Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

12.Наличие на уроке эмоциональных  разрядок: шуток, улыбок, использование  юмористических картинок, поговорок,  афоризмов с 

комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.

13.В соответствии с  особенностями каждого обучающегося  учитель составляет задания, разные  по степени сложности и требующие  разнообразных видов деятельности:

обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы  предлагаются сложные и большие  по объему задания;

школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы  даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят   нагрузку, прекрасно  работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы  предлагаются задания средней или  низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята  быстро устают, им нужно  часто менять виды деятельности.

Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в  состоянии длительное время сосредоточиться  на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

14.Темп и окончание  урока:

-спокойное завершение урока:  учащиеся имеют возможность задать  учителю вопросы, учитель может  прокомментировать задание на  дом.

 Урок - это основная единица образовательного процесса. Формирование здорового образа жизни должно проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка и литературы. Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление убеждения, что самое ценное в жизни -  это здоровье, должно происходить во время учебного и внеучебного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы наряду со здоровьесберегающими технологиями могут стать неотъемлемой частью современного образования.        В работе с учащимися, на уроках русского языка и литературы, целесообразно применять технологии,  направленные  на сохранение физического здоровья  учащихся.

Цель здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения:

      • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
      • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
      • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов  учебно-образовательного процесса: организация  рационального учебного процесса в  соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Основной показатель данной технологии - регулярная диагностика  состояния здоровья учащихся.

Соблюдение СанПиН – непременное  условие урока, содержащего усиленный  здоровьесберегающий компонент. Сюда входит:

    • соблюдение в кабинете воздушного режима;
    • оптимальный уровень освещенности рабочего места;
    • соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям размер школьной  мебели.

Хорошо дидактически «проработанный»  урок предусматривает:

1) оптимальный объём учебной  информации;

2) дозированное распределение  заданий по степени сложности;

3) смену видов деятельности;

4) проведение динамической  паузы, гимнастики для глаз;

5) релаксацию.

         Ценностное отношение школьников  к собственному здоровью может  быть сформировано только в  том случае, если  эмоционально  – психологический климат в  классе, в котором учится ребёнок,  отличается доброжелательностью,  доверительностью, сотворчеством учителя  и ученика.

Для профилактики мышечной и  нервно-психической напряжённости  на уроке можно использовать  различные тренинги:

  • расслабляющие различные группы мышц;
  • задающие ритм всему организму;

      Для снятия  напряжённости и усталости во  время урока  можно предложить  школьникам выполнять несложные  упражнения для саморегуляции.

Проводить  различные  интегрированные  внеклассные мероприятия (“Дни Здоровья”) ребенок готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность.

В то же время из урока  в урок должна тянуться ниточка растущего  знания по этой теме. И надо полнее использовать возможности других уроков. Например, уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у  ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности  за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической  культуре.

Для этой цели можно использовать такой вид наиболее употребительных  письменных грамматико-орфографических  упражнений, как диктанты.

Различаются слуховые, зрительные, свободные, творческие, выборочные, комбинированные, объяснительные, предупредительные  и другие виды диктантов. Письмо диктантов  может сопровождаться различными дополнительными  грамматическими и орфографическими заданиями.

Следующие тексты диктантов  дадут возможность каждому учителю  не только проверить грамотность  своих воспитанников, но и научить  ребенка быть здоровым душой и  телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

 Каждый учитель, в  соответствии с подготовленностью  класса, сообщает о постановке  знаков препинания, неизученных  орфограммах.

Ваше здоровье.

Ваше здоровье – самое  ценное, что у вас есть. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На всю жизнь вам  дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.

Сегодня вы думаете, что будете здоровы всегда. Но вы ошибаетесь. Внимательно  посмотрите на окружающих вас людей. Все ли могут похвалиться крепким  здоровьем? Один из главных показателей  здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может  быть и долголетия. Запомните –  необходимо заботиться о себе и своем  здоровье уже сейчас!

Инфекционные  болезни.

Мы часто говорим о  заразных болезнях. В медицине такие  болезни называются инфекционными. В переводе с латинского языка  слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки).

Инфекция распространяется микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек  и книг.

Чтобы не заразиться инфекционными  болезнями, надо знать и соблюдать  правила личной гигиены.

Основное требование личной гигиены – чистая кожа. Микробы  с грязной кожи рук попадают в  рот и вызывают инфекционные заболевания.

Чаще мойся – воды не бойся!

Что такое табак?

Табак – это однолетнее растение, высушенные листья которого используют для курения. В состав листьев табака входит никотин. Никотин  – один из сильнейших ядов и основная часть табачного дыма.

Говорят, что капля никотина убивает лошадь. Мы часто не вдумываемся  в смысл этих слов. А ведь действительно  убивает! Большое красивое животное падает от капли страшного яда.

Многие считают, что вред приносит только никотин. На самом деле вреден и табачный дым. В нем содержится масса вредных для организма  соединений и веществ.

Люди с сигаретами –  большие эгоисты. Они заставляют невинных окружающих вдыхать эту  отраву. Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить  виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все  это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом..

Различные тестовые задания  с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание  ошибок, на поиск ошибок позволяет  избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём  всех видов диктантов, тектов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом  классе необходимо в течение урока  проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

 Русский язык –  богатый язык, он вмещает в  себя всю мудрость и весь  исторический опыт народа. В нем  найдутся крылатые выражения  и поговорки на все случаи  жизни. Их можно объединить  в "Словарь мудрых мыслей".

Желательно, чтобы ученики  завели такой "Словарь…"и делали в нем записи:

"Кто жаден до еды,  тот дойдёт до беды",

"По яблоку в день  – и доктор не нужен",

"Ешь просто - доживёшь  лет до ста",

"Здоров на еду, да  хил на работу".

"Больному и мед не  вкусен, а здоровый и камень  ест".

Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением  физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для  стимулирования мышления).

На уроках русского языка  физпауза возможна во время работы со словарными словами. Учащиеся “пишут”  предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом  и т.д.

Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные  слова.

Необходим постоянный контроль и над сидением детей. Учителю  надо видеть, чтоб дети не склоняли голову над столом ниже допустимого предела  – 20 см.

Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические  упражнения. Некоторые из них:

1. Колечко

Поочерёдно и как можно  быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный, средний  и т.д. Упражнение выполняется в  прямом (от указательного пальца к  мизинцу) и в обратном (от мизинца  к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется  каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Ухо – нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой -за противоположное  ухо. Одновременно отпустить ухо  и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью  до наоборот.

Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:

“Стрелять глазами” - влево - вправо, вверх - вниз.

Глазами рисует какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот)

Глазами написать число, месяц, год рождения.

В целом, предложенный режим  повышает активность детей и познавательные способности. Оптимальная двигательная активность – это здоровье.

Ещё А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние  здоровья. Поэтому очень важно  владение учителем валеологической  грамотностью.

На уроках русского языка  валеологическое воспитание осуществляется с включением в урок валеологических  вставок.

Валеологическая вставка  – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления  и может пригодиться ему в  жизни.

Так во время синтаксической минутки, к примеру, возможна валеологическая  вставка.

Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково  кусты пожелтевшего шиповника.

Валеологическая вставка  о шиповнике, что он в 16-17 веке ценился  дороже золота, на него меняли ценные меха. Витамина С в 40 раз больше, чем  в лимоне, в 2 раза больше в чёрной смородине.

Тополь – чемпион  среди деревьев.

Валеологическая вставка  о тополе, что он хороший поглотитель  пыли, снижает летом температуру  на 10-15 градусов, увеличивает влажность  воздуха на 15-30%.

Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка