Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – раскрыть особенности обучения письму как виду речевой деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить круг следующих задач: – изучить материал по данной теме; – сделать выводы и обобщить полученные знания на практике; – рассмотреть разницу между письмом и другими видами речевой деятельности, - овладеть умениями письменно поздравить кого-либо с праздником (оформить поздравительную открытку по образцу) Для реализации поставленных задач необходимо использовать следующие методы: – анализ методической литературы и синтез материала по данной проблеме; – сравнение и обобщение изученных материалов; – сбора и накопления материала.
Содержание
Введение 3 Глава I. Письмо как речевой вид деятельности 5 1.1 Структура письма как вида речевой деятельности 5 1.2 Различия между письмом и другими видами речевой деятельности 6 1.3 Психологические особенности младшего школьника 7 Глава 2. Работа над формированием навыков письменной речи 10 2.1 Методологический компонент обучения 10 2.2 Развитие техники письма 12 2.3 Технология обучения письму 17 Заключение 23 Приложение 25 Материалы для проведения урока 25 Упражнения 28 Список литературы 30
Развитие современного общества
представляет собой сложный, многоплановый
процесс. Решение научно-технических проблем,
всесторонняя модернизация экономики
предъявляют новые, повышенные требования
к образованию учащихся, причем с самых
первых дней обучения их в школе. В новых
условиях именно овладение учащимися
иностранными языками в полной мере соответствует
требованиям времени.
Сегодня мы являемся свидетелями
того, как немецкий язык становится реально
востребованным. Последние годы свидетельствуют
о значительном повышении интереса к немецкому
языку как средству международного общения.
Особое же место занимает письменная речь.
В методике под письмом понимается овладение
учащимися графической орфографической
системами немецкого языка для фиксации
речевого материала в целях его лучшего
запоминания и в качестве помощника в
овладении устной речью и чтением. Именно
учитель в новых условиях должен из
множества методических систем выбрать
ту, которая в большей степени соответствует
современным педагогическим требованиям
и конкретным условиям обучения немецкому
языку.
Самостоятельным видом обучения
речевой деятельности является обучение
письменной речи.
Базовые навыки в области техники
письма формируются на начальном этапе
обучения. На продвинутых этапах они закрепляются
и совершенствуются как условия развития
письменной речи. [17; 189.]
Базовый курс обучения иностранным
языкам предполагает овладение письменной
речью на уровне «выживания», то есть достижения
элементарной компетенции.
Письмо обеспечивает прочность
и надежность запоминания материала, совершенствует
устную речь и чтение, развивает логическое
мышление, совершенствует творческий
материал на практике. Очень важно подобрать
письменные задания, которые должны соответствовать
возрастным и физическим особенностям
учащихся. Упражнения должны быть интересными.
Их цель – выявить эффективные пути развития
у учащихся умений письменно выражать
свои мысли и проверять их опытным путем.
Объектом данного исследования
является обучение письму на начальном
этапе.
Предметом же исследования
– использование эффективных методов
при обучении письму на начальном этапе.
Цель данной работы – раскрыть
особенности обучения письму как виду
речевой деятельности.
Для достижения данной цели
необходимо решить круг следующих задач:
– изучить материал по данной
теме;
– сделать выводы и обобщить
полученные знания на практике;
– рассмотреть разницу между
письмом и другими видами речевой деятельности,
- овладеть умениями письменно
поздравить кого-либо с праздником
(оформить поздравительную
открытку по образцу)
Для реализации поставленных
задач необходимо использовать следующие
методы:
– анализ методической литературы
и синтез материала по данной проблеме;
– сравнение и обобщение изученных
материалов;
– сбора и накопления материала.
Гипотеза – в ходе работы над
данной проблемой можно допустить, что
только целенаправленное, личностно-ориентированное
и систематическое обучение письменной
речи позволит достичь высокого уровня
владения данным видом речевой деятельности.
Глава
I. Письмо как речевой вид деятельности
1.1 Структура
письма как вида речевой деятельности
Письмо – это сложное речевое
умение, «дополнительное к звуковой речи
средство общения при помощи системы графических
знаков, позволяющих фиксировать речь
для передачи ее на расстояние, для сохранения
ее произведений во времени». В этом определении
отражены две стороны письма: письмо как
продуктивный вид деятельности (фиксировать
речь для ее передачи) и письмо как результат
этой деятельности («произведения», т.е.
тексты, предназначенные для чтения другими).
Рассмотрим письмо как продуктивный
вид деятельности. Как и говорение, оно
характеризуется трехчастной структурой:
мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической
и исполнительной. Иными словами, побуждающей,
формирующей и результирующей. В мотивационно-побудительной
части появляется мотив, которым является
потребность, желание общения с целью
передать какую-то информацию письменно;
возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической
части формируется и реализуется само
высказывание, происходит отбор слов,
нужных для конкретного текста, распределение
предметных признаков в группе предложений,
выделение предиката или стержневой части
в смысловой организации предложения,
организация связи между предложениями.
