Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Содержание

Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Артемьевой 2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 В вариантах 2 и 3 основу суммы составляют сразу два числа 44 и 55. Варианты отличаются тем, что в первом случае из двух оставшихся единиц получили 1, а во втором – одну из единиц использовали в качестве нейтрального элемента в произведении.

   Остальные  варианты получены на основе  умножения: 100 = 10*10 ( варианты 4,5), 100=4*5*5 (вариант 6)

  Постепенно  поиск новых вариантов учащимися  усложняется тем, что слагаемые  получают умножение и деление  как однозначных, так и двухзначных  чисел. 

    В  данной игре развиваются такие  качества творческого мышления, как вариативность (способность  находить насколько способов решения теоретических и практических задач при отсутствии специальных указаний на это и выбирать из них оптимальный); гибкость (способность переходить от одного класса к другому, часто далеких по содержанию); оригинальность (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых). Эта игра так же развивает общие умственные действия (анализ, сравнение, обобщение), умение устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, игра способствует более глубокому проникновению в процесс вычислений, формирования «чувства числа». Усвоению правила прядка выполнения действий, формированию вычислительных умений[2.45].

     Полученные результаты проведенных  теоретических исследований по  рассматриваемой проблеме были апробированы. База  практического исследования проблемы –  3 «А» класс   МОУ ООШ №2 г. Сретенска, (образовательная программа «Гармония»), учитель Засухина Н.А.

    Задачи, решаемые при прохождении государственной практики:

  1. наблюдение уроков математики, в процессе которых учитель использует систему исследовательских заданий;
  2. определить причину трудностей, которые испытывают дети, при выполнении заданий исследовательского характера;
  3. систематизировать задания исследовательского характера и апробировать их в самостоятельной практической деятельности.

   Наблюдение уроков и беседа, позволили выяснить, как учитель организовывает исследовательскую работу на уроках математики. На этапе открытия новых знаний Н,А. Засухина часто создает проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задания по новой теме самостоятельно, для поиска решения учащиеся используют алгоритмические схемы, блоки и задания. Например, для изучения темы «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик» используется следующая схема (Приложение 2).

    На  этапе закрепления используются логические задачи, на активный перебор вариантов отношений, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов, треугольников и прохождения по магическим лабиринтам, заполнение таблиц, определение множеств, решение задач с помощью «дерева выбора».

   Для  решения задач исследовательского  характера использует построение  схемы, что способствует упрощению  поиска решения задачи. Например, к задаче: В двух клетках живут 4 хомяка и 16 мышей-полёвок. В одной клетке 1 хомяк и половина всех мышей-полёвок. Каждый день Миша и Маша дают обитателям этой клетки 106 бобовых стеблей, а обитателем другой клетки-142 таких же стебля. Сколько бобовых стеблей добавляют каждый день в питание 1 хомяку и одной мыши-полёвке?

     В ходе анализа задачи составляется схема: (Приложение 3), по ходу работы она заполняется, и учащиеся с легкостью находят путь решения задачи.

   Учитель старается разнообразить исследовательские задания, проводить их в виде игр, иногда учащиеся получают письма с заданиями от любимых литературных героев.(Приложение 4).

       Все исследовательские задания делится на два вида:

    - обязательные  задания - они помогают найти путь выполнения задания. Такие задания представлены в учебнике по образовательной системе «Гармония», а так же «Моя математика» Т.Е. Демидова и С.А. Козлова;

    - дополнительные  задания -  рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала в другой ситуации, требующие сравнения, исследования, анализа, определенных выводов. Сложность и количество упражнений  различное, но доступное для усвоения на данном уроке.

 Анализ системы уроков математики, проводимых учителем, выявил следующее: урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:

  - ситуация  успеха; ученикам предлагаются задачи, который каждый ученик решает без особых затруднений;

  - ситуация  затруднения;

  - постановка учебной проблемы; учащиеся, осознав проблему, выясняют, каких знаний им не хватает для ее решения, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;

  - решение  учебной проблемы.

  - проверка.

 Данные, полученные в ходе наблюдений, беседы с учителем позволили подобрать ряд заданий исследовательского характера разного уровня сложности, которые затем использовались во время проведения уроков.

   На этапе актуализации опорных знаний для устного счета использовались задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а так же задачи на смекалку. Такие как:

1) Сыну 10 лет,  а отцу 36 лет. Через сколько  лет сын будет младш5е отца  вдвое?

2) Стоит в  поле дуб. На дубе 8 веток. На  каждой ветке 2 крупные сладкие  сливы. Сколько свив ты сможешь  собрать? (на дубе сливы не растут)

3) По небу  летели воробей, ласточка, стрекоза, ворона, шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы)

4)На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улиткам хватит грибов, если они не хотят иметь соседей?

5) Емеля пилил  дрова. Сколько распилов должен  сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев (7 распилов).

6) Сколько  концов у трех с половиной  палок? (8).

7) В корзине  лежит несколько яблок. Их меньше 10. сколько яблок лежит в корзине,  если все их можно разделить  поровну двум или трем детям? (6 яблок).

Данные задания позволяют учащимся подготовиться и настроиться на дальнейшую работу на уроке. Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых ИД не имеет место быть.

   На  этапе новых знаний учащимся  сначала предлагается  выполнить  задания по новой теме, затем  задаются следующие вопросы: Справились ли вы с этим заданием? Умеешь ли ты выполнять данные задания? Что нового в вычислениях? Какие затруднения возникли при выполнении данного задания?

