Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
Психолого-педагогические и
специальные знания – важное, но
недостаточное условие
Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизировано до навыков), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. И для оказания помощи ребенку дошкольного возраста в процессе самореализации в социуме воспитателю необходимо самому уметь ориентироваться в социуме, как в обычных, так и в меняющихся условиях.
Для реализации данных условий
необходима разработка современной
методической работы в ДОУ, представляющая
собой целостную системную
Методическая работа в
системе образования по развитию
профессиональной компетентности педагогов
должна опираться как на традиционные
формы работы: работа методического
кабинета образовательного учреждения,
методические объединения педагогов
и руководителей, методические центры,
факультеты повышения квалификации
педагогов и др., так и на современные,
соответствующие данному
Обобщая вышеизложенное, можно
сказать, что педагогическая компетентность
является способностью индивида эффективно
взаимодействовать с
Реализация второго условия базируется на том, что ни одна, даже самая лучшая программа по здоровьесбережению не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни [18, c.5].
Между родителями и детьми существуют наиболее сильные человеческие связи. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие и тем самым самореализацию. Эффективность реализации родительских функций подразумевает не только приобретение знаний, умений и навыков, направленных на создание условий для развития и воспитания ребенка, то есть его самореализации, но также формирование особых ролевых качеств. При этом способ взаимодействия с ребенком и окружающим его социумом задается отношением родителей к своей роли (В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко) [цит. по 13, c.10].
Логика изучения данного условия определяет задачу рассмотрения необходимых форм методической работы с родителями. Мероприятия с родителями направленные на их воспитание, как утверждает М. Фин, своей целью имеют распространение информации, знаний и навыков в развитии разных аспектов деятельности детей. Р. Якку-Сихвонен же считает важным развитие у родителей черт воспитателей, то есть это своего рода помощь в выполнении ими функций воспитателей. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагог позволяют утверждать, что развитие ребенка, становление его как полноценной личности социума зависит от постоянного саморазвития родителей, от овладения различными методами работы с дошкольником, внутренней атмосферы, взаимоотношений и образа жизни семьи. В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, ее вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность, повышение интереса к своему ребенку как к саморелизующейся личности, активизация педагогического самообразования родителей – одна из целей работы педагогов с семьей [цит. по 38, c.27].
Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые навыки.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.
Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
В этих целях хорошо используются:
- информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
- различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;
- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
- совместные физкультурные досуги, праздники;
- анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби [11, c.45-48].
Третье условие - реализовывать
индивидуально-
Для того чтобы влиять на оздоровление и физическое развитие ребенка, необходимо изучить все особенности (физиологические, интеллектуальные) основных показателей развития и оценить уровень этого развития в соответствии с программными требованиями и диагностическими установками. С этой целью обычно в начале и в конце учебного года рекомендуется проводить психолого-педагогическую диагностику.
Диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с детьми, позволяет точно учитывать их потребности по всем направлениям развития, систематизировать всю работу детского сада и более объективно оценивать результаты педагогической деятельности.
Установить правильный режим, наметить план дальнейших занятий с детьми, дать родителям совет по воспитанию ребенка можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обучение детей будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный повседневный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением [34, c.19].
Наряду с ежедневным наблюдением за поведением ребенка необходимо контролировать ход физического и психического развития. Имеется много показателей, характеризующих физическое развитие детей. Основными из них являются: рост, вес, окружность головы и груди; многочисленные показатели нервно-психического развития; познавательное развитие, эмоционально-социальное развитие, бытовые навыки, физическое, речевое развитие. Своевременность их формирования, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения.
Развитие ребенка может соответствовать возрасту. В других случаях может наблюдаться и отставание в развитии. Если это происходит, то требуется обязательная дополнительная индивидуальная работа с ребенком, чтобы на следующем возрастном этапе отставание не происходило.
Для правильного планирования содержания и методов воспитания необходимо знать работоспособность, индивидуальные особенности, уровни развития, способности каждого ребенка [31, c.244].
Мониторинг физического развития детей целесообразно проводить инструктору по физической культуре, используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста».
После каждого раздела в программе указаны уровни освоения программы: низкий, средний, высокий. Соответственно этим уровням авторами разработаны основные показатели, по которым педагог соотносит результаты диагностики с использованием специального дидактического материала, наблюдений, создания специальных ситуаций.
В начале учебного года обязательно проводится диагностика вновь поступивших детей. Если выявляется низкий уровень развития по тем или иным разделам, на основе данных результатов планируется индивидуальная работа с этими детьми. Обязательно подводятся общие итоги диагностики, на основе которых планируется дальнейшая воспитательно-образовательная работа в детском коллективе.
Промежуточная диагностика проводится в январе месяце только тех детей, которые показали низкий или ниже среднего уровни усвоения программы [23, c.4].
В течение года в процессе
общения и занятий с детьми
может проводиться экспресс-
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Как правило, существенная разница в развитии между обследуемыми детьми становится основанием для осуществления индивидуального подхода при проведении воспитателем развивающих занятий, требует от него личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольника, тщательного продумывания и планирования педагогических задач, заданий, элементов, упражнений и др. [23, c.28]
Таким образом, последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.
Выводы по первой главе
Одной из основных
задач дошкольных учреждений на современном
этапе развития системы образования
является оптимизация