Исполнительная часть письменной речи
как деятельности реализуется в фиксации
продукта письменной речи с помощью графических
средств языка – письменного текста. [13;
194.]
1.2 Различия между
письмом и другими видами речевой
деятельности
Различают письменную речь
и письмо. Под письмом в лингвистике понимается
графическая система как одна из форм
плана выражения, средство представить
язык при помощи графических знаков. Под
письменной речью понимается книжный
стиль речи. В психологии письмо рассматривается
как сложный процесс, в котором имеет место
соотношение речевых звуков, букв и производимых
человеком речедвижений. Письменная речь
– это процесс выражения мыслей в графической
форме. Нас же интересует письмо как объект
овладения графической и орфографической
системами иностранного языка для фиксации
языкового и речевого материала, усваиваемого
учащимися в целях его лучшего запоминания,
и в качестве помощника в овладении устной
речью и чтением. Письмо помогает, способствует
развитию навыков и умений устной речи
и чтения, так как оно тесно связано с ними.
Результаты психологических
исследований дают основания говорить
о том, что базой письменной речи является
устная речь. При письме человек воплощает
в графических символах то, что проговаривается
им предварительно. Устная речь, и в частности
говорение, связана с письмом самими механизмами
порождения высказывания. Это прослеживается
от замысла (что сказать) к отбору необходимых
средств языка (как это выразить, какие
нужны слова и как их сочетать в высказывании)
до реализации замысла средствами языка
устно – в говорении и письменно – на
письме. При говорении это звучащее высказывание,
представленное графически. И в том, и
в другом случае в результате состоится
понимание сообщения другим лицом. [14;
207. ]
Письмо тесно связано с чтением.
В их основе лежит одна графическая система
языка. При письме, так же как и при чтении,
устанавливаются графемно-фонемные соответствия,
они только имеют разную направленность:
при чтении от букв к звукам, а при письме
от звуков к буквам. Иными словами, при
письме идет кодирование или зашифровка
мысли с помощью графических символов,
а при чтении – их декодирование или дешифровка.
Можно утверждать, что
устная речь и письмо взаимосвязаны,
и методически правильное использование
этой особенности учителем в учебном процессе
помогает решить основную задачу – помочь
учащемуся овладеть особенностями немецкого
языка.
В обучении немецкому языку
на начальном этапе письмо играет большую
роль. Оно способствует более прочному
усвоению лексико-грамматического материала,
а также совершенствованию навыков в чтении
и устной речи. Но чтобы выполнить эту
важную роль, именно на начальном этапе
и, в частности, на первом году обучения,
учащиеся должны усвоить технику письма,
научиться писать буквы и овладеть орфографией
слов, усвоенных в устной речи и используемых
в письменных упражнениях. С этой целью
в УМК для начальных классов предусмотрены
рабочая тетрадь для самостоятельной
работы учащихся; письменные задания начинаются
с написания букв алфавита и транскрипционных
значков и заканчиваются написанием письма
другу в Германию. Определенным стимулом
для овладения орфографией служат кроссворды
и чайнворды, помещенные в рабочей тетради,
а также в самом учебнике. Сам же процесс
овладения графикой и орфографией немецкого
языка оказывает положительное воспитательное
воздействие на школьников, на развитие
памяти, волевых качеств и др.
1.3 Психологические
особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом
считается возраст детей от 7 до 10-11 лет,
что соответствует годам обучения в начальных
классах общеобразовательной школы. Но
этот возраст не всегда соответствует
начальному этапу обучения иностранному
языку.
Увеличение роста и веса, мышечной
силы и выносливости, жизненной емкости
легких идет довольно пропорционально.
Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью,
поэтому сердце достаточно выносливо,
головной мозг тоже получает достаточное
кровоснабжение, что является необходимым
условием его работоспособности.
Костная система младшего школьника
тоже находится в стадии формирования
– окостенение позвоночника, грудной
клетки, таза, конечностей еще не завершено,
в костной системе много хрящевой ткани.
Происходит функциональное
совершенствование мозга – развивается
аналитико-синтетическая функция коры;
заметно развивается вторая сигнальная
система, но при этом первая сигнальная
система в младшем школьном возрасте еще
сохраняет свое преобладание. Постепенно
изменяется соотношение процессов возбуждения
и торможения: процесс торможения становится
все более сильным, хотя по-прежнему преобладает
процесс возбуждения, и младшие школьники
в высокой степени возбудимы и импульсивны.
[7; 266.]
В итоге можно сделать вывод
о том, что уровень физического развития
младшего школьника вполне допускает
ежедневные систематические учебные занятия
в школе и дома и не вызывает переутомления,
перенапряжения.
С поступлением ребенка в школу
под влиянием обучения начинается перестройка
всех его познавательных процессов, приобретение
им качеств, свойственных взрослым людям.
Это связано с тем, что дети включаются
в новые для них виды деятельности и системы
межличностных отношений, требующие от
них наличия новых психологических свойств
и качеств. Общими характеристиками всех
познавательных процессов ребенка должна
стать их произвольность, продуктивность
и устойчивость. [10; 208.]