     Учащиеся объясняют, удалось ли выполнить данные задания, как они это сделали, какие трудности возникли. Тем самым  осуществляют поиск решения данной проблемы. (Приложение 5).

    На  уроках по обучению школьников  решению задач достаточно часто предлагались упражнения - магические квадраты. Учащиеся находили закономерности расстановки чисел, затем заполняли пустые клетки. На вид это простое задание, однако, требует большого количества времени для его выполнения, ведь прежде чем найти нужные числа нужно прорешать большое количество примеров. Задания данного типа  тренируют вычислительные навыки и формируют навык беглого вычисления.(Приложение 6).  Задания могут быть вариативными для разных групп учащихся. Учащиеся с высокой успеваемостью исследуют закономерность самостоятельно и подбирают числа, а учащиеся со слабой успеваемостью выбирают подходящие цифры из заданных ниже.

   Для  резервных заданий хорошо подходят графические задания, такие как дорисуй рисунок, перерисуй, не отрывая руки (Приложение 7). Данные задания развивают логику и мелкую моторику руки.

   Проведенные  исследования позволяют сделать вывод: систематическое использование заданий учебно-исследовательского характера на уроках математики повышают уровень математических знаний, критичность и активность,  индуктивность, гибкость мышления, самостоятельность младших школьников на уроке.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Целью  данного исследования является  определение теоретических основ  исследовательской деятельности  в обучении и обоснование путей  реализации  учебно–исследовательского  метода в современном  начальном  курсе математики.

        В ходе проведенного  работы  были выявлены этапы развития начального математического образования (история, современность, перспективы), его цель. Целью современного математического образования является повышение качества обучения, полноценное развитие младшего школьника.  Нами было установлено, что залог успешного обучения ученика начальной школы математике  заключен  в его преобразующей познавательной деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что при организации активной познавательной деятельности младших школьников на уроках математики необходимо формирование исследовательского поведения: умение выдвигать новые идеи, видеть и формировать  учебную задачу, составлять план ее решения и реализовывать его. В процессе формирования у младших школьников умений и навыков исследовательской деятельности происходит развитие мыслительных процессов, а  также формируются общие проблемы учебной деятельности, что, несомненно, способствует повышению качества знаний учащихся.

      Значительный вклад в рассмотрение проблемы исследовательской деятельности внесены учеными О.А Ивашовой, В.А. Далингером, Л.А. Орловой, И.А. Зимней, С.С. Пичугиным и другими.

     Исследовав сущность и содержание  исследовательской деятельности  младших школьников на уроках математики, мы выявили, что учебная деятельность направлена на самого обучаемого, как субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности и  интеллектуальных способностей.  Познавательная потребность наиболее полно реализуется  в исследовательской деятельности. На наш взгляд, определение исследовательской деятельности как учебно– исследовательской  наиболее точно определяет уровень исследования младших школьников на уроках математики: по познавательной деятельности эта работа является исследовательской, а по функциональному назначению носит  учебный характер. Учебно – исследовательская деятельность способна дать младшему школьнику возможность активного познания и получения нового знания, которого раньше в его опыте не было.

     Результаты проведенного исследования  были апробированы во время прохождения педагогической практики.  Проведенные теоретические исследования, педагогические наблюдения, изучение опыта работы передовых учителей, свой небольшой опыт работы по проблеме  позволили сделать вывод о том, что необходимо поэтапное приобщение младших школьников  к исследовательской деятельности. Для включения младших школьников в исследование важно постепенно приучить их к определенному способу научного мышления: анализу и синтезу, сравнению и классификации, индукции и дедукции.   При этом необходимо формировать критичность, рассудочность и индуктивность, гибкость мышления.

    Гипотеза, сформулированная на начальном этапе работы, экспериментально проверялась во время практики «Пробные уроки» и государственной педагогической практики. Наблюдения показали, если работа по включению заданий учебно – исследовательского характера в урок математики будут проводиться систематически и целенаправленно, то эффективность обучения повысится.

    Полученные результаты исследований по теме « Учебно- исследовательская деятельность на уроках математике в начальных классах» показали возможность применения полученных результатов в дальнейшей профессиональной деятельности. При работе над темой определились новые направления в исследовании: в ходе профессиональной практической деятельности рассмотреть более подробно работы методистов в сфере исследования проблем применения исследовательского метода в начальной школе, а так же определить компетентность учителей в вопросах применения заданий учебно-исследовательского характера на уроках математики в начальных классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.  Айзаман,  Р.И. Подготовка ребенка к школе [Текст]: Учеб.пособие

/ Р.И. Айзаман,  Г.Н. Жарова, А.И. Савенков. – М.: Новосибирский гос. пед. институт, 1991. – 135с.

2.Антоненко,  Т.Е. Приемы занимательности на  уроках математики [Текст]/ Т.Е. Антоненко  //Начальная школа.-2008.- №4-с.45-48

3. Антонов,  Д.А. Развитие творческой личности  учащихся при работе над математическим текстом [Текст]/Д.А. Антонов//Математика в школе.- 1980.- №3.-с. 7-10

4.Бантова, М.А.Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.-М.: Просвещение, 1984.-335с.

5. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. [Текст]/ В.П. Беспалько.- Воронеж, 1997. - 320с.

6.Братанова, Л.П.Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст]/ Л.П. Братанова // Начальная школа.-2008.- №5.-с.2-7

Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах