Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………


31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………


2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….


44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………



52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….


64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту.docx

— 480.61 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические и  специальные знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности воспитателя, так как  многие теоретико-практические и методологические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков [49, с. 167].

Структура профессиональной компетентности педагога понимается через  педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно  разворачивающихся действий (часть  которых может быть автоматизировано до навыков), основанных на теоретических  знаниях и направленных на решение  педагогических задач. И для оказания помощи ребенку дошкольного возраста в процессе самореализации в социуме  воспитателю необходимо самому уметь  ориентироваться в социуме, как  в обычных, так и в меняющихся условиях.

Для реализации данных условий  необходима разработка современной  методической работы в ДОУ, представляющая собой целостную системную деятельность, которая основана на достижениях  современной науки и практики. Именно этот вид деятельности способствует совершенствованию и развитию профессиональной компетентности педагогов.

Методическая работа в  системе образования по развитию профессиональной компетентности педагогов  должна опираться как на традиционные формы работы: работа методического  кабинета образовательного учреждения, методические объединения педагогов  и руководителей, методические центры, факультеты повышения квалификации педагогов и др., так и на современные, соответствующие данному времени. К последним относятся формы методической работы, рассматриваемые с позиции трех управленческих уровней: стратегический (научно-методический совет), тактический (предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерские и научно-исследовательские коллективы) и информационно-аналитический (экспертная комиссия). Для организации отдельных форм работы с педагогами (лекции, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы и др.) желательно привлекать специалистов из средних и высших педагогических учебных заведений. Традиционные и современные формы работы методической службы могут осуществляться в разных видах ДОУ [7, c.50].

Обобщая вышеизложенное, можно  сказать, что педагогическая компетентность является способностью индивида эффективно взаимодействовать с окружающими  его людьми в системе межличностных  отношений, а именно, умение ориентироваться  в социальных ситуациях, правильно  определять личностные особенности  и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы  взаимодействия и реализовывать  эти способы в духовно-творческой деятельности. Компетентность воспитателя  включает личное стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации в социуме и создание педагогических условий для социального развития и самореализации ребенка старшего дошкольного возраста, выполнение своих профессиональных функций. В то же время важно отметить, что методическая служба ДОУ должна вести целенаправленную работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности.

Реализация второго условия  базируется на том, что ни одна, даже самая лучшая программа по здоровьесбережению не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни [18, c.5].

Между родителями и детьми существуют наиболее сильные человеческие связи. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между  родителями и детьми всегда тесно  связаны с характером взаимоотношений  между самими родителями, образом  жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система  семейных взаимоотношений, которая  дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его  развитие и тем самым самореализацию. Эффективность реализации родительских функций подразумевает не только приобретение знаний, умений и навыков, направленных на создание условий для развития и воспитания ребенка, то есть его самореализации, но также формирование особых ролевых качеств. При этом способ взаимодействия с ребенком и окружающим его социумом задается отношением родителей к своей роли (В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко) [цит. по 13, c.10].

Логика изучения данного  условия определяет задачу рассмотрения необходимых  форм методической работы с родителями. Мероприятия с родителями направленные на их воспитание, как  утверждает М. Фин, своей целью имеют распространение информации, знаний и навыков в развитии разных аспектов деятельности детей. Р. Якку-Сихвонен же считает важным развитие у родителей черт воспитателей, то есть это своего рода помощь в выполнении ими функций воспитателей. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагог позволяют утверждать, что развитие ребенка, становление его как полноценной личности социума зависит от постоянного саморазвития родителей, от овладения различными методами работы с дошкольником, внутренней атмосферы, взаимоотношений и образа жизни семьи. В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, ее вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность, повышение интереса к своему ребенку как к саморелизующейся личности, активизация педагогического самообразования родителей – одна из целей работы педагогов с семьей     [цит. по 38, c.27].

 Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые навыки.

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.

Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и  методикам, поэтому разнообразны формы  и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже  утвердившиеся в этой области, так  и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

-   информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

-   различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

-   семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;

-   «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;

-   совместные физкультурные досуги, праздники;

-   анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби [11, c.45-48].

