Гимнастический городок « |
Развитие равновесия, ловкости скоординированная и согласованная работа рук и ног, укрепление мышц всего туловища, рук, ног |
Детский игровой комплекс «Арктика» |
Развитие равновесия, вестибулярного аппарата, координации, укрепление мышц ног, рук. Развитие скоростно-силовых качеств. |
Стенка для метания |
Развитие глазомера, меткости. |
Дорожка «Змейка» |
Развитие равновесия, вестибулярного аппарата, скоростно-силовых качеств, Укрепление мышц брюшного пресса, ног, рук, спины. Преодоление страха перед препятствием. |
Детский спортивный комплекс |
Развитие глазомера, координации, ловкости, вестибулярного аппарата, согласованности работы рук ног. Укрепление мышц всего тела. |
Прогулочные площадки. | |
Детский спортивный комплекс |
Развитие координации, ловкости, равновесия, укрепление всего мышечного корсета. Комплекс предназначен для всевозможных видов перелазания, подлезания. |
Детский игровой комплекс |
Развитие координации, ловкости, силовых качеств. Укрепление мышц ног, рук. |
Так же было решено проводить
утреннюю гимнастику на улице для
старших дошкольников (ранее утренняя
гимнастика на улице была только
для групп НОДА). Таким образом,
непосредственно
При проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре используются разнообразные здоровьесберегающие приемы и методы организации детской деятельности:
Физкультурная деятельность разнообразна по форме и содержанию в зависимости от задач:
Для профилактики нарушений осанки в детском саду проводятся: коррегирующая гимнастика, ортопедиченская гимнастика, физические упражнения с использование фитбольных мячей, сон на ортопедических матрацах.
В зимний период дети старших и подготовительных групп занимаются ходьбой на лыжах. У детского сада есть договор с лыжной базой. Сотрудники лыжной базы готовят для детей лыжню в сосновом бору. И, если вначале были скептически настроены не только родители, но и отдельные педагоги, то оздоровительный эффект данной деятельности заставил всех пересмотреть свои взгляды.
Основная идея нашего
проекта: здоровый образ жизни
не формируется с помощью
Образовательная деятельность по формированию ценностей здорового образа жизни ведется во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в формировании самостоятельной деятельности через использование предметно-развивающей среды. Для этого в группах организованы сюжетно-ролевые, дидактические игры, лаборатории для экспериментирования, модели и схемы для самостоятельного решения задач.
Научные данные последних
лет и анализ опыта практической
работы психологов в учреждениях
образования свидетельствуют, что
основным фактором, предупреждающим
различные психические
Педагог-психолог ДОУ осуществляет в первую очередь следующую работу:
- сопровождает процесс
адаптации детей к ДОУ, с
целью создания условий для
психопрофилактической
- проводит психологическое
изучение детей для
- консультирует воспитателей,
администрацию, родителей по
- повышает уровень
- помогает решению проблем педагогов как профессионалов.
Для повышения эффективности
работы педагога-психолога в
В кабинете размещено следующее оборудование:
Наименование оборудования |
Назначение |
Фибероптический модуль «Солнечный домик» |
Мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета. |
Воздушно-пузырьковая трубка D15, H200см + мягкое основание 600Х600Х300 мм. |
Создание положительного эмоционального фона; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект. |
Проектор звездного неба «Laser Stars» |
Формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. |
Пучок фибероптических волокон с боковым свечением + источник света к фибероптичес-кому волокну FB-100, мощностью 100W. |
Создание положительного эмоционального фона; развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов. |
Напольный ковер «Звездное небо» |
Мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета. |
Проектор «Меркурий» со сменным колесом спецэффектов «Океан». |
Снижение напряжения, создание положительного эмоционального фона, стимуляция зрительных анализаторов. |
Сенсорные кресла. |
Мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление. |
Напольный стол с подсветкой для рисования песком. |
Снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие коммуникативных навыков; развитие воображения и творческих способностей детей. |
Генератор запахов «Эфа» с набором масел (12 шт.) |
Ароматерапия, снижение эмоционального и мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона. |
Тактильная панель. |
Обогащение тактильных ощущений детей и взрослых, стимуляция тактильных анализаторов.. |
Игровые сеансы в сенсорной
зоне позволяют уменьшить
Также в сенсорной зоне проводятся релаксационные сеансы для педагогов ДОУ, что позволяет сбрасывать эмоциональную напряженность у взрослых и повышает психологический комфорт сотрудников ДОУ.
Здоровье детей напрямую
зависит от качества питания. Поэтому
мы перешли на современные технологии
приготовления пищи. Закуплено и
установлено новое
Пароконвектомат сочетает в себе функции конвекционной печи и пароварочного аппарата. Благодаря возможности использования режима пароувлажнения он значительно оптимизирует работу, заменяет или значительно разгружает несколько видов оборудования: плиту, жарочный шкаф, конвекционную печь, опрокидывающуюся сковороду, пищеварочный котел, др. Применение пароконвектомата позволяет максимально эффективно использовать тепловое оборудование с наибольшей выгодой. С помощью одного аппарата можно запекать, готовить на пару, бланшировать. Пароконвектомат позволяет сохранить всю пищевую ценность и полезность продукта в условиях экономии энергоресурсов.
Протирочная машина обеспечивает качественное разделение протираемой массы на полуфабрикат и отходы, однородный и достаточно тонкий дисперсный состав протертого полуфабриката, дает максимальную степень измельчения.
В рамках оптимизации питания детский сад перешел на программу «Учет по питанию в ДДУ», разработанную ООО "Новые Технологии" г.Златоуст. Основная задача программы: автоматизация расчетов при формировании ежедневного меню-требования в ДОУ.
Работа в данной программе позволяет:
1. Ведение неограниченного числа готовых 10-дневных меню;
2. Ведение групп внутри каждого вида меню (ясли, детсад, персонал);
3. Ведение карточек раскладок блюд;
4. Ведение справочника продуктов (составляющих блюд) с их хранением, химическим составом, калорийностью, заменяемостью и группой продуктов;
5. Ведение журналов приходных и расходных накладных, меню требований, включая количественный и суммовой учет остатков продуктов на складе;
6. Расчет меню-требования на текущую дату: с заменой продуктов, с изменением числа питающихся, с печатью по утвержденной форме, с заменой блюд при отсутствии продуктов, с контролем срока годности продуктов на складе, с учетом особенностей меню для детей аллергиков, с контролем наличия списываемых продуктов на складе;