Психологами доказано, что обычные
дети в младших классах школы вполне способны,
если только их правильно обучать, усваивать
и более сложный материал, чем тот, который
дается по действующей программе обучения.
Еще одна проблема состоит в
том, что углубленная и продуктивная умственная
работа требует от детей усидчивости,
сдерживания эмоций и регуляции естественной
двигательной активности, сосредоточения
и поддержания внимания на учебных задачах,
а это умеют делать далеко не все дети.
Многие из них быстро утомляются, устают.
Поступление в школу вносит
важнейшие изменения в жизнь ребенка.
Резко меняется весь уклад его жизни, его
социальное положение, положение в коллективе,
в семье. Основной, ведущей деятельностью
ребенка отныне становится учение, важнейшей
обязанностью – обязанность учиться,
приобретать знания. Учение – это серьезный
труд, требующий известной организованности,
дисциплины, волевых усилий со стороны
ребенка. Все чаще и больше приходится
делать то, что надо, а не то, что хочется.
Школьник включается в новый для него
коллектив, в котором он будет жить, учиться,
развиваться. А коллектив предполагает
умение считаться с его интересами, умение
подчинять личные желания общим устремлениям,
взаимную требовательность, взаимопомощь,
высокий уровень организованности и дисциплины.
Усвоение знаний в начальной
школе требует от младшего школьника сравнительно
высокого уровня развития наблюдательности,
произвольного запоминания, организованного
внимания, умения анализировать, обобщать,
рассуждать. [1; 90.]
В данной главе мы рассмотрели
структуру письма, различия между письмом
и другими видами речевой деятельности,
учли психологические особенности школьника.
Глава
2. Работа над формированием навыков письменной
речи
2.1 Методологический
компонент обучения
Рассмотрим методологическое
содержание обучения письму – овладение
учащимися приемами, облегчающими усвоение
графики и орфографии немецкого языка
и выполнение письменных заданий.
В латинском алфавите много
букв, общих с русским алфавитом, например,
А, С с, Е е, В, К, М, Рр, О о, Х х, и совсем новых
для приступающих к изучению немецкого
языка: F f , h, L l, G, S, W, V, Z, J. Учащимся нужно
показать, что многие буквы они умеют писать.
К сожалению, в практике обучения графике,
как правило, нет дифференцированного
подхода. Учащегося учат писать каждую
букву и требуют от него, чтобы он написал
дома одну – две строчки новой буквы, независимо
от того, новая она или нет с точки зрения
графики. Таким образом, у учащихся не
вырабатывают дифференцированного подхода
к написанию букв немецкого алфавита.
А такой подход необходим.
Дифференцированный подход
к овладению графикой позволяет реализовать
межпредметные связи (русский – немецкий)
и создавать у учащегося положительный
настрой на изучение немецкого языка,
показывая ему, что, по крайней мере, половину
букв он уже умеет писать. Учитывая грамотность
ребят, можно сразу показать им алфавит
с пронумерованными буквами, предложить
внимательно посмотреть на буквы и назвать
номера тех, которые они уже умеют писать.
При этом дети не должны называть букву,
а только ее номер. Такое задание нравится
ребятам, оно им посильно, его выполнение
обеспечено предшествующим опытом. В то
же время оно ставит детей в проблемную
ситуацию: использовать знание немецкого
языка для его решения.
Дифференцированный подход
дает возможность сосредоточить усилия
учащихся на овладении написанием действительно
новых букв, например: J, R, G, L, N, S, W, V.
При овладении орфографией
учащиеся должны уметь опираться на правила,
если слова пишутся по правилам. Эти правила
даются учащимся при чтении в виде ключевых
слов.
Учащихся следует научить пользоваться
приобретенными навыками в русском языке
при написании немецких слов, бытующих
в родном языке, например Sport, Student, Radio,
Lampe и другие; вырабатывать у них определенную
зоркость к графическим знакам, словам,
развивать способность к переносу имеющихся
знаний, навыков из русского языка в немецкий
и тем самым облегчать овладение последним.
При встрече с орфографически трудными
словами, а их, как было показано выше,
немало, требуются специальные приемы,
облегчающие запоминание. Один из таких
приемов – побуквенное прочтение слов.
Известно, что хорошее знание звукового
образа слова не помогает удержанию в
памяти графического образа, скорее наоборот,
вступает в известное противоречие с ним.
Побуквенное прочтение слова помогает
удерживать его в памяти, когда вычитывается
каждая буква и буквы объединяются в слоги.
Такое запоминание слова помогает как
усвоению орфографии, так и узнаванию
его при чтении. Для чтения требуется запечатление
графического образа слова в памяти, а
этот образ есть не что иное, как буквенный
состав слова: количество букв, определяющее
длину слова, и последовательность их
расположения.. Между прочим, этим приемом
дети пользуются и при овладении орфографией
на русском языке (лестница, солнце, синего,
смеяться – хотя так не произносят).