Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Технология уровневой дифференциации обучения. Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.
Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, "работают" на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Таким образом,
личностно ориентированный
Результатом
здоровьесберегающего
2.1. Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
На первом этапе экспериментальной работы была проведена работа по изучению медицинских карт с целью выявления уровня здоровья учащихся начальных классов.
Таблица1.
Группа здоровья | |||
I |
II |
III |
IV |
4% |
89,7% |
6,3% |
-- |
Таблица2.
Физкультурная группа | ||
основная |
подготовительная |
специальная |
96% |
4% |
---% |
Таблица 3.
Физическое развитие | ||
нормосоматическое |
гиперсоматическое |
гипосономическое |
94% |
4% |
2% |
Таблица4.
Паталогия | |
Выявленная патология |
Кол-во человек |
Снижение остроты зрения |
10,2% |
Паталогия речи |
28,5% |
Нарушение осанки |
4% |
Пласкостопие |
14,2% |
Сколиоз |
17% |
Таблица4.
На диспансерном учете | |
Заболевания органов дыхания |
4% |
Заболевание органов пищеварения |
2% |
Заболевание органов мочеполовой системы |
6,2% |
Заболевания кожи |
4% |
Проанализировав медицинские
карты, 1 «А», и 1 «Б» классов (49детей)
можно сделать следующие
Одним из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста является сколиоз, который приводит к серьезным нарушениям общего функционального состояния организма, механизма дыхания, хронической гипоксии, вызывает гипертонию в малом круге кровообращения, различного рода аритмии.
У большинства детей здоровье ослаблено. Особенную тревогу вызывает состояние осанки учащихся. Поэтому в школе необходимо, по возможности, правильно подбирать мебель, следить за посадкой учащихся на уроках, проводить физкультпаузы.
Плохие показатели имеет и сердечнососудистая система. Сердце не достаточно тренировано. Ударный объем сердца не тренированного человека небольшой, так как сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому при нагрузках происходит увеличение сердечных сокращений и сердце долго восстанавливает свой ритм.
Многие учащиеся имеют
избыточную массу тела. В основном,
это результат неправильного
питания и ведение
Для выявления используемых учителями методов, способов, средств формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов использована беседа.
Результаты, полученные в ходе беседы с учителями, позволяют сделать некоторые выводы относительно деятельности учителей, направленной на формирование здорового образа жизни учащихся начальных классов. (Приложение 1). Проанализировав полученные ответы, был сделан следующий вывод: каждый учитель заботится о здоровье своих воспитанников, но вкладывает в этот процесс своё видение и понимание проблемы. Другими словами, среди педагогов нет единого подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся .
Таким образом, сами
учителя имеют разные взгляды
на проблему здоровья детей
и пути профилактики заболеваний.
Ответы указывают на знание
способов формирования
Итак, на основе анализа медицинских карт, сравнения и сопоставления их с информацией, полученной в результате беседы учителями сделан вывод:
Констатирующий эксперимент
показал, что в практике
Поэтому, я считаю, что необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Здоровьесберегающее обучение:
- направлено на обеспечение
физического и психического
- опирается на принципы
природосообразности,
- приводит к повышению
мотивации учебной
-достигается через учёт
особенностей класса (изучение и
понимание человека); создание благоприятного
психологического фона на
1.Обстановка и гигиенические
условия в классе (кабинете): температура
и свежесть воздуха;
2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.
3.Средняя продолжительность
и частота чередования
4.Различные методы
5.Чередование видов
6.Наличие и выбор
на уроке методов,
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).
7.Место и длительность
8.Физкультминутки и другие. оздоровительные
моменты на уроке – их место,
содержание и
9.Наличие в содержательной
10.Наличие у учащихся
11.Психологический климат на уроке
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).
На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:
выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».
Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся.
Если знания ученика ниже требуемого
уровня, ему предоставляется
Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для мотивации познавательной деятельности учащихся.
Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка эффективно используются межпредметные связи, т.е. привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции с другими предметами. Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала.