Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Технология уровневой  дифференциации обучения. Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.

Без применения здоровьесберегающих  технологий на уроках русского языка  не обойтись, т.к. они, в свою очередь, "работают" на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать  в комплексе.

Большое значение имеет организация  урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает  время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время  объяснительного диктанта целесообразно  не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

      Таким образом,  личностно ориентированный подход  к обучению, отсутствие стрессовых  ситуаций, оптимальный объём домашнего  задания, предупреждающий перегрузку  учащихся, «модульный» подход к  выполнению домашнего задания,   формируют ту гигиеническую и  позитивную психологическую среду,  в которой приоритеты отдаются  поведению с ориентацией на  здоровье.

      Результатом  здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств (улучшение памяти, внимания) логики и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни:

    • формируется  не только потребность в здоровом образе жизни, но и отношение к человеку и его здоровью как к ценности;
    • вырабатывается понимание сущности здорового образа жизни; индивидуальный способ безопасного поведения;
    • повышается мотивация учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Изучение исходного  уровня здоровья  учащихся начальных классов, анализ медицинских карт

На первом этапе экспериментальной  работы была проведена работа по изучению медицинских карт с целью выявления уровня здоровья учащихся начальных классов. 

Таблица1.

Группа здоровья

I

II

III

IV

4%

89,7%

6,3%

--





 

Таблица2.

Физкультурная группа

основная

подготовительная

специальная

96%

4%

---%




 

 

 

Таблица 3.

Физическое развитие

нормосоматическое

гиперсоматическое

гипосономическое

94%

4%

2%




 

 

Таблица4.

Паталогия

Выявленная патология

Кол-во человек

Снижение остроты зрения

10,2%

Паталогия речи

28,5%

Нарушение осанки

4%

Пласкостопие 

14,2%

Сколиоз

17%


 

Таблица4.

На диспансерном учете

Заболевания органов дыхания

4%

Заболевание органов пищеварения

2%

Заболевание органов мочеполовой  системы

6,2%

Заболевания кожи

4%


 

Проанализировав медицинские  карты, 1 «А», и 1 «Б» классов (49детей) можно сделать следующие выводы: с I группой здоровья 4% детей (2чел), со  II группой здоровья89,7% детей (44 чел), с   III группой здоровья 6,3 % (3чел).  Из них 10,2% имеют снижение остроты зрения, 28,5% страдают патологией речи, 4% детей с нарушением осанки и 14,2% с плоскостопием. 16,2% детей (8чел) состоят на диспансерном учете.

Одним из часто встречающихся  заболеваний у детей младшего школьного возраста является сколиоз, который приводит к серьезным  нарушениям общего функционального  состояния организма, механизма  дыхания, хронической гипоксии, вызывает гипертонию в малом круге кровообращения, различного рода аритмии.

У большинства  детей здоровье ослаблено. Особенную тревогу вызывает состояние осанки учащихся. Поэтому  в школе необходимо, по возможности, правильно подбирать мебель, следить  за посадкой учащихся на уроках, проводить  физкультпаузы.

Плохие показатели имеет  и сердечнососудистая система. Сердце не достаточно тренировано. Ударный  объем сердца не тренированного человека небольшой, так как сердечная  мышца слабая и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому  при нагрузках происходит увеличение сердечных сокращений и сердце долго  восстанавливает свой ритм.

Многие учащиеся имеют  избыточную массу тела. В основном, это результат неправильного  питания и ведение малоподвижного образа жизни. Большинство школьников,  проводят очень много времени  за компьютером, мало бывают на свежем воздухе. Что приводит к частым простудным заболеваниям.

Для выявления используемых учителями методов, способов, средств формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов использована беседа.

Результаты, полученные в  ходе беседы с учителями,  позволяют  сделать некоторые выводы относительно деятельности учителей, направленной на формирование здорового образа жизни  учащихся начальных классов. (Приложение 1). Проанализировав полученные ответы, был сделан следующий вывод: каждый учитель заботится о здоровье своих воспитанников, но вкладывает в этот процесс  своё видение и понимание проблемы. Другими  словами,  среди педагогов нет единого подхода  к сохранению и укреплению здоровья учащихся .

 Таким образом, сами  учителя имеют разные взгляды  на проблему здоровья детей  и пути  профилактики заболеваний.  Ответы  указывают на знание  способов формирования здорового  образа жизни учащихся  и необходимых  условий, при которых это осуществимо.  Следовательно, очевидны упущения  как в методической разработке  указаных сторон обучения, так  и в практической деятельности  учителей.

 Итак, на основе  анализа медицинских карт, сравнения и сопоставления их с информацией, полученной в результате беседы учителями сделан вывод:

 Констатирующий эксперимент  показал, что в практике работы  учителя не на всех этапах  обучения (урока) предусматривается  целенаправленное формирование  здорового образа жизни учащихся. Так как педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако практика  показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

 Поэтому, я считаю, что необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

Опыт показывает, что использование  здоровьесберегающих технологий в  учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в  образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить  профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт  к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку  исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его  педагогического творчества. Здоровьесберегающее  обучение:

- направлено на обеспечение  физического и психического здоровья  учащихся;

- опирается на принципы  природосообразности, преемственности,  вариативности, прагматичности (практической  ориентации);

- приводит к повышению  мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

-достигается через учёт  особенностей класса (изучение и  понимание человека); создание благоприятного  психологического фона на уроке;  использование приёмов, способствующих  появлению и сохранению интереса  к учебному материалу; создание  условий для самовыражения учащихся.

 

 

 

2.2Методические  рекомендации для педагогов по  формированию здорового образа  жизни на уроках русского языка  младших школьников Гигиенические показатели, характеризующие урок.

1.Обстановка и гигиенические  условия в классе (кабинете): температура  и свежесть воздуха; рациональность  освещения класса и доски;

2.Число видов учебной  деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на  вопросы, работа с тестами,  творческая и самостоятельная,  работы и т.д.

3.Средняя продолжительность  и частота чередования различных  видов учебной деятельности. Ориентировочная  норма - 7-10 минут.

4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,  самостоятельная, работа и т.д.  Норма – не менее трех.

5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

6.Наличие и выбор   на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

7.Место и длительность применения  ТСО ( в соответствии  с гигиеническими  нормами), умение учителя использовать  их как возможности инициирования  дискуссий, обсуждения.

8.Физкультминутки и другие. оздоровительные  моменты на уроке – их место,  содержание и продолжительность.  Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте  из 3-х легких упражнений с 3-мя  повторениями каждого упражнения.

9.Наличие в содержательной части  урока вопросов, связанных со  здоровьем и здоровым образом  жизни; демонстрация, прослеживание  этих связей; формирование отношения  к человеку и его здоровью  как к ценности.

10.Наличие у учащихся мотивации  к учебной деятельности  на  уроке (интерес к занятиям, стремление  больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу  и т. п.) и используемые учителем  методы повышения этой мотивации.

11.Психологический климат на  уроке

Важным компонентом  эффективного урока является благоприятный  эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).

На заключительном этапе  занятия необходимо провести итоговую рефлексию:

выставить отметки в рабочие  карты, а также использовать эмоциональную  оценку, задав вопросы  ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось  неудачным?».

Рефлексия повышает  ответственность  учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся.

Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность  улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или в процессе самостоятельной работы.

Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны  для мотивации познавательной деятельности учащихся.

Для создания благоприятного  эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка  эффективно используются межпредметные  связи, т.е. привлечение материала  смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции с другими предметами. Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала.

Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка