Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:14, курсовая работа
Предмет исследования: процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме.
2. Рассмотреть понятие индивидуализации обучения.
3. Определить цели индивидуализации в обучении.
4. Рассмотреть особенности мышления и темперамента учащихся младших классов.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы учёта индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе. 6
1.1 Понятие индивидуализации обучения 6
1.2 Роль учителя младших классов в процессе обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей 20
Глава 2. Анализ практического опыта организации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников 24
2.1 Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте 24
2.2. Мотивация младших школьников с учетом особенностей их темперамента 26
Заключение 29
Литература 31
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.
Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественной). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.
Таким образом, изучив различные стороны индивидуальности ребёнка, мы приходим к выводу, что, используя эти знания в совокупности, педагог может строить свою работу с классом гораздо эффективнее, чем в условиях отсутствия какой бы то ни было дифференциации. Зная особенности мышления ученика в сочетании с его темпераментом, педагог может формировать комфортные малые группы с учетом соотношения сил и совместимости темпераментов, для реализации самых различных учебных задач. Большую помощь в учебном процессе могут оказать командообразующие игры, как в составе малых групп, так и всего класса в целом. Подобные игры учат детей эффективно использовать качества своей личности, способности и прочие особенности в рамках общего процесса, что позволяет выявить свои сильные стороны, учиться друг у друга, а также создаёт благотворный микроклимат в коллективе.
Проделав работу, мы можем сделать следующие обобщения.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Зная
особенности условно-
К особенностям
учащихся, которые в первую очередь
следует учитывать при
- обучаемость,
т.е. общие умственные
- учебные умения;
- обученность,
которая состоит как из
- познавательные интересы (на фоне общей мотивации).
Учёт
названных показателей при
Учитывая
индивидуальные особенности каждого
ребенка учитель должен дифференцировать
содержание дидактического материала,
разнообразить виды деятельности, создавать
контрольно-оценочные
Учителю следует быть предельно тактичным и внимательным в случае физиологических особенностей ребенка, таких как, к примеру, леворукость, или же заикание, дальтонизм, или отставание в физическом развитии. Любое необдуманное вмешательство может нанести непоправимый вред. Важно выработать у ребенка эффективную стратегию поведения при наличии данных особенностей, и обеспечить атмосферу понимания и эмпатии в детском коллективе.
Педагог должен понимать и учитывать, что каждый человек по-своему ценен и уникален. Главное помочь ребенку распознать свою уникальность, направляя его на путь личностного развития и максимального раскрытия своего творческого потенциала.
1 Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 2006
2 Воспитание и развитие детей в процессе обучения. Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 2007
3 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,2006
4 Венгер, Л.А, Мухина В.С Психология М, Просвещение 1988
5 Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990
6 Немов, Р.С. Психология. М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.
7 Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978
8 Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, М., 1976
9 Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 2005
10 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2010.
11 Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 2008
12 Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 2006.
13 Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 2008.
14 Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981
15 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю\. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996
16 Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. Вопросы психологии. 2005.- №2
Леви В. Искусство быть другим. М.: Молодая гвардия, 1980.
17
18 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе