Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного  отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

1.1 Понятие и сущность  здорового образа жизни

1.2  Условия формирования  здорового образа жизни младших  школьников на уроках русского  языка

Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов

2.1.Изучение исходного уровня здоровья  учащихся начальных классов, анализ медицинских карт

2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема здоровья приобретает глобальный характер и особенно проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, как одного из условий успешного  социального и экономического развития нашей страны. В соответствии с  Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится  к приоритетным направлениям государственной  политики в области образования.  В Конвенции по правам ребёнка  прописано его право на здоровый рост и развитие.

 Идея здоровьесбережения  учащихся в образовании красная  нить национального проекта «Образование»,  президентской инициативы «Наша  новая школа», Федеральных государственных  образовательных стандартов. Формирование  здорового образа жизни должно  происходить непрерывно и целенаправленно.  Особенно актуальна эта проблема  для начальной школы, что связано  с кардинальными изменениями  в привычном укладе жизни ребенка,  освоением им новой социальной  роли «ученик». Высокий процент  первоклассников приходит в школу  с врожденными, приобретенными  заболеваниями. Стандарт второго  поколения обеспечивает формирование  знаний, установок, ориентиров и  норм поведения, обеспечивающих  сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного  отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска  здоровья и т.д. Охрана здоровья  подрастающего поколения является  важнейшей государственной задачей  не только потому, что определяет  качество жизни (и, в частности,  обучения) ребенка, но и в силу  того, что фундамент здоровья  взрослого населения страны закладывается  в детском и подростковом возрасте.

Здоровье современных  школьников – серьезная национальная проблема. Учебный день школьника  насыщен значительными умственными  и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».         Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребенка являются социально – экономические, экологические, медицинские, а также внутришкольные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья через приобщение к здоровому образу жизни в своей педагогической деятельности.

Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своем классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного  развития школьника. По выражению академика  Д.В.Колесова, «… только при таком  подходе может быть реализован принцип  «здоровье через образование».

Урок - это основная единица  образовательного процесса. Популяризация  идеи здорового образа жизни должна проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка и литературы. В  наше время накоплено большое  количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель-словесник  должен использовать такую информацию на своих уроках как можно чаще.  Помимо того, что на уроках русского языка проводятся различные виды диктантов по темам: «Грипп, его виды, профилактика», «Туберкулез» и т.д., необходимо, по возможности, при изучении какого-либо материала использовать тексты, несущие в себе идеи здорового образа жизни.

      Русский  язык – один из основных  предметов начальной школы. Уроки  русского языка занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение русскому  языку, существенно зависит и  состояние здоровья детей. Общеизвестно  также, что именно затруднения  в изучении русского языка  часто являются главными причинами  психологического дискомфорта, повышения  уровня тревожности детей, ведущих  к снижению адаптивных возможностей  организма, а следовательно, к  снижению качества здоровья. В  последнее время интерес к  проблеме здоровья учащихся значительно  вырос, в частности, в связи  с появлением новой научной  дисциплины – валеологии.

        Несомненно, валеологические исследования способствуют  отыскиванию способов организации  процесса, «безвредных для здоровья».  Однако валеология исследует  эти вопросы внешним по отношению  к содержанию и методам обучения  конкретному предмету образом.

Между тем психологическое  и физическое состояние ребенка  на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель  в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему учат ребенка, как организован учебный  материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько  само содержание обучения позволяет  ученику чувствовать себя значимым, однако, в практической деятельности мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны процесс должен укреплять здоровье детей, а с другой с проблемой ухудшения состояния здоровья школьников в процессе обучени.

В связи с этим, одной  из приоритетных задач нового этапа  реформы системы образования стало формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Актуальность этой проблемы определила тему курсовой работы «Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка».

ОБЪЕКТ: формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.

ПРЕДМЕТ: условия, формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные  понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Изучить  состояние  здоровья  учащихся начальных  классов.

4. Теоретически обосновать  условия формирования здорового  образа жизни младших школьников  на уроках русского языка

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический  анализ психолого- педагогической и  методической литературы, беседа с  педагогами учащихся,  анализ медицинских карт учащихся , анализ исследования, педагогический эксперемент (констатирующий этап), количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Базой эксперементального исследования явилась МОУ СОШ №7   г. Нефтеюганска. Исследованием на костатирующем этапе было охвачено         49   учащихся начальных классов (1 «А» и 1 «Б»), 2 учителя начальных классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • Конкретизированы понятия «Здоровье», «Здоровый образ жизни».
  • Установлено  состояние здоровья  учащихся начальных классов.
  • Разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию здорового образа жизни у учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Структура и объем  курсовой работы состоит из введения, двух глав (теоритической и эксперементальной), заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА І Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования   здорового  образа жизни у младших школьников.

1.1Понятие и сущность здорового образа жизни (ЗОЖ) 

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая  задача современности, в комплексном  решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами  и общественностью необходимо так  организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень  здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для  этого педагогам необходимо иметь  четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования. Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося  английского философа Джона Локка  заключенное в трактате «Мысли о  воспитании»: «Здоровый дух в  здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в этом мире. Кто обладает и тем  и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь  и здоровье составляет главный предмет  заботливости внушаемой каждому  человеку природой. Заботы о собственном  здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет  добродетели, называемой благоразумием» «Оно не допускает нас рисковать  нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» (21, с.241)

Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал  о положительном влиянии физического  воспитания на здоровье человека: «Задача  этого рода воспитания заключается  в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более  здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» (1., с.29) «Совершенство физического  воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном  устройстве стремятся воспитать  сильных и крепких граждан. Такие  люди и будут счастливы, и более  способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес  государства» (1., с.43)

Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам  человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной  и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым  главным делом: сохранением и  размножением народа, в чем состоит  величество, могущество и богатство  всего государства” (21, с.301-302) В обращении  он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения  культуры, научных и медицинских  знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора” (21, с.312).

Большое значение Ломоносов  придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в  появлении многочисленного здорового  поколения русских людей. Также  раскрыл влияние среды, окружения  на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви  нет, не надежно и плодородие”, включение  молодых людей в трудовую деятельность.

Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка