Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение
7.Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика. Нестандартные задания, 1-4классы [Текст]/ О.Д.Горшкова// Начальная школа.-2005.-с.43-54.
8. Далингер, В.А. Поисково - исследовательская деятельность учащихся по математике [Текст]: Учеб.пособие/ В.А. Далингер. – Омск: ОмГПУ, 2005. – 16с.
9. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон – Хамубек. – СПб., 2001. – 218с.
10. Дьяченко, В.К. О возможностях направлениях совершенствования и развития современной школы [Текст]/ В.К. Дьяченко// Начальная школа.- 2006. - №1. – с.20 – 28.
11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования [Текст]: Уч. пос. для студентов высш. пед уч. заведений/В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208с.
12. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.Я. Зимняя. – Ижевск, 2001, - 103с.
13. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.Я. Зимняя. – Ижевск, 2001. - 110с.
14. Иванов, Г.И.Готовим юных исследователей [Текст] /Г.И. Иванов // Народное образование.-1999.- №6.-с 56-63.
15. Ивашова, О.А. Исследование школьниками решенных арифметических задач [Текст]/ О.А. Ивашова// Начальная школа.- 2006. - №12. – с.35 – 44.
16. Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст]/ О. А. Ивашова// Начальная школа.- 2009. - №8. – с.19 – 25.
17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]/ Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2002. – 288с.
18. Истомина, Н.Б.Математика1-4 класс[Текст]/ Н.Б.Истомина. – М.: «Дрофа», 2005.-217с.
18. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст]/ В.В. Краевский. – Самара, 1994 . – 305с.
19. Каирова, Л.А. Формирование исследовательской культуры учителя. [Текст]/ Л.А. Каирова// Начальная школа.- 2007. - №5.- с. 5 – 9.
20. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] /В.А. Крутецкий / М.; Воронеж, 1998.- 210с.
21.Ляхова, Л.В. Организация научно- исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Л.В.Ляхова // Начальная школа.- 2009.-№7. –с.45
22. Обухов, А. Развитие исследовательской деятельности учащихся [ Текст ]/А.Обухов// Народное образование. – 2004. - №2. – 504с.
22. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе [Текст]/ Л.А. Орлова// Начальная школа. -2007. - №3. – с.28 – 33.
24. Пичугин, С.С. Учебно – исследовательская деятельность [Текст] / С.С.Пичугин// Начальная школа.- 2008. - №6. – с. 43 – 48.
25. Савинков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст]/ А.И. Савенков.- М.: Изд.дом «Дрофа».2006.- 450с.
26. Совертков, П.И.Формирование исследовательской деятельности учащихся [Текст]/П.И. Совертков // Северный регион: наука, образование, культура.- 2002. - №2. – с.12.
27. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/Н.А. Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2. – с.45 – 50.
28. Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текс]/Е.В. Смолкина// Начальная школа.-2007.-№2.-с.28-31
29. Тимофеев, В.П. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] / В.П. Тимофеев// Начальная школа. - 2008. - №2. – с.9 – 11.
30. Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках математики / Тупичкина Е.А., Крючкова И.В.// Начальная школа.-1996. №5.-.39-42
31. Чупрова, А.А. Условие развитие учебно – исследовательской деятельности [Текст] / А.А. Чупрова// Начальная школа.- 2007. - №5. – с.17 – 21.
32. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст]/ И.Д. Чечель. – М., 2003 – 158с.
33. Ямалтдинова Д.Г.Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики [Текст]/Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа.- 2008. -№2.-с.43-45
Приложение №1
Фрагмент урока по математики.
Тема: Закрепление пройденного.
Задача. Скорость автобуса 45 км/ч. За какое время он пройдет 90 км?
Заполните таблицу.
V |
t |
s |
Приложение №2
Объясни, как Костя вычитал числа первого столбика.
Дополни его объяснения для второго и третьего столбика
вычитаю сотни….
Приложение №3
Приложение №4
Шарик подружился с соседскими собаками: Жучкой, Чернышом, Стрелкой и Бобиком. Он решил выяснить, у кого из них наибольшая лохматость. Оказалось, что лохматость у Стрелки больше, чем у Шарика, у Черныша больше, чем у Жучки, но меньше, чем у Шарика, а у Бобика больше, чем у Стрелки. У кого из друзей Шарика наибольшая лохматость?
Как можно решить эту задачу с помощью рисунка? (Стрелка направлена от собаки с большей лохматостью к собаке с меньшей)
Приложение №5
Класс 3.
Система «Гармония».
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик с двумя переходами через десяток.
Цель: формировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик через создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы.
Задачи урока:
Формировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик, познакомить со случаем письменного сложения и вычитания с «двумя переходами через разряд».
Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.
Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки, математические задания.
III. Открытие новых знаний
Задание № 1.
Цель работы:
- создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез.
Запиши примеры в столбик и вычисли.
142 + 38 =
142 + 83 =
142 + 88 =
Задание № 2.
Цель работы:
- на основе наблюдений
над представленными способами
вычислений сформулировать ново
Мишка выполнил сложение в столбик. Как он это сделал? Что нового в его вычислениях?
Задание № 3.
Цель работы:
- создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез.
Запиши примеры в столбик и вычисли.
180 - 38
225 - 142
230 - 88
Задание № 4.
Цель работы:
- на основе наблюдений
над представленными способами
вычислений сформулировать
Коля выполнил вычитание в столбик. Как он это сделал? Что нового в его вычислениях?
Приложение№6
Класс 3
Система «Гармония»
Тема урока: Решение задач.
Цель урока: формировать умения решать задачи с помощью уравнения.
Задачи урока:
тренировать умение составлять уравнения к задачам и решать задачи с помощью уравнения.
способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.
создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки, математические задания.
VI. Закрепление полученных знаний
Вставьте в пустые клетки числа так, что бы квадрат стал магическим.
Приложение №7
Класс 3
Система «Гармония»
Тема урока: Работа над ошибками.
Цель урока: решать на новом числовом концентре примеры и текстовые задачи изученного вида.
Задачи урока:
Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида, решать на новом числовом концентре приметы и текстовые задачи изученного вида;
Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.
Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца, развивать мелкую моторику руки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки, математические задания.
VIII. Резервное задание
Мишкина сестра Маша сделала рисунки на коробках. Какой из этих рисунков можно сделать одним движением руки, не обводя ни одной линии дважды.
Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах