Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Учителю необходимо формировать  у учащихся культуру здоровья, воспитывать  потребность вести ЗОЖ, обеспечить необходимыми знаниями, формировать  соответствующие навыки.

И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и  пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать  вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес  к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Если в школе все  будут об этом помнить, прилагать  усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших  детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность темы, рассматриваемой  в данной работе, в наши дни все  более возрастает. Наблюдающееся  в последние годы значительное ухудшение  здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной  проблемой. Современные школьники  представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого – индикатор благополучия страны. Но решать эту проблему следует не только на уроках ОБЖ и физической культуры, но и включать в целостный образовательный процесс, систематиически простраивать уроки направленные на формирование здорового образа жизни учащихся.

Для улучшения здоровья детей  требуется улучшение всего образовательного процесса. И для того, чтобы решить эти задачи, необходимо увлечь ребёнка. Не секрет, что любая деятельность даёт более весомый и эффективный  результат, если у человека имеются  сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с  полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия  и другие обстоятельства.

Считаю данное исследование завершенным. Так как в исследовании  выполнены   поставленные задачи и достигнуты цели. В результате анализа научной литературы по данной проблеме мною были раскрыты понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». С помощью психолого-педагогической литературы мне удалось понять сущность здорового образа жизни. Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни.

В ходе экспериментальной работы были выявлены: исходный уровень здоровья  учащихся начальных классов, и уровень компитентности педагогов по формированию здорового образа жизни младших школьников.

Практическая значимость данной работы - в методических рекомендациях, разработанных  для учителей начальных классов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка.

Важная составная часть  здоровьесберегающей работы учителя  – это рациональная организация  урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние  учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное  утомление.

Основные требования к  качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

2.    Реализация на  уроке в оптимальном соотношении  принципов и методов как общедидактических,  так и специфических.

3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

9.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения  учиться, заботясь о своём здоровье.

11.Тщательная диагностика,  прогнозирование, проектирование  и контроль каждого урока с  учётом особенностей развития  учащихся.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного  возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

 

 

Приложение1

Вопросы для беседы с учителями

1.Как Вы оцениваете  состояние здоровья своих учеников?

1)   хорошее      

2)  удовлетворительное

3)   плохое

4)  затрудняюсь ответить

2.Что, на Ваш взгляд, влияет на здоровье человека? (выберете 3  важных ответа)

1) наследственность

2) вредные привычки

3) питание

4) экология

5) режим дня

6) конфликты 

7) стрессы

8) другое_________________________________________________________

 

3. Кто должен заботиться  о здоровье учеников? (выберите 3 важных ответа)

1) он сам      

2) врачи

3) учителя       

4)родители           

5) друзья

6) другое__________________________________________________________

4. Приходят ли ученики  в школу больными?

1) часто

2) редко

3) никогда

5. На что (в отношении  здоровья) чаще всего жалуются  Ваши ученики?

1) ОРВИ / ОРЗ

2) головные боли

3) боли в области сердца

4) боли в желудке

5) боли в животе

6) боли в спине

7) зубные боли

8) плохое зрение

9)другое___________________________________________________________

6. Что, на Ваш взгляд, в школе негативным образом   влияет на здоровье детей?

1) несоответствие  помещений  и оборудования в них гигиеническим  нормам

2) непомерные учебные  нагрузки

3) ежедневное ношение  тяжелых сумок с учебниками

4) стиль общения учителя  с учениками

5) отсутствие индивидуального  подхода в обучении

(в том числе и на  уроках физкультуры)

6) конфликты с другими  учениками

7) неправильное питание

8) мало оздоровительных  мероприятий, секций

9) недостаток просветительской  работы по ЗОЖ

10) бедность спортивного  оснащения

11)другое__________________________________________________________

7. Что в  Вашей школе  способствует сохранению и укреплению  здоровья учащихся?

1) физминутки

2) уроки физкультуры

3) использование здоровьесберегающих  технологий на уроке

4) организация питания

5) индивидуальный подход  к каждому ученику 

6) оздоровительные процедуры

7) спортивные секции

8) просветительская работа  среди учеников и их родителей  по ЗОЖ

9)другое__________________________________________________________

8.Что, по Вашему мнению, должно быть в школе для  сохранения здоровья учеников?

1) достаточно того, что  есть

2) уменьшение нагрузки  учеников

3) дифференцированный подход  к урокам физкультуры

4) лечебные процедуры

5) хорошее настроение  учеников

6) систематическое использование  здоровьесберегающих технологий

7) выполнение гигиенических  норм к помещениям

8) оздоровительные процедуры  и секции

9) беседы с детьми о  здоровье

10) просвещение родителей 

11)спортивное оборудование (бассейн, тренажерный зал, зал  для подвижных игр) и мероприятия

12)другое__________________________________________________________

9. Как Вы считаете, в  каком виде и от кого ученики  должны получать информацию о  здоровье?

1) статьи в газетах  и журналах

2) телепередачи          

3) школьные уроки                        

4) от родителей

5) от друзей

6) видеофильмы

7) внеклассные мероприятия

8)другое___________________________________________________________

10.Какие темы касающиеся  здоровье необходимо обсуждать  с учениками Вашей школы? 

1) физические упражнения  и спорт        

2) курение

3) алкоголь

4) половое воспитание

5) нарушение питания       

6) влияние наркотиков

7) стрессы

8) духовно-нравственное развитие

 

 

 

 

9)другое___________________________________________________________

11.Как часто Вы  проводите  в школе мероприятия, обогащающие  знания родителей о способах  сохранения и укрепления здоровья  их детей

1) ежемесячно

2) один раз в четверть

3) раз в полгода

4) один раз в год

5) не провожу вообще

6)другое___________________________________________________________

12. Если проводите подобного  рода мероприятия с родителями, то в какой форме? 

1) лекции

2) беседы 

3) просмотр кинофильмов

4)встречи с разными  специалистами (врачами, психологами,  инструкторами по физкультуре  и др.)

5) полезная информация  на стендах для родителей

6) памятки для родителей

7)другое___________________________________________________________

13. Каких знаний и умений  Вам не хватает для реализации  здоровьесберегающей направленности  образовательного процесса?

1) теоретических знаний  по анатомии и физиологии человека

2) знаний по гигиене

3) знание гигиенических  норм и требований к организации  образовательного процесса

4) знаний по теории  и методике физического воспитания

5) знаний о современных  технологиях сохранения и укрепления  здоровья детей

6) знаний по возрастной  психологии

7) практических навыков  по ЗОЖ

8)другое___________________________________________________________

 

 

 


Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка