Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
По мнению Э.Н.Вайнера, понятие
образа жизни следовало бы определить
как способ жизнедеятельности человека,
которого он придерживается в повседневной
жизни в силу социальных, культурных,
материальных и профессиональных обстоятельств.
В таком определении особенно
следует выделить культурологический
аспект, который подчеркивает, что
образ жизни не тождественен условиям
жизни, которые лишь опосредуют и
обусловливают образ жизни
Важнейшее значение в обеспечении
образа жизни приобретает личностный
компонент, который предполагает установление
образа жизни в зависимости от
наследственных типологических особенностей
человека, наследственно обусловленных
или приобретенных заболеваний
либо нарушений состояния его
регуляторно-адаптивных систем или
иммунитета, уровня валеологического
воспитания, жизненных целевых установок,
имеющихся доступных социально-
Следовательно, образ жизни - это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.
Ю.П.Лисицин включает в
образ жизни четыре категории: экономическую
- уровень жизни, социологическую - качество
жизни, социально-психологическую - стиль
жизни и социально-
Двадцатый век дал людям
электричество, радио, телевидение, современный
транспорт и много других благ.
Медицина избавила человека от ряда инфекционных
заболеваний, дала ему различные
способы и средства лечения болезней.
Однако, двадцатый век принес уменьшение
объема двигательной активности человека,
увеличение нервно-психического и других
видов стресса, химического загрязнения
внешней и внутренней среды и
другие негативные явления, связанные
с научно-техническим
Тысячи поколений наших
предков жили и работали в тесном
общении с природой, синхронно
природным ритмам. Вставали с утренней
и засыпали с вечерней зарей. Каждое
время года имело свой трудовой настрой,
свой режим жизни. Теперь же люди живут
в ритме производственного
Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.
Наиболее плавно взаимосвязь
между образом жизни и
Здоровый образ жизни
объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных
и бытовых функций в
Б.Н.Чумаков считает, что здоровый образ жизни - активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, оказывающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция
характеризует нездоровый образ
жизни, связанный с дискомфортом,
накоплением отрицательных
«Где тонко, там и рвется» - изречение, которое подходит для характеристики отрицательного воздействия на здоровье человека нездорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом.
Гиппократ специфическим
элементом здорового образа жизни
считал здоровье человека, а Демокрит
- духовное начало. Стремление к достижению
здоровья за счет какого-либо одного средства
принципиально неправильно, поскольку
не охватывает всего многообразия взаимосвязей
функциональных систем, формирующих
организм человека, и связей самого
человека с природой - всего того,
что в конечном итоге определяет
гармоничность его
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье
1.2 Условия формирования
здорового образа жизни
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.
Но за годы обучения в школе ребёнок не только формируется как личность, он растёт. В его организме происходят важнейшие изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остаётся одной из основных.
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и должна школа.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье человека отнесено к приобретённым направлениям государственной политики в области образования. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста.
Винить только школу в “нездоровье” детей было бы не совсем правильным. Ведь существуют факторы, которые влияют на здоровье детей. Это и экологические, и биологические, и социокультурные.
Тем не менее, по данным Министерства Образования России, среди причин явного неблагополучия со здоровьем учащихся 21% составляют факторы внутришкольной среды.
Сюда можно отнести следующие факторы:
Интенсификация учебного процесса;
Нерациональная организация учебной деятельности (несколько контрольных работ в один день; к/р после выходного дня)
Санитарно-гигиенические условия;
Психологический фон во время занятий;
Организация учебного процесса;
Организация физкультурно-оздоровительной работы;
Динамика заболеваемости;
Функциональная неграмотность родителей, педагогов в вопросах охраны и здоровья детей;
Направления здоровьесберегающих технологий;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Чем крепче здоровье ребёнка,
тем эффективнее будет и
Педагоги видят выход решения ситуации в овладении необходимыми здоровьесберегающими приёмами и методами.
Здоровьесберегающие
технологии - предполагают совокупность
педагогических, психологических и
медицинских воздействий,
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации
учебной работы был и остаётся
урок, на котором должно
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки
– количество уроков и их
продолжительность, включая
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-
От соблюдения гигиенических
и психолого-педагогических
Здоровьесберегающее обучение направлено на– обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через:
-учет особенностей класса
(изучение и понимание
-учет периодов
учет возрастных и
физиологических особенностей
-наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- создание благоприятного
психологического фона на
использование приемов,
способствующих появлению и
- наличие в содержательной
части урока вопросов, связанных
со здоровьем и здоровым
- создание условий для
самовыражения учащихся; инициацию
разнообразных видов
Успешность любой
Приводит к – предотвращению
усталости и утомляемости; повышению
мотивации к учебной
И чтобы результативно
реализовать
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечивающая комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного
отношения к детям,