Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Содержание

Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Артемьевой 2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

          Существовали и другие толкования ИМ, однако все педагоги сходились во мнении: сущность метода заключается в том, что результат работы не известен ученикам, он самостоятельно должен быть добыт ими. Общей в этих определения была схема исследования: наблюдение – постановка вопроса – эксперимент – вывод.

   В результате были выведены основные черты ИМ:: соответствие научному методу мышления, самостоятельность и активность учащихся. Важное место при этом отводилось учителю, и его роль изменялась в зависимости от возраста детей[9.27]

            На современном этапе развития образования довольно четко сущность исследовательского принципа обучения раскрыли М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер: «Сущность ИМ состоит в том, что в ходе обучения основам наук и трудовым процессам ученики знакомятся с методами исследования, применяемыми в каждой области знаний, и усваивают доступные им элементы исследовательской методики». Иными словами, обучение включает также формирование у школьников навыков самостоятельного добывания знаний путем исследований.

       Современное состояние науки  требует такого обучения, которое  вооружает учащихся умениями  самостоятельного добывания знаний.  Этой цели и служит исследовательский  подход в обучении. В этом плане следует отметить попытку И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина дать новую классификацию методов обучения, исходя из степени самостоятельности  в познавательной деятельности учащихся, которые выделили пять методов обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,частично-поисковый, проблемный, исследовательский [11.103]

        Теоретической предпосылкой исследовательского подхода является то, что учебное исследование (УИ) как и научное является процессом познания объективного мира. Отсюда совпадают такие составляющие их элементы:

    -усвоение уже известного по данной проблеме;

    -выявление новых фактов и явлений, подлежащих исследованию;

    -изучение фактов, связанных с непонятными явлениями;

    -объяснение непонятного;

    -формулирование выводов из изученного, их применение к

    дальнейшему исследованию и практике [11.110].

 Однако специфика учебного процесса накладывает отпечаток на данные этапы, в связи с чем некоторые этапы научного познания могут отсутствовать. При анализе сущности научного и УД был сделан следующий вывод: основным  отличием является то, что научное исследование имеет одну цель – «открытие»  нового, а учебное - несколько целей, главной из которых является обучение учащихся самой исследовательской деятельности, методам научного познания, способом мыслительной деятельности, развитию интуиции и творческих способностей [7.16].

         Чтобы раскрыть сущность понятия УИ, проанализируем определения, данные разными авторами, и выделим основные его характеристики. Большинство исследователей (Е.В. Баранова, Е.С. Кощеева, Е.В. Ларькина, и другие) рассматривают ИД как часть творческой деятельности (ТД), продуктом которой являются новые знания. Вместе с тем ТД сама является объектом исследования и изучения и не имеет в дидактике довольно четкого и единого определения.

      В определении УД, данном М.З. Каплан, выделены основные черты УИ, отличающие его от научного, но не раскрыта сама сущность процесса исследования. Он рассматривает УИ как метод обучения, включающий в себя пять уровней, опирающихся и способствующие ускорению мышления учащихся и способствующие ускорению перехода от одного уровня к другому, более высокому. При этом под УИ он понимает такое исследование, которое характеризуется двумя критериями:

1)  исследуемая проблема  ставится в соответствии с дидактическими целями (для реализации целей обучения);

2) само исследование, как  метод обучения, носит двойственный  обучающий характер:

а) обучает определенному  содержанию;

б) обучает элементам ИД.

     Кроме того, М.З. Каплан выделяет структурные компоненты УИ в узком смысле:

- система знаний;

- система действий (знания  о способах мыслительной деятельности  и наличие некоторых умений  их применения);

- расширенная система  знаний и действий.

   ИД является одним из видов ТД. И.П. Калошина считает, что к настоящему времени нет единого психологического критерия ТД[18.6].

     Основываясь  на критериях ТД, предложенных И.П. Калошиной, можно дать развернутое определение ИД через систему следующих признаков, согласно которым ИД:

- направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие у субъекта способа решения задачи;

- связана с субъектом  на осознаваемом или неосознаваемом  уровнях новых для него знаний  в качестве ориентировочной основы  для последующей разработки способа  решения задачи;

- характеризуется для  субъекта неопределенной возможностью  разработки новых знаний  и  на основе их способа решения  задачи; неопределенность обусловлена  отсутствием каких – либо других  знаний, строго детерминирующих  указанную разработку.

     И.П. Колошина выделяет такие механизмы ТД:

- поиск неизвестного  с помощью механизма анализа  через синтез;

- поиск неизвестного  с помощью механизма взаимодействия  интуитивного и логического;

- поиск неизвестного  с помощью эвристических приемов и методов[31.98].

     Психологическим критерием нормативной ТД считают планомерную, выполняемую теоретическим путем и на осознаваемом уровне разработку субъектом новых для него знаний – методических или предметных, на базе которых создается затем способ решения задачи.

     К социальному критерию ТД относят получение объективно нового результата, нашедшего общественное признание. ТД и ИД при этом является составной частью продуктивной деятельности.

       И.Л. Беленок отмечает, что основным существенным признаком, выделяющим исследование среди других видов ТД, является ее целью – познание, в отличие от других. Где основная цель – преобразование. Однако никакое сознательное преобразование не возможно без познания исходного и конечного состояний преобразуемого объекта. И в этом смысле исследование является неотъемлемой частью любого другого вида ТД. В этом и проявляется значимость ИД как основы, фундамента творчества[31.102].

      М.З. Каплан под УИ понимает специфический метод развивающего обучения, элементы которого можно найти в среде продуктивных методов обучения, какой бы классификации они не принадлежали. Он указывает те функции обучения, которые УИ эффективно обеспечивает;

а) качественное усвоение знаний учащимися;

б) умение применять  знания на практике в том числе  и в нестандартных ситуациях;

в) побуждение учащихся к самообразованию;

г) воспитательные и развивающиеся функции.

       « УИ, - отмечает М.З. Каплан, - рассматривает учащегося не как объект для убеждения в истинности и необходимости получаемых знаний, а как субъект, непосредственно участвующий в их добывании. Другими словами, учебное исследование – метод обучения деятельностный, а поэтому эффективный».

  В результате этой деятельности  обучаемые активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.

      Учебные исследования создают  своего рода платформу для  активной мыслительной деятельности  учащихся. В таком случае важнее  не только работа учащихся, но и то, каким образом они приобретаются[27.27].

     На основании результатов анализа  философского и психолого –  педагогических аспектов проблемы  можно отметить, что для творческой  самореализации и саморазвития  учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности(УИД) необходимо овладение ими ИМ, так как:

      - через структуру ИМ в обучении возможна реализация различных методов наук, на основе их вариантного сочетания в зависимости от специфики проблемной, исследовательской ситуации;

     -  ИМ в обучении обуславливает эмоционально – ценностные свойства личности и является основой творческой самореализации учащихся и педагога[30.17].

         Вопросы реализации ИД учащихся всегда были в центре внимания психологов, дидактов и учителей. Но, не смотря на значительное количество эффективных теоретических разработок, они плохо внедряются в практику обучения, так как:

    - наряду с большими достоинствами применение ИМ связано с определенными трудностями: дефицит учебного времени, недостаточность учащихся в классе и т.д.

         - ИМ применяется в массовой школе эпизодически без системы в организации УИД учащихся.

     УИ как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого не мыслима ТД[26.45].

       Под УИД учащихся понимается УД по приобретению практических и теоритических  знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием  и  средством  развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

     Структуру УИД определяют следующие компоненты: учебно – исследовательская задача, учебно – исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

      Содержание УИД является общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно – практических и теоритических задач.

      Участвуя в учебно – исследовательском  или научно – исследовательском  проекте, учащийся оказывается  субъектом проектного образования. Проектное образование существенно отличается от классического следующими критериями:

     * учащийся становится настоящим  субъектом процесса обучении, сам  отбирает нужную информацию, исходя  из замысла проекта;

     *  в проектном образовании  уменьшается доля готовых знаний, подлежащих усвоению.[28.9]

     К факторам, способствующих формированию УИД учащихся, можно отнести следующие:  личностно ориентированный подход к обучению; ориентация на продуктивное достижение результата; проблемное обучение как институт развития опыта ТД; оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;

  креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; создание ситуации совместно поисковой деятельности; детализация учебного процесса; создание психологической атмосферы, оптимальных условий для ТД [24.310].

      Тормозят же активную познавательную  деятельность учащихся следующие  факты: при опросе вопросы учителя и ответы учащихся носят репродуктивный характер; при изучении нового материала на абсолютном большинстве уроков преобладает усвоение учащимися готовых знаний; закрепление и применение знаний проводятся в основном лишь по образцу и т.п[24.314].

      Л.Б. Ительсон отмечает, что « личности, способные к подлинному творчеству, а не просто к решению задач, вспыхивают, как факелы, загоревшиеся от невидимого огня, случайно, независимо от наших сегодняшних способов обучения, а может быть, и вопреки им».

     К общим принципам организации  учебного процесса, обеспечивающим развитие поисково – исследовательской деятельности (ПИД) учащихся, можно отнести:

  * педагогическое  руководство в создании мотивов  и стимулов к учению;

  * привитие  интереса к  изучаемому объекту;

  * вооружение  учащихся необходимыми приемами  познавательно

 – поисковой деятельности;

  * систематическое  осуществления принципа индивидуализации  в обучении;

  * внедрение в практику  работы и систематическое использование  компьютерных технологий;

   * разработка творческих  заданий, требующих нестандартных  решений и самостоятельного поиска источников информации;

    * сочетание  и соединение дидактических и  методических обоснованных методов,  способствующих развитию познавательной  деятельности и творческих способностей учащихся [22.28].

       ИД может существовать в двух видах: учебно-исследовательская и научно – исследовательская, особенностью которых является то, что их содержанием выступает разрешение противоречий с целью нахождения субъективного или объективного нового знания.  По своей структуре эти два вида ИД не отличаются друг от друга, но уровни строгости проведения доказательств могут отличатся и причем существенно.

      Сопоставительный  анализ процессов научного и  учебного исследования  показывает, что они имеют общую гносеологическую  основу, но различны по своим логико – психологическим и дидактическим характеристикам.

     Предназначение  ИД учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитее обеспечивает школьнику усвоение творческих знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научности фантазии[18.5].

Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах