Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение
Существовали и другие толкования ИМ, однако все педагоги сходились во мнении: сущность метода заключается в том, что результат работы не известен ученикам, он самостоятельно должен быть добыт ими. Общей в этих определения была схема исследования: наблюдение – постановка вопроса – эксперимент – вывод.
В результате были выведены основные черты ИМ:: соответствие научному методу мышления, самостоятельность и активность учащихся. Важное место при этом отводилось учителю, и его роль изменялась в зависимости от возраста детей[9.27]
На современном этапе развития образования довольно четко сущность исследовательского принципа обучения раскрыли М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер: «Сущность ИМ состоит в том, что в ходе обучения основам наук и трудовым процессам ученики знакомятся с методами исследования, применяемыми в каждой области знаний, и усваивают доступные им элементы исследовательской методики». Иными словами, обучение включает также формирование у школьников навыков самостоятельного добывания знаний путем исследований.
Современное состояние науки
требует такого обучения, которое
вооружает учащихся умениями
самостоятельного добывания
Теоретической предпосылкой
-усвоение уже известного по данной проблеме;
-выявление новых фактов и явлений, подлежащих исследованию;
-изучение фактов, связанных с непонятными явлениями;
-объяснение непонятного;
-формулирование выводов из изученного, их применение к
дальнейшему исследованию и практике [11.110].
Однако специфика учебного процесса накладывает отпечаток на данные этапы, в связи с чем некоторые этапы научного познания могут отсутствовать. При анализе сущности научного и УД был сделан следующий вывод: основным отличием является то, что научное исследование имеет одну цель – «открытие» нового, а учебное - несколько целей, главной из которых является обучение учащихся самой исследовательской деятельности, методам научного познания, способом мыслительной деятельности, развитию интуиции и творческих способностей [7.16].
Чтобы раскрыть сущность понятия УИ, проанализируем определения, данные разными авторами, и выделим основные его характеристики. Большинство исследователей (Е.В. Баранова, Е.С. Кощеева, Е.В. Ларькина, и другие) рассматривают ИД как часть творческой деятельности (ТД), продуктом которой являются новые знания. Вместе с тем ТД сама является объектом исследования и изучения и не имеет в дидактике довольно четкого и единого определения.
В определении УД, данном М.З. Каплан, выделены основные черты УИ, отличающие его от научного, но не раскрыта сама сущность процесса исследования. Он рассматривает УИ как метод обучения, включающий в себя пять уровней, опирающихся и способствующие ускорению мышления учащихся и способствующие ускорению перехода от одного уровня к другому, более высокому. При этом под УИ он понимает такое исследование, которое характеризуется двумя критериями:
1) исследуемая проблема ставится в соответствии с дидактическими целями (для реализации целей обучения);
2) само исследование, как метод обучения, носит двойственный обучающий характер:
а) обучает определенному содержанию;
б) обучает элементам ИД.
Кроме того, М.З. Каплан выделяет структурные компоненты УИ в узком смысле:
- система знаний;
- система действий (знания
о способах мыслительной
- расширенная система знаний и действий.
ИД является одним из видов ТД. И.П. Калошина считает, что к настоящему времени нет единого психологического критерия ТД[18.6].
Основываясь на критериях ТД, предложенных И.П. Калошиной, можно дать развернутое определение ИД через систему следующих признаков, согласно которым ИД:
- направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие у субъекта способа решения задачи;
- связана с субъектом
на осознаваемом или
- характеризуется для
субъекта неопределенной
И.П. Колошина выделяет такие механизмы ТД:
- поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез;
- поиск неизвестного
с помощью механизма
- поиск неизвестного с помощью эвристических приемов и методов[31.98].
Психологическим критерием
К социальному критерию ТД относят получение объективно нового результата, нашедшего общественное признание. ТД и ИД при этом является составной частью продуктивной деятельности.
И.Л. Беленок отмечает, что основным существенным признаком, выделяющим исследование среди других видов ТД, является ее целью – познание, в отличие от других. Где основная цель – преобразование. Однако никакое сознательное преобразование не возможно без познания исходного и конечного состояний преобразуемого объекта. И в этом смысле исследование является неотъемлемой частью любого другого вида ТД. В этом и проявляется значимость ИД как основы, фундамента творчества[31.102].
М.З. Каплан под УИ понимает специфический метод развивающего обучения, элементы которого можно найти в среде продуктивных методов обучения, какой бы классификации они не принадлежали. Он указывает те функции обучения, которые УИ эффективно обеспечивает;
а) качественное усвоение знаний учащимися;
б) умение применять знания на практике в том числе и в нестандартных ситуациях;
в) побуждение учащихся к самообразованию;
г) воспитательные и развивающиеся функции.
« УИ, - отмечает М.З. Каплан, - рассматривает учащегося не как объект для убеждения в истинности и необходимости получаемых знаний, а как субъект, непосредственно участвующий в их добывании. Другими словами, учебное исследование – метод обучения деятельностный, а поэтому эффективный».
В результате этой деятельности обучаемые активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
Учебные исследования создают
своего рода платформу для
активной мыслительной
На основании результатов
- через структуру ИМ в обучении возможна реализация различных методов наук, на основе их вариантного сочетания в зависимости от специфики проблемной, исследовательской ситуации;
- ИМ в обучении обуславливает эмоционально – ценностные свойства личности и является основой творческой самореализации учащихся и педагога[30.17].
Вопросы реализации ИД учащихся всегда были в центре внимания психологов, дидактов и учителей. Но, не смотря на значительное количество эффективных теоретических разработок, они плохо внедряются в практику обучения, так как:
- наряду с большими достоинствами применение ИМ связано с определенными трудностями: дефицит учебного времени, недостаточность учащихся в классе и т.д.
- ИМ применяется в массовой школе эпизодически без системы в организации УИД учащихся.
УИ как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого не мыслима ТД[26.45].
Под УИД учащихся понимается УД по приобретению практических и теоритических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.
Структуру УИД определяют следующие компоненты: учебно – исследовательская задача, учебно – исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.
Содержание УИД является общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно – практических и теоритических задач.
Участвуя в учебно –
* учащийся становится настоящим субъектом процесса обучении, сам отбирает нужную информацию, исходя из замысла проекта;
* в проектном образовании уменьшается доля готовых знаний, подлежащих усвоению.[28.9]
К факторам, способствующих формированию УИД учащихся, можно отнести следующие: личностно ориентированный подход к обучению; ориентация на продуктивное достижение результата; проблемное обучение как институт развития опыта ТД; оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; создание ситуации совместно поисковой деятельности; детализация учебного процесса; создание психологической атмосферы, оптимальных условий для ТД [24.310].
Тормозят же активную
Л.Б. Ительсон отмечает, что « личности, способные к подлинному творчеству, а не просто к решению задач, вспыхивают, как факелы, загоревшиеся от невидимого огня, случайно, независимо от наших сегодняшних способов обучения, а может быть, и вопреки им».
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие поисково – исследовательской деятельности (ПИД) учащихся, можно отнести:
* педагогическое
руководство в создании
* привитие
интереса к изучаемому
* вооружение
учащихся необходимыми
– поисковой деятельности;
* систематическое
осуществления принципа
* внедрение в практику
работы и систематическое
* разработка творческих
заданий, требующих
* сочетание
и соединение дидактических и
методических обоснованных
ИД может существовать в двух видах: учебно-исследовательская и научно – исследовательская, особенностью которых является то, что их содержанием выступает разрешение противоречий с целью нахождения субъективного или объективного нового знания. По своей структуре эти два вида ИД не отличаются друг от друга, но уровни строгости проведения доказательств могут отличатся и причем существенно.
Сопоставительный
анализ процессов научного и
учебного исследования показывает,
что они имеют общую
Предназначение ИД учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитее обеспечивает школьнику усвоение творческих знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научности фантазии[18.5].
Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах