Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Учителю необходимо формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести ЗОЖ, обеспечить необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки.
И все же цель таких уроков
- обогащение словарного запаса учащихся,
закрепление орфографических и
пунктуационных навыков на материале,
который поможет детям грамотно
заботиться о своем здоровье, предупреждать
вредные привычки, будет способствовать
их стремлению к здоровому образу
жизни. Такие уроки повышают интерес
к учебе, помогают учителю установить
доверительные отношения с
Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Заключение
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более возрастает. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого – индикатор благополучия страны. Но решать эту проблему следует не только на уроках ОБЖ и физической культуры, но и включать в целостный образовательный процесс, систематиически простраивать уроки направленные на формирование здорового образа жизни учащихся.
Для улучшения здоровья детей
требуется улучшение всего
Считаю данное исследование завершенным. Так как в исследовании выполнены поставленные задачи и достигнуты цели. В результате анализа научной литературы по данной проблеме мною были раскрыты понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». С помощью психолого-педагогической литературы мне удалось понять сущность здорового образа жизни. Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни.
В ходе экспериментальной работы были выявлены: исходный уровень здоровья учащихся начальных классов, и уровень компитентности педагогов по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Практическая значимость данной работы - в методических рекомендациях, разработанных для учителей начальных классов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка.
Важная составная часть
здоровьесберегающей работы учителя
– это рациональная организация
урока. От правильной организации урока,
уровня его гигиенической
Основные требования к
качественному уроку в условиях
здоровьесберегающей
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на
уроке в оптимальном
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения
учиться, заботясь о своём
11.Тщательная диагностика,
прогнозирование,
Таким образом, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
Приложение1
Вопросы для беседы с учителями
1.Как Вы оцениваете
состояние здоровья своих
1) хорошее
2) удовлетворительное
3) плохое
4) затрудняюсь ответить
2.Что, на Ваш взгляд, влияет на здоровье человека? (выберете 3 важных ответа)
1) наследственность
2) вредные привычки
3) питание
4) экология
5) режим дня
6) конфликты
7) стрессы
8) другое________________________
3. Кто должен заботиться о здоровье учеников? (выберите 3 важных ответа)
1) он сам
2) врачи
3) учителя
4)родители
5) друзья
6) другое________________________
4. Приходят ли ученики в школу больными?
1) часто
2) редко
3) никогда
5. На что (в отношении здоровья) чаще всего жалуются Ваши ученики?
1) ОРВИ / ОРЗ
2) головные боли
3) боли в области сердца
4) боли в желудке
5) боли в животе
6) боли в спине
7) зубные боли
8) плохое зрение
9)другое______________________
6. Что, на Ваш взгляд, в школе негативным образом влияет на здоровье детей?
1) несоответствие помещений
и оборудования в них
2) непомерные учебные нагрузки
3) ежедневное ношение тяжелых сумок с учебниками
4) стиль общения учителя с учениками
5) отсутствие индивидуального подхода в обучении
(в том числе и на уроках физкультуры)
6) конфликты с другими учениками
7) неправильное питание
8) мало оздоровительных мероприятий, секций
9) недостаток просветительской работы по ЗОЖ
10) бедность спортивного оснащения
11)другое_____________________
7. Что в Вашей школе
способствует сохранению и
1) физминутки
2) уроки физкультуры
3) использование
4) организация питания
5) индивидуальный подход к каждому ученику
6) оздоровительные процедуры
7) спортивные секции
8) просветительская работа среди учеников и их родителей по ЗОЖ
9)другое______________________
8.Что, по Вашему мнению, должно быть в школе для сохранения здоровья учеников?
1) достаточно того, что есть
2) уменьшение нагрузки учеников
3) дифференцированный подход к урокам физкультуры
4) лечебные процедуры
5) хорошее настроение учеников
6) систематическое использование здоровьесберегающих технологий
7) выполнение гигиенических норм к помещениям
8) оздоровительные процедуры и секции
9) беседы с детьми о здоровье
10) просвещение родителей
11)спортивное оборудование
(бассейн, тренажерный зал,
12)другое_____________________
9. Как Вы считаете, в каком виде и от кого ученики должны получать информацию о здоровье?
1) статьи в газетах и журналах
2) телепередачи
3) школьные уроки
4) от родителей
5) от друзей
6) видеофильмы
7) внеклассные мероприятия
8)другое______________________
10.Какие темы касающиеся здоровье необходимо обсуждать с учениками Вашей школы?
1) физические упражнения и спорт
2) курение
3) алкоголь
4) половое воспитание
5) нарушение питания
6) влияние наркотиков
7) стрессы
8) духовно-нравственное развитие
9)другое______________________
11.Как часто Вы проводите
в школе мероприятия,
1) ежемесячно
2) один раз в четверть
3) раз в полгода
4) один раз в год
5) не провожу вообще
6)другое______________________
12. Если проводите подобного рода мероприятия с родителями, то в какой форме?
1) лекции
2) беседы
3) просмотр кинофильмов
4)встречи с разными
специалистами (врачами,
5) полезная информация на стендах для родителей
6) памятки для родителей
7)другое______________________
13. Каких знаний и умений
Вам не хватает для реализации
здоровьесберегающей
1) теоретических знаний
по анатомии и физиологии
2) знаний по гигиене
3) знание гигиенических
норм и требований к
4) знаний по теории
и методике физического
5) знаний о современных
технологиях сохранения и
6) знаний по возрастной психологии
7) практических навыков по ЗОЖ
8)другое______________________