Третье условие - реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. Планирование воспитательно-образовательной  работы предусматривает гармоничную  организацию воспитания с учетом возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей детей, а также использование соответствующих их развитию форм, методов организации воспитания и обучения на основе современных данных психологической и педагогической науки [32, c.24].

Для того чтобы влиять на оздоровление и физическое развитие ребенка, необходимо изучить все особенности (физиологические, интеллектуальные) основных показателей развития и оценить уровень этого развития в соответствии с программными требованиями и диагностическими установками. С этой целью обычно в начале и в конце учебного года  рекомендуется проводить психолого-педагогическую диагностику.

Диагностика обеспечивает научный  подход к организации работы с  детьми, позволяет точно учитывать  их потребности по всем направлениям развития, систематизировать всю  работу детского сада и более объективно оценивать результаты педагогической деятельности.

Установить правильный режим, наметить план дальнейших занятий с  детьми, дать родителям совет по воспитанию ребенка можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние  здоровья ребенка и уровень его  развития в данное время. Обучение детей  будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку  дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный повседневный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением [34, c.19].

Наряду с ежедневным наблюдением  за поведением ребенка необходимо контролировать ход физического и психического развития. Имеется много показателей, характеризующих физическое развитие детей. Основными из них являются: рост, вес, окружность головы и груди; многочисленные показатели нервно-психического развития; познавательное развитие, эмоционально-социальное развитие, бытовые навыки, физическое, речевое развитие. Своевременность их формирования, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения.

Развитие ребенка может  соответствовать возрасту. В других случаях может наблюдаться и  отставание в развитии. Если это  происходит, то требуется обязательная дополнительная индивидуальная работа с ребенком, чтобы на следующем  возрастном этапе отставание не происходило.

Для правильного планирования содержания и методов воспитания необходимо знать работоспособность, индивидуальные особенности, уровни  развития, способности каждого ребенка [31, c.244].

Мониторинг физического развития детей целесообразно проводить инструктору по физической культуре, используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста».

После каждого раздела  в программе указаны уровни освоения программы: низкий, средний, высокий. Соответственно этим уровням авторами разработаны основные показатели, по которым педагог соотносит результаты диагностики с использованием специального дидактического материала, наблюдений, создания специальных ситуаций.

В начале учебного года обязательно  проводится диагностика вновь поступивших  детей. Если выявляется низкий уровень  развития по тем или иным разделам, на основе данных результатов планируется  индивидуальная работа с этими детьми. Обязательно подводятся общие итоги  диагностики, на основе которых планируется  дальнейшая воспитательно-образовательная  работа в детском коллективе.

Промежуточная диагностика  проводится в январе месяце только тех детей, которые показали низкий или ниже среднего уровни усвоения программы [23, c.4].

В течение года в процессе общения и занятий с детьми может проводиться экспресс-диагностика, которая позволяет отслеживать динамику развития у отдельных детей. Причем, уже имея предварительные данные об уровнях развития детей, педагог может осуществлять дифференцированный подход: в индивидуальных планах развития детей воспитатель оперативно планирует работу по коррекции и развитию (от низкого уровня или отдельных низких показателей к нормированному и выше) ребенка на основе соответствующих упражнений, игр, рекомендованных программой, а для детей с более высоким уровнем развития педагог намечает усложнение задач с учетом эвристических и оригинальных заданий.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Как правило, существенная разница в развитии между обследуемыми детьми становится основанием для осуществления индивидуального подхода при проведении воспитателем развивающих занятий, требует от него личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольника, тщательного продумывания и планирования педагогических задач, заданий, элементов, упражнений и др. [23, c.28]

Таким образом, последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.

 

 

 

Выводы по первой главе

Одной из основных задач дошкольных учреждений на современном  этапе развития системы образования  является оптимизация здоровьесберегающей среды и оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения усилий большого круга специалистов разного профиля, а также разрешения возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогами и родителями, где управление процессами здоровьесбережения рассматривается как формирование и регулирование организационных взаимодействий на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и социума, которые позволяют своевременно разрабатывать систему мер, влияющих на состояние здоровья детей.

Информация о работе